Перестройка, гласность, ускорение...

Apr 23, 2015 20:55

Многие считают, что старый добрый СССР кончился на похоронах Брежнева, другие - когда умер Черненко.

Но это так, предвестники.

Де-юре, это произошло ровно 30 лет назад. 23 апреля 1985 года на Апрельском пленуме ЦК КПСС. Горбачёв провозгласил новый политический курс. Много чего нового произошло, много чего старого разрушено было. Это время и можно выразить в трёх словах: Гласность, Перестройка и Ускорение.

Итак, март 1985 года... Похороны Черненко. Возглавляющий скорбную процессию и был наследником. Это было ясно. Но вот чего новый генсек наворотит, думаю, не знал и сам Горбачёв.


Реформы ожидались давно, а Горбачёв ещё был и самым молодым в Политбюро. Короче, эпоха застоя и пышных похорон завершилась. Но дело Октября как бы продолжилось.



Поначалу народ относился спокойно. Конечно, были анекдоты, куда без них.

Приходит Горбачёв в кафе. Заказал пельмени, проверить, как реформы идут. Подали.
- А почему они квадратные?
- Перестройка!
- А почему сырые?
- Ускорение!
- А надкушены почему?
- Госприёмка!

Что запомнилось первым из перемен: появились кооперативы (при неотменённой статье за спекуляцию). Конечно, они должны были если не решить, то смягчить проблему дефицита. Однако, наоборот, многие до того недефицитные товары стали пропадать, а кооперативная продукция стоила в несколько раз дороже, чем продавалась аналогичная в государственных магазинах. Кооператоры мало контролировались государством (большинство проблем решалось взятками), но появились рэкетиры, те, кто занимался не бизнесом, а теми, кто занимается бизнесом. Государство практически не преследовало и их. То ли не ожидали, то ли желания не было.

Ещё запомнился антиалкогольный закон. Была практически разрушена одна из немногих выгодных отраслей экономики. Под корень были вырублены многие виноградники, а водку купить стало всё сложнее. Не знаю, было ли лобби у самогонщиков, но они выиграли...



Страна скатывалась в пропасть. Постепенно начались вводиться талоны на товары первой необходимости. Иногда и отоварить талоны было проблемой.

Через несколько лет обострились национальные проблемы. Каждая республика считала, что именно она кормит страну. А если не будет кормить, тогда уж заживёт как надо.

Особенно усердно кормила (как бы) весь Союз Украина. Но схожее явление было практически везде.


Иногда разборки были кровавые. Причём, столкновения были как с советскими войсками (Вильнюс, Тбилиси), так и
между представителями разных национальностей (Карабах, резня в Баку и Фергане).

Зато стало можно говорить вслух то, о чём раньше и подумать боялись. Хорошо или плохо, но факт: многие запрещённые произведения были официально изданы. А вечерами показывали заседания народных депутатов. Эти прения были не скучными заседаниями Политбюро начала 1980-х или Государственной Думы 2010-х... Накал страстей был тот ещё. А ещё появилась некая надежда...

Хотя все уже понимали, что СССР умирает, по крайней мере, в прежнем виде. Тем не менее, 17 марта 1991 года на референдуме народы СССР в большинстве своём высказались за сохранение Союза. Но властями во все времена воля народа исполняется, если это им выгодно.

Страна уже не катилась в пропасть, а летела в ней.

Маленький мальчик видит, что рушат дом.
- Мама, я знаю, что это. Это называется Перестройка!

...А потом был путч. Это был август 1991 года. СССР был мёртв, но юридически ещё пожил несколько месяцев. Но это уже совсем иная история.

Неужели 30 лет прошло?

СССР, КПСС, Горбачёв, история, Перестройка

Previous post Next post
Up