Приношу свои извинения за некоторую схематичность и сумбурность изложения. На шлифовку текста могут уйти месяцы.
Путинские клещи
С одной стороны имеем смертный приговор в отношении тысяч предприятий и целых отраслей:
- план приватизации чуть менее 1000 оборонных предприятий, еще недавно включённых в защищённый «список 1200-х» (что по опыту прошлых лет часто приводит к свёртыванию производства, увольнению сотрудников, распродаже оборудования и открытию в освободившихся помещениях рынков или чего-то столь же «высокотехнологичного»);
- «реформа» системы академических НИИ (перспективы - см. выше);
- угроза уничтожения гражданского авиапрома (который, по словам одного чиновника, «окончательно упустил свой шанс»);
- вполне вероятный отказ от дальнейших протекционистских мер в отношении отечественного автопрома, с которым в той или иной степени с вязано 8 000 000 (!) человек;
- ускоренное вступление РФ в ВТО, грозящее оставить без заработка до 14 000 000 крестьян;
- дополнительно сокращение (как всегда авральное) к 1 января 100 000 человек из состава Минобороны, преимущественно офицеров.
С другой стороны:
- «реформа ЖКХ», ставящая людей, потерявших средства к существованию перед угрозой потери жилья;
- отмена ряда социальных льгот, для многих бывших источником сохранения элементов относительно достойного социального статуса;
- неуклонное снижение доступности образования, в числе для представителей семей, где высшее образование и даже научная карьера являются многолетней традицией;
- закрытие в сельской местности тысяч образовательных и медицинских учреждений;
- отмена выборов губернаторов, бывших (при всех омерзительных качествах этого института) хотя бы раз в 4 года фильтром на пути людоедских (пардон, «непопулярных») социальных проектов.
В результате - около 35 миллионов человек может лишиться ВСЕГО: работы, жилья, социального статуса. Последнее особенно важно. Тотальное игнорирование того факта, какую роль играет социальный статус в сознании русского человека - есть причина многих неудач «реформаторов ментальности». Роль огромную, не только не исчерпываемую материальным обеспечением, но часто и не сводимую к нему. Роль, впрочем, отчасти не отрефлектированную в самом национальном сознании.
Смертельная сама по себе, перспектива обвального деклассирования каждого четвертого, усиливается тенденцией к закреплению существующих социальных границ и разрастанию новых пропастей. Эта «стабилизация» может оказаться куда опасней прежней «неразберихи». Относительно низкий градус социальной напряженности при Ельцине как раз и объяснялся социальной нестабильностью. До тех пор пока у русского человека есть хотя бы несколько элементов статуса, воспринимаемого им как достойный, он демонстрирует своё легендарное долготерпение (т.е. НИЩИЙ инженер (офицер и т.д.) в плане социального поведения это одно, а БЫВШИЙ - это совсем другое). Как протестовать против своего положения, если сам толком не можешь его обозначить? Кто статусно выше: кандидат наук с 1 500 рублей оклада или вышибала на дискотеке с 15000 рублей? Ответ: никто, так как никто не в силах окончательно определить свое положение в быстро меняющемся социуме, а тем паче проецировать своё положение в будущее.
Особенно опасно в этой ситуации стремительное усиление обособления т.н. «среднего класса», всё более и более превращающегося в особую касту (уже не субкультуру, а почти субэтнос), со страхом и презрением глядящую на остальную Россию. Обособление во многом более тревожное, чем произошедшее ранее обособление класса «сверхбогатых», т.к. именно «средний класс» составляющий около 15% населения страны, является решающей силой на потребительском рынке. Именно от потребительских предпочтений «среднего класса» во многом зависит, будет ли иметь сбыт произведённое остальной Россией.
Нельзя так же не упомянуть о региональном факторе. С учетом промышленной специализации отдельных субъектов Федерации, можно уверенно прогнозировать появление новых «депрессионных зон» и разрастание старых. Отдельный вопрос - судьба малых городов России. «Предприятия малых городов продолжают оставаться крупными. На одном предприятии малых и средних городов, в среднем, работают 349 человек, тогда как этот усредненный показатель по России - 56.» (Уваров А.Т.) Т.е. зависимость судьбы малых городов от судьбы градообразующих предприятий - тотальная. Тотальной же будет нищета в этих городах.
Что будет?
Основных сценариев дальнейшего развития ситуации, ИМХО, два:
Вариант 1. Одномоментно оказавшиеся в трущобах БЫВШИЕ инженеры, офицеры, представители «рабочей аристократии», ученые составят «коктейль Молотова», обладающий достаточно взрывным интеллектуальным, волевым, организационным потенциалом для решительных действий. Нет никаких причин для хотя бы минимального оптимизма в отношении характера этого бунта, он может быть, как и любой другой бунт в России, только бессмысленным и беспощадным. Но и брезгливый ужас перед ним не достоин ни малейшего уважения.
Вариант 2. Расчёт властей на пассивность и тотальную атрофию воли окажется верным и ничего не произойдет. Просто выброшенные на дно люди будут голосовать против этой жизни «ногами вперёд». Вырастет количество суицидов и социально обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания, туберкулез, СПИД, вензаболевания т.д.). Отказ от деторождения приобретёт невиданные даже в наше время масштабы. Неизбежным станет взлёт преступности. Перечислять можно долго…
Важнее другое: судьба этих 35 миллионов и есть судьба нации и судьба страны. Как бы не повернулись события, если обвальное деклассирование станет реальностью, то демонтаж (а точнее кровавый и страшный распад) России станет неизбежностью. Ни мятеж, ни покорность обреченных картину принципиально не изменят.
[Впрочем всегда найдутся люди, готовые приветствовать любой оборот событий. У одного ЖЖ-юзера прочитал: «Каждое лето Москва превращается в Россию. Поэтому лучше отсюда на этот период уезжать. Желательно за границу, потому что в Сочи ситуация ещё хуже.» Наверное рад будет. Только тряпочкой радиоактивную пыль сотрет и заживет припеваючи.]
Возражения, которые легко предвидеть
1. Конечно же, все возможные «неужели всё так плохо?».
Извините, но их оставляю за скобками.
2. А что же делать с явно неконкурентоспособными производствами? («Прекратите мучить нас «Жигулями»! и прочее.)
Но, во-первых: когда 10 миллионов производителей «мучает» своей продукцией 10 миллионов потребителей, государство просто не имеет право встать на одну из сторон. Его задача - поиск социальных компромиссов. А во-вторых: столь масштабные социальные проекты должны быть реализованы только в комплексе с мерами компенсационного характера. Что, наша власть предпринимает шаги по стимуляции создания рабочих мест? Выстраивает механизмы цивилизованной трудовой миграции? Не заметно. Она просто не способна к подобным действиям. Не по Сеньке шапка.
3. Но нужно же как-то менять ментальность «этого народа»?!
А нужно ли? Может для начала попытаться её понять? Во всяком случае, отнестись с уважением. Подлинная, а не дуболомно-ригористкая политика в том и состоит, что бы трансформировать социальные нормы, используя имеющиеся особенности ментальности, а не игнорируя и не ломая их. Ничего хорошее из такой ломки не выходит.
4. Но тех, кто не сможет платить за квартиру, выселят не на улицу, а в социальные общежития.
А вы себе представляете, ЧТО это будут за дома, ЧТО за комнаты? ЧТО за жизнь будет происходить на шести этих квадратных метрах на брата?
В заключение по правилам нужно что-то пафосно-призывное сказать.… Не буду. Просто сегодня ещё не поздно. А про завтра сами знаете….