Россия нуждается в обустройстве на основе своих традиционных христианских ценностей
Чуев А.В. (депутат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации)
Россия нуждается в обустройстве на основе своих традиционных христианских ценностей.
В современной российском обществе идет жесткая конкуренция между идеологическими направлениями различных политических сил и духовно-мировоззренческих институций, каждая из которых предлагает народу свой проект обустройства страны. Наши сограждане хорошо знакомы с либеральными проектами, предлагаемыми Союзом Правых Сил и "Яблоком", с проектом "светлого коммунистического будущего" люди среднего и старшего возраста знакомы по личному опыту, как и с "социализмом с человеческим лицом". А вот христианской политической традиции большинство наших сограждан знает только из зарубежных политических новостей.
Это весьма грустно, и показывает глубину отрыва нашего народа от своих традиций и корней. Значительная часть пропагандируемых в нашем Отечестве политических идей представляет собой отображение традиций и устоев иных стран, иных сообществ и иной истории. Можно с полной уверенностью утверждать, что и либерализм, и социал-демократия, из которой вырос отечественный коммунизм, были завезены в Россию с Запада.
А ведь Россия имеет свою духовную, да и политическую традиции, укорененную в ее истории, тесно связанную со свершившимся более тысячи лет назад Крещением Руси. Тысячу лет Православная Россия жила в постоянном общении с окружающими народами, передавала им знания и обычаи, что-то заимствовала от них, поэтому основы жизни России вовсе не надо строить заново, да еще по зарубежным образцам. К сожалению, христианские и патриотические силы России разобщены. За эти годы они ни разу не смогли объединиться и выйти на выборы как серьезная политическая сила, способная сплотить значительную часть граждан России и представлять ее интересы. Мы не собираемся обсуждать причины такой разобщенности, не хотим вступать в обсуждение подробных предложений по тем или иным конкретным положениям политических программ различных христианских и патриотических организаций России, мы хотим изложить свой взгляд на основные черты той Программы, которая позволила бы объединить все христианские и патриотические силы России в деле возрождения России на основе ее Православных ценностей.
Итак, как по нашему мнению, такая Программа должна быть:
1. Христианской, что означает:
- признание в человеке духовного начала, связывающего его с Высшим миром, признание того, что человек имеет духовные потребности, не сводимые лишь к материальным запросам, что духовная жизнь человека представляет особую ценность. Это отличает христианское понятие и идеи от материалистических учений, рассматривающих человека исключительно как часть материального мира, часть его производительных сил, а его духовную жизнь - исключительно как продукт социальной среды или животных инстинктов;
- признание абсолютного характера нравственных ценностей, что отличает эту программу от идеологических течений, отрицающих абсолютные и незыблемые нравственные законы, считающих мораль исторической условностью, меняющейся в зависимости от социальных условий;
- забота о духовном состоянии народа, содействие возрождению и утверждению Церкви;
- понимание того, что построение идеального общества силами самого человечества невозможно, что самое справедливое общество никогда не сможет удовлетворить всем потребностям человеческого духа.
- уважение к достоинству и жизни человека, сотворенного по образу и подобию Божиему;
- спокойное понимание наличия в человеке не только божественного, доброго, но и злого начала и необходимости внешнего ограждения этого зла;
- уважение к духовной деятельности различных вероисповеданий, к нравственно-созидательной деятельности различных конфессий, в том числе и нехристианских, если они не носят воинствующего антихристианского, воинствующего атеистического характера, понимание важности и нравственной значимости воспитания детей в Вере предков.
2. Светской (не клерикальной) - открытая для всех, кто разделяет христианские нравственные принципы и хочет способствовать их воплощению в политической деятельности. Высоко оценивая роль религиозных организаций в жизни России, выступая за расширение этой роли, Программа должна предусматривать уважение их канонических правил и уставов.
3. Патриотической - предусматривающей деятельность именно в России и ответственность за эти действия, в первую очередь перед народом России. Патриотизм не означает отказ России от ответственности за свои действия на международной арене. Однако в мировое сообщество Россия должна войти со своими позициями, своими национальными интересами, мнениями и ценностями.
4. Почвенная - стремящейся при решении конкретных вопросов и выдвижении конкретных проектов исходить прежде всего из потребностей реальной и национальной российской жизни, а не из умозрительных конструкций или иностранного опыта, каким бы удачным он ни казался. Такой подход однако не отрицает серьезного изучения и использования чужого опыта при осознании исторических условий и границ его применимости.
5. Традиционалистская (консервативная) - считающей, что развитие России должно происходить на основе ее тысячелетней традиции, а не на отрицании этих основ, осознающая необходимость сохранения и восстановления исторической правопреемственности России.
Отсюда - признание особой роли Русской Православной Церкви, имеющей неоценимое религиозное и культурное значение для самого возникновения России, признание особой роли Русского народа как основного государственно-образующего народа, что ни в коем случае не означает отрицание заслуг других вероисповеданий и других народов России и их права развиваться на основе своих традиций и обычаев. Поэтому не считается возможным или необходимым вычеркивать из истории России какие-либо периоды, и тем более отрицать ценность жизни, прожитой целыми поколениями наших сограждан. Вместе с тем должно быть действенным право на оценку существовавшей государственной и социальной практики, осуществлявшейся руководителями государства и исполнителями их приказов. Однако, понимая, что в истории России существовали не одни белые страницы, мы бережно относимся к своей истории и готовы нести ответственность за наше историческое прошлое, не считая при этом, что история наша началась с 1917 или 1991 года.
6. Общенародной - стремящейся стать Программой всего народа, а не одного класса, одной народности, одного национального образования или даже одной конфессии. Программа должна предусматривать формирование политики в интересах всех граждан.
Идеологические силы, разжигающие классовую и иную рознь, обещают, что всех сделают равными, а называя вещи своими именами - одинаковыми. Но уважение к достоинству человека, утверждение ценности человека вне зависимости от его успехов и заслуг вовсе не означает фактического равенства людей. В реальной жизни народу необходим врач, и чиновник, рабочий и предприниматель, солдат и учитель. При равных общегражданских правах и обязанностях каждому из них нужны и специфические права и ответственность для исполнения своих обязанностей перед другими. Если общество разъедается завистью и эгоизмом, социальные, профессиональные и прочие слои замыкаются в своих проблемах, в борьбе за свои интересы, забывая об общем национальном деле, страна гибнет.
Честное и ответственное отношение социальных и профессиональных слоев и групп друг к другу и к своим обязанностям - вот та человеческая опора, на которой только и возможно честное партнерство. Более того, в обществе отдельные социальные и профессиональные слои должны не только признавать законные права и интересы других, но и считаться с традициями, обычаями и даже с предрассудками и заблуждениями других, дабы избежать взаимно разрушительного конфликта. Именно тот социальный слой, который проявит в этом больше мудрости и ответственности за общее дело, и будет реально вести за собой других.
7. Государственной и правовой - понимающей слабость и греховность человека, и необходимость внешнего ограждения человеческого зла, необходимость и неизбежность существования государства.
Будучи традиционалистской, наша организация осознает те исторические условия, которые привели к возникновению в России сильной власти, будучи организацией почвенной, признает, что слабость гражданского общества - земства сегодняшнего дня - в современной России, тяжелые условия перехода от одной социально-политической системы к другой, требуют активной роли государства.
Однако сильная власть вовсе не значит власть тоталитарную. Сильная власть должна быть сильна в своих пределах. Она совсем не призвана посягать на необъятное и неосуществимое. Забывая свои пределы и подминая под себя всю свободную, творческую жизнь граждан, она стала бы неизбежно надрываться и компрометировать себя. Сила власти есть прежде всего ее духовно-государственный авторитет, её уважаемость, её признанное достоинство, её способность импонировать гражданам.
Сильная власть России долга быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленная правом, и служащая праву, при помощи права. Законы должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками, ибо чиновник есть первый, кого закон обязывает. Ситуация должна быть такова, чтобы представление о том, что закон вяжет обывателя и разнуздывает произвол правителя было бы забыто раз и навсегда, закон должен обязывать всех: и Главу Государства, и министра, и полицейского, и судью, и рядового гражданина. От закона есть только одно “отступление”: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей полноты ответственности.
8. Земской (или, как сегодня модно говорить, гражданского общества) - предусматривающей необходимость создания самых широких условий для самостоятельной творческой инициативы и деятельности граждан во всех сферах жизни, начиная от хозяйственной и кончая религиозной.
В этой связи в сфере хозяйственной Программа должна предлагать “свободу промысла”, самостоятельного и ответственного хозяйствования человека, которое должно защищаться не только от произвола чиновника, но и от давления со стороны монополистических объединений. Программа должна утверждать многообразие форм хозяйствования, развитие кооперации, личного и семейного предпринимательства, малого предпринимательства во всех сферах экономики, других форм совместного хозяйствования, не приводящих к глубокому отчуждению человека от условий его жизни и труда. В то же время необходимо развитие крупного предпринимательства, осознающего свою ответственность и за экономику страны, и перед своими согражданами. Государство же должно взять на себя обязанность по поддержанию правильного экономического порядка в стране и тех отраслей хозяйствования, которые не под силу частному предпринимательству.
Признавая право человека на неприкосновенность собственности и осуждая посягательства на нее, признавая свободу предпринимательства, Программа должна предусматривать, что собственник должен нести социальную ответственность за собственность, которой он владеет, использовать её не только в личных интересах, но и в интересах всего общества, в национальных интересах страны.
Программа должна предусматривать самое широкое участие общественных объединений, создаваемых гражданами, в жизни страны, широкое участие в решении социальных вопросов и организаций религиозных.
Программа должна выступать за развитие ответственного перед гражданами и законом местного самоуправления.
Что же касается государства, то оно должно быть сильным, но особо его роль повышается в переходный период, и такой всюду проникающий его контроль рассматривается как временная мера.
9 Социальной - осознающей важность социальных вопросов в жизни общества, солидарности граждан и ответственности за тех, кто оказался в тяжелом положении.
В России многим живется нелегко, но в безвыходном положении никто оставлен быть не должен. Нельзя помочь всем, но можно помочь каждому. Возрождение социального призрения в России возможно только при объединении усилий граждан, местного самоуправления и государства. Главная цель социальной политики - не поощрять иждивенчество, а помогать человеку, попавшему в трудное положение, стать вновь на ноги, стать самостоятельным, полноценным и полноправным членом общества. Общество может позволить себе непосредственно взять на иждивение только тех, кто совершенно не способен к труду. В отношении остальных категорий нуждающихся следует проводить реабилитационную политику.
Особое место в социальной сфере должны занимать медицина и образование.
Не предписывая каких-либо организационных форм медицине России, нельзя в то же время допустить, чтобы жизнь и здоровье человека зависели бы исключительно от размера его доходов.
Каждый гражданин России, желающий получить образование, как среднее, так и высшее, и имеющий для этого необходимые личные способности, должен иметь такую возможность, независимо от уровня доходов его семьи - в виде ли бесплатного образования или в виде предоставления кредита на получение образования. В то же время учитель и преподаватель не должны унижать свое высокое звание преподаванием перед людьми, равнодушными к обучению.
Дополнительное внимание должно быть уделено инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, для которых должны быть разработаны специальные программы реабилитации и включения их в жизнь общества.
Необходима активная борьба с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией и алкоголизмом.
Важнейшей сферой внимания Программы должна являться семейная политика, поддержка семьи как основы здорового общества, активная борьба с детской безнадзорностью. Ситуация, при которой два миллиона детей являются беспризорными при живых родителях, не может быть терпима и далее. Семья нуждается не только в материальном, но, в первую очередь, в моральном поощрении. Распространение в нашем обществе потребительских настроений, при которых человек главной своей целью ставит жить исключительно в свое удовольствие, а дети считаются обузой или средством выторговать у общества пособие, может быть преодолено только изменением нравственного климата и нравственных установок в обществе, возвращением семье и семейным ценностям их традиционного высокого общественного статуса.
И, наконец, по нашему глубокому убеждению, Программа не должна быть Программой насильственно-революционной. Какими бы ни были язвы современного общества, какое бы возмущение ни вызывал у нас эгоизм и произвол олигархов или властей предержащих, замкнувшихся на обслуживании своих эгоистических интересов, какие бы тяготы ни испытывал наш народ, революция не решит ни одной из этих проблем, а только усугубит их. Ни одна революция никогда ничего не создает, а только разрушает. Устроить очередной гражданский конфликт в пережившей и без того безмерно много горя России для того лишь, чтобы на место одних олигархов или правителей посадить других - слишком дорогое удовольствие, за которое пришлось бы заплатить новыми тысячами жизней ни в чём не повинных наших соотечественников.
Мы считаем полезной только одну революцию - революцию духовную. Духовное и нравственное возрождение нашего народа и нашего общества, которое сумеет найти в себе силы обуздать эгоистические интересы отдельных групп и кланов, излечить или по крайне мере заживить столь болезненные социальные язвы - та надёжная основа, на которой может базироваться и экономическое и политическое могущество России.