Второй взгляд на Ханты-Мансийск. День второй, часть I. «Торум Маа» (12.07.2019)

Oct 31, 2019 16:57

И снова повторение пройденного. Как и год назад, второй день пребывания в Ханты-Мансийске начался с посещения «Торум Маа» - этнографического музея под открытым небом. Это место сразу же показалось мне невероятно красивым и каким-то даже таинственно-сказочным. Из тех мест, куда хочется время от времени возвращаться. Тем более был дополнительный повод: в прошлый раз Алина задавала много вопросов, то есть проявляла доселе невиданный интерес к экспозиции, и я тогда пожалел, что мы осматривали экспонаты без экскурсовода. Так что в этот раз было решено пройтись по территории музея с полноценной экскурсией.

У меня уже было описание музея, и, чтобы не повторяться, просто порекомендую глянуть прошлогодний пост: Ханты-Мансийск. Часть I. «Торум Маа» (24.08.2018).

Вкратце лишь напомню, что этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» (переводится с мансийского как "Священная земля") был основан в 1985 году по инициативе представителей ханты-мансийской интеллигенции Ювана Шесталова и Еремея Айпина (оба потомки шаманов, кстати), которые передали музею основу его экспозиции - подлинные постройки из своих родовых угодий. И сегодняшняя экспозиция дает очень хорошее представление о народной архитектуре малых народов Севера.

Ещё меня несколько поразил факт родства хантов и манси с венграми. Это, оказывается, всё одна угорская ветвь финно-угорской языковой группы. Собственно, слово "Югра" - это, вероятно, трансформированное слово "Венгрия". Все же ведь помнят, что Венгрия - это Угорщина? В украинской интерпретации, разумеется.
И вот казалось бы, при чём здесь венгры? А дело здесь в том, что угорские народы изначально кочевали в степях Западной Сибири, но в результате переселения народов часть племён ушла на болотистый север Западной Сибири, а часть - на запад, в Европу, где образовали известную ныне республику Венгрию.

1. Объявление на подходе к музею. Территория обработана от клещей, так что можно гулять спокойно. И вообще во всём городе клещей травят весьма активно, что очень радует. Уж хотя бы этих опасных тварей здесь можно не боться. А комаров и мошек как-нибудь можно перетерпеть.

2. Хлебная печь. Отсюда началась наша экскурсия.

3. Летний домик.

4. Интерьер летнего домика.

6. Алину, конечно, особенно заинтересовали вот эти игрушки-куколки, некоторые из которых она даже брала в руки, рассматривала поближе. И через некоторое время экскурсовод вяленько предупредил, что трогать экспонаты нежелательно.

7. Всё та же детская люлька. По-прежнему висит.

8. Вход в зимний домик.

10. Лабазы всё так же прочно стоят "на ногах".

11. Домик посовременнее. Летняя кухня.

Зашли внутрь.

12. Какие пёрышки!

13. Внутреннее убранство смотрится очень естественно. Как будто сейчас придут люди в лаптях и старинных одеждах и начнут заниматься своими бытовыми делами.

17. Идём дальше. Видим ритуальные ленты на деревьях.

18. Очередной зимний дом. Зашли и в него.

19. Знакомые лыжи. Стоят нетронутые. Всё там же, на том же месте.

20. А вот, кстати, головоломки. На первый взгляд простенькие и незамысловатые, но это только так кажется. Мы пытались некоторые из них решить, но получалось, как правило, наполовину в лучшем случае.

Так что здесь можно было зависнуть на час. Впрочем, давило ещё то, что тебя ждёт вся экскурсионная группа. А это здорово мешает сосредоточиться.

21. Очередной веер из перьев.

22. И сани, конечно же, стоят снаружи. Куда же без них.

23. Собачья конура.

24. Ну и, наконец, самый колоритный и фотогеничный лабаз - "Сумьях". Многие его сравнивают со сказочной избушкой Бабы-Яги.

25. Мишень для стрел.

26. Дом из коры. Ещё одна необычная и запоминающаяся постройка.

27. На этот раз мы и внутрь заглянули. Но нормально здесь поместится только ребёнок.

А затем мы спустились к охотничьей тропе. И здесь нам рассказывали про разные типы ловушек.

28. Вот, например, ловчая яма. Одна из самых эффективных ловушек.

29. Принцип всех ловушек примерно один и тот же - как-либо обездвижить или раздавить животное.

30. Охотничий лабаз.

33. Ловушка на медведя - кулёма. Причём на медведя не столько охотились, сколько защищались. Чтобы не досаждал.

34. Ловушка на лисицу. Честно говоря, мне даже стало жалко зверушку: она бьёт лапкой по вращающейся приманке (рыба или кусок чего-нибудь съедобного), и в итоге лапка застревает в колоде. Чем активнее лиса пытается вытащить лапу, тем сильнее она застревает.

Как я понял, на лисицу тоже не столько охотились, сколько защищались от неё. Чтобы не вредила хозяйству.

35. Наконец-то увидели шишку. На этот раз мы их мало находили. И кедровых орешков не удалось отведать, ибо в июле они ещё не успевают созреть.

36. Сруб для останков медведя. Честно говоря, уже и забыл, для чего нужны были останки медведя.

37. Дошли до святилища. Фигурка идола.

39. Семь священных идолов.

На этом экскурсия закончилась.
Честно говоря, последний её этап стал непростым испытанием. Комары нас жрали нещадно! Причём исключительно только нас, туристов (всего в нашей группе, если не считать экскурсовода, было четыре человека), а вот экскурсоводу - хоть бы хны. Я вообще не видел, чтобы хоть одно насекомое на него село. Как будто у местных какой-то врождённый (или приобретённый) иммунитет от кровососущих тварей.

40. Спускаемся по лестнице обратно к выходу. Отсюда открывается неплохой вид на Иртыш.

В общем, экскурсия на этот раз была куда хардкорнее. Комары - это жесть! Сотрудники этномузея подарили нам, бедолагам, некое очень эффективное средство от комаров. Оно не сказать чтобы сильно нас выручило, но хотя бы было чуть легче.
Увы, но именно лютые комары стали главным впечатлением экскурсии :(

Так что, к сожалению, не могу порекомендовать «Торум Маа» для посещения летом. Разве что в конца августа. Вот тогда мы подобных проблем не испытывали.

После столь экстремальной прогулки мы первым делом отправились в узбекское кафе. Закалённые в лесу, мы уже почти не обращали внимание на комаров и мошкару в городе.

41. "Утонувший" дом на улице Сирина.

42. А вот нам встретилась какая-то сказочная девочка.

43. "Заколочен и забыт". Снова не смог пройти мимо этого несчастного домика.

"Заколочен и забыт" стало своеобразным антидевизом нашего путешествия. Эту фразу Алина изрекала в ситуациях, когда в очередном захолустье без видимых на то причин не работало какое-нибудь кафе или магазин.

44. Справедливости ради, нам по пути попадалась не только убитая архитектура. Вот, например, современный и благоустроенный дом на улице Коминтерна.

45. Чей-то припаркованный катер.

Далее после обеда было увлекательное продолжение дня. Нам предстояло прогуляться по центру и посетить Музей природы и человека.

лето, амбиции, услуги, музеи, фото, воспоминания, архитектура, Алина, факты, баттхёрт, опыт, отпуск, анонс, растения, лес, Сибирь, насекомые, рассказы, ХМАО, интересное, орехи, поездки, великие люди, красота, животные, Ханты-Мансийск, природа, жесть