Обещал вывесить свое мнение о спектакле Мариинки - пацан сделал:
А неловкость от вампуки многократно усиливается из-за того, что ты же априорно доверяешь руководству Мариинки, много лет и сил положившей на создание репутации одного из ведущих театров мира. Ведь если не этим людям быть адекватными и вменяемыми, то тогда вообще кому?
Представим, что «Братьев Карамазовых» ставит не Маринка. Тем более что эпигонская музыка Смелкова обрекает постановку на провинциальность в духе соцреалистических поделок середины 70-х (когда Ивана Карамазова пришли арестовывать люди в голубых шинелях, мне вдруг показалось, что я смотрю спектакль о революционном подполье).
Представим, что за пультом такого спектакля стоит не Валерий Гергиев, поставивший на кон свою харизму и свой авторитет. Будет ли такая постановка интересной кому-то, кроме отборочной комиссии фестиваля «Золотая маска»?
А ведь и в самом деле «Братья Карамазовы» держатся на воле одного человека, который будто бы испытывает судьбу, инициируя сомнительные события. Выходит, Гергиеву всё равно что ставить и чем дирижировать - Первой симфонией Малера или Шестой Рыбникова, Вагнером или Смелковым?
Репутация «великого маэстро» спасает проверенные временем хиты, но даже она не в состоянии вытащить провальную новинку. Понимает ли Гергиев, что кредит доверия ограничен? И что после оперы Смелкова придется ставить сочинения других наших современников, на чей счет этого кредита просто не останется.
Вот и начинаешь задумываться о причинах такой постановки. Расширение репертуара? Но в одном только Ленинграде-Санкт-Петербурге оперной музыки написано на несколько Мариинок.
Открытие новых имен и желание мировых премьер? Хорошо, но не в ущерб же качеству. Создание внятных и эстетически простых продуктов? Но почему тогда после антракта партер пустует наполовину? Экспортный продукт с истово крестящимися солистами и плеванием в иконы? Ну так и везли бы туда, где востребована клюква.
Тогда зачем? Чтобы лишний показать, что театр - фабрика, обязанная выпекать к сроку некое количество премьер? И что Мариинка - вполне себе коммерческое предприятие, продающее в том числе «русскую классику», соборность-духовность и прочая?
Так и выходит нечаянное вскрытие приема, между прочим, подрывающее доверие к другим акциям театра, который ты уважаешь, любишь, ждешь. В конце концов, должны же быть безусловные величины и непререкаемые авторитеты.
Нынешняя премьера «Братьев Карамазовых» говорит о том, что их нет.
Не осталось.
"Братья Розенталя":
http://www.chaskor.ru/p.php?id=3237