Здесь будут копиться (и ежемесячно сдвигаться в сторону настоящего настоящего) тексты из фейсбучных фотоподборок, которые обычно возникали здесь, в ЖЖ, каждое начало месяца, пока Фликр затребовал за хранение файлов неоправданные деньги.
Ведь даже у потлача есть, ну, или должны быть свои государственные границы.
Есть, впрочем, и одна малозаметная новация - раньше я описывал каким был прошлый месяц, теперь стараюсь начинать с момента отправки фоток в соцсеть, то есть сопроводительный комментарий к ним отталкивается от точки сегодня, чтобы только во вторую очередь перейти к описанию того, что было.
Вполне можно считать эти записи логическим продолжением подувядшего тэга "
пришвин", под которым я обычно собирал описания городской московской природы как особой, вторичной моделирующей системы, чахлой и прореженной, но, тем не менее, вполне самостоятельно интересной...
...и я ещё помню как возник этот интерес - под влиянием строки
Александра Еременко "В густых металлургических лесах", всегда казавшихся мне идеальным описанием природы родной Челябы (Челябы как экосферы, тогда как Чердачинск из моей прозы, всё-таки, устроен и выглядит иначе, так как состоит из совершенно иных элементов).
Декабрь 2020
Сад в декабре. Из всех подборок ежемесячных наблюдений за природой, снимки с приусадебной территории кажутся самыми личными, интимными практически. Пустить сторонний взгляд за высокий забор (летом занавешенный лимонником и диким виноградом) - всё равно как исподнее своё показать. Тем более, что зимой нет одежд, отвлекающих и рассеивающих внимание, "радуги фруктовых ароматов" и прочих сезонных складок, способных увлечь, вслед за собой, вглубь восприятия. Всё ж голо и сведено к незаживающему ландшафту.
Однако, это состояние, с преобладанием ч/б, противоположно упражнению замыливания глаза, который теперь спотыкается о разные детали, словно бы разложенные для просмотра на бархатных подушках белее-белого, которые тем больше, чем их меньше.
И да, спасибо всем, кто поздравил меня с некруглой датой.
Постарался ответить всем, если кого-то пропустил, то не по недоброму умыслу, а случайно.
Вот приду в себя и посмотрю все поздравления еще раз. Хорошего кода всем нам!
https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4055846394444106 Январь 2021
Завтра - последнее февральское полнолуние, а я всё не могу разобрать январские снимки (при том, что в этом году я фотографирую заметно меньше: кризис, начавшийся с мелкотемья и нежелания писать, быстро перекинулся на камеру): аномальные вьюги и морозы, прозванные местными СМИ "белым апокалипсисом", подмораживают любые желания, кроме сонницы в позе зародыша.
Переезд фотоподборок из ЖЖ в ФБ продуктивным не назовёшь, но обратного пути, вроде, нет - социальные сети начинают сдуваться, точнее интерес к ним.
Недавно, почти так же внезапно, как весть о ковиде-19, появился Клабхаус и люди, совсем как составляющие в правильном коктейле, разделились на тех, кому надо и на незаинтересованных.
Тех, кто бежит, задрав штаны, за комсомолом и тех, кому хватает иных способов информации.
Тут вот что важно: с какого-то момента мозги окончательно переключились на компьютерные форматы, когда любые способы человеческой деятельности стали шифроваться (в смысле "записываться" в памяти и в восприятии) разными формами информации.
Даже те, что никакой явно выраженной информации, вроде бы, не несут - вот как музыка или современный танец. Цифровая эпоха форматирует всё в разновидности информационного шума, хочешь или нет.
Таким образом, носители его всё прибывают и пребывают. Времени остаётся столько же, как и раньше (точнее, количество его заметно уменьшилось), а медиумов - всё больше и больше.
Это значит, что количество взаимодействий с классическими формами творческого восприятия (это, прежде всего, чтение и кино, а также сознательное и осознанное прослушивание музыки) сокращается, перемещаясь на периферию.
Ну, хотя бы из-за того, что всё новое интереснее всего старого.
И если идёшь в Клабхаус, значит меньше пребываешь не только в ЖЖ, ФБ, Инстаграме и Твиттере, но и во всём остальном, что автоматически вступает в конкуренцию за время и внимание.
Потому что каждая из соцсетей уравнена не только с другими блогами, но и со всеми прочими способами донесения информации, среди которых удобнее всего пассивные (внешние) источники ее донесения, а самые трудоёмкие (но и, оттого, максимально эффективные, незаметно полезные) - те, где приходится если и не трудиться, то напрягаться.
То есть, внутренние источники заполнения пустоты и приватного пространства.
И всё это связано в пропорции и такие наглядные уравнения, что сразу же становится понятным - чтение обречено.
Клабхаус, впрочем, тоже. Но уже по иным причинам.
https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4165079443520800 Февраль 2021
Сегодня первый день весны, весны подлинной, не календарной, поэтому и тачка (воз) наша и ныне там - у грядок, заросших сугробами в человеческий рост (буквально: я же невысокий). Здесь всё ещё холода и снегопады без какой бы то ни было видимости перемен.
Метели при резко вытянувшейся длительности дня. Что ж тогда о феврале говорить, так и оставшемся в центре "нежного безмолвия", целиком забетонированного белым асфальтом, если сам март застыл без движений. В таком оцепенении и стуже, словно это март - февраль, центр зимы, которая и есть средостение нашего мира...
Я вспоминаю лето как промельк цветов внутри засвеченной плёнки, как отпуск, как нестандартное положение тел. Лето - не норма, но, скорее, исключение из неё, так как привычка - ранний мрак и слепые морозы, в основном: выходишь из дома и почему-то хочется пригнуться, втянуть голову, внутренне сжаться, поставив перед холодом дополнительную преграду из сна, окаменевшего где-то между слоями одежды.
Но только стоит зайти в тепло и сон оттаивает, обволакивая восприятие лишними запахами.
От них ещё мгновенно устаёшь, как от телевизора, раз уж это они заменяют нам зимой изобилие.
Километры меренгового наста по окраинам посёлка и краям дорог заставляют думать о тепле под вечным одеялом. О перине, умятой в берлогу, невидимую снаружи, но манящую изнутри, покуда голова тяжелеет вместе с шапкой и закатом, опускаясь всё ниже.
Мама вчера сказала, что уже сейчас тоскует о промельке лета и неизбежном наступлении осени, которая вновь развернёт народ к норме. К попкорному сну.
https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4213579152004162 Март 2021
Вася позвонил из Токио, говорит у них дождь идёт, Марина как бы отвечает ему из Москвы: у нас в столице тоже дождь (Оля, правда, пишет, что уже в состояние медленного снегопада перешедший), а я радуюсь всемирному синхрону северного полушария, так как у нас, как и везде, уже сутки льёт, серая, но тёплая, нерасчленимая масса, похожая на вытянутую тень.
Похожая на дефект экрана или на лишнюю оконную грязь. Прямо в снег ведь льёт.
Апрель - главный месяц минимализма и вселенской пустоты, март (который на сегодняшних снимках) - период теней и оттенков, намёков и легких поползновений от полюса в сторону.
Это когда влага, набухшая в февральском воздухе, перестаёт пощипывать эпидермис, вновь подмерзает до комнатной сухости, а пыль обращается в "снежный покров".
В оренбургский пуховый платок.
В марте все много чихают.
Чаще обычного.
Садовые сугробы кутают и лелеют цветочные кусты да смородину в экспериментальной (читай: первозданной, недоступной общей улице) чистоте.
Посмотрите на их высоту, глубину, на более не существующую плотность.
Амаркорд отдыхает в финале, плачет берёзовым соком и ставит, и ставит им градусники.
Теперь понятно, о какой такой жалости я писал вчера, провожая всё это зимнее великолепие статики и ежедневной статистики?
То-то же.
Между тем, март тоже избыточно барочен и подслеповато изощрён.
Если, конечно, не бежать, но, выйдя из дома, замереть с фотокамерой у отсутствующего пока ещё палисадника, прикрывшись шторкой пара, вырвавшегося из рта.
В марте школьники не ходили на занятия пару дней, пласты скрипели под ногами пенопластом, шуршали калёным сахаром, а ночь, лишь слегка отодвинутая на запад (в сторону Шершневского водохранилища, ответственного за главные облачные красивости над посёлком, и это не политическая аллюзия, а вполне атмосферный феномен) возвращалась в течении долгого дня то позёвыванием, то потягиванием, на мгновение обращающим нас в кошачьих.
Апрельское барокко состоит из воды: из рокайльных луж да плафонов, опрокинутых с чертогов порожками, формой своей напоминающих неправильный жемчуг.
Мартовское рококо и того круче - гранями снежного наста, собирающего делезовские складки (le pli) в юбки, поверх кринолинов.
В снежные купола, что твой Брунеллески - с завитками и ложно поднятыми (вот как у Санта-Мария-делла-Салюты) волютами.
Оттого-то и пар из рта, от того и перехватывает дыхание, что, замерев над сугробом, как будто летишь над городом и миром, одновременно в Токио и в Москве, и сугроб раскидывает руки в разные стороны вместо тебя. Дотягивается до забора.
Лайфхак в том, что барокко рождается из снега и грязи, из мусора неправильных форм и разбитой дороги.
Стоит только снегу немного подтаять...
Чем богомзабытее местность, тем больше шансов для Джулио Романо или для Олег Бухарова - моего любимого художника из Екатеринбурга, который увидел в ФБ нашу февральскую скамейку и написал ей мартовского двойника, как это и положено эстетике сурового уральского барокко.
https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4289594037736006 Апрель 2021
За гаражами сегодня расцвела слива (она всегда первой распускается, разгоняя по посёлку чуть нарочитый аромат оксидановской сакуры) и отцвели первые ирисы, вылупившиеся в последних числах апреля (
в прошлом году первыми были тюльпаны и гораздо позже), ну, то есть, теперь сезон мая можно считать настежь открытым: отныне всё лишь ускоряться будет.
Причём каждый день, набирая скорость, каждые полдня, словно бы с горки...
Потому что пока, всё это время после зимы (март + апрель), весна была ровной и сугубо по восходящей, неоклассицистической как бесконечная, мраморная лестница: ни одного отступления в холод или даже, хотя бы, взгляда назад.
Вот как медленное потепление началось во второй половине марта, так оно и крепло с недели на неделю, да усиливалось, растением росло, набиралось зелёного сока, высасываемого из-под земли.
Нынешняя весна набирает ход именно как торжественная дорога вверх - без единого заморозка или снегопада, которые в прошлом году дважды, в марте и, затем, в апреле дарили меня избыточно красивыми фотосессиями. Ощущение, что чем оторваннее и задёрганнее людское сознание в современных реалиях, тем степеннее и ближе к своим идеальным архетипам погодные условия.
Мы-то привыкли, что природа иллюстрирует психологические состояния - пейзажи в книгах или в кино выполняют обычно вспомогательную функцию воздушка и разлёта (а ещё задержки интриги, нагнетающей нетерпение), так вот в ковидные года природа внезапно вышла на авансцену и стала заметной.
Ощутимой соринкой в глазу. Не особо, впрочем, на себе настаивая.
Соседи и прохожие перестали загораживать солнце, цветение и складки поселкового ландшафта: погода подтягивает его за собой, вытаскивая на незашоренный простор. Просушивает с боков. То, что в нём много неба и облаков, вы уже видели. Осталось разглядеть парадный вид антиков в остатках сугробов, с которых апрель начинался, сдирая кожу и постепенно обнажая десны, обжитые прошлогодней листвой. Там, где грабли не достают, сгребал их руками.
Меня реально поражает, как природа существует всё более параллельно. Расходится с нами. Вне людского разумения, переставая сублимировать антропогенные, антропоморфные эмоции. После того, как в искусстве и в жизни стал проявляться сугубо женский взгляд, очищенный от полезной грязи многовекового фаллоцентризма, самозапустился процесс, расходящийся в непредсказуемые стороны.
Как круги по воде или вот как грабли по грядке, сгребая под себя, например, животных, где заметнее теперь суб-личность любой особи и грозди индивидуальных черт (по кошкам своим сужу), или вот жизнь растений, которым без людей намного, намного лучше. По крайней мере, наблюдатель этого апреля, и мая, что за ним, может увидеть, как из хаоса хитросплетений и случайных черт возникает стройная структура расчисленных вспышек.
Оттого и неоклассицизм, что пропилеи тополей да веками высчитанные пропорции. И слива цветёт и майскую грозу, которая, если по человеческим всё-таки приметам, особенно важна в начале месяца, ждём с минуты на минуту.
С часа на час буквально, для чего и жара приходила сегодня, и сова кричала из соснового бора, и свободу отбирали у нас всю весну поэтапно, отрезая хвост по частям - чтобы уж точно, наверняка и не промахнуться "зоной поражения".
Хотя, если с другой стороны посмотреть, то что может быть круче зряшной грозы, бушующей в чистом поле для одной лишь берёзовой рощи и дубов-колдунов, на меже застывших в вечернем покое.
Реагирующих на молнии и холодные ливни с негнущимся королевским равнодушием.
https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4371426556219420 Майских снимков нашего сада всегда больше привычного: пора цветения, чаще даже чем осенью, активизирует хватательные рефлексы. Хочется наблюдать как партер постепенно заполняется зеленью, каждую минуту "снимать красоту", стараясь не обращать внимание на избыточную сливочность фотографий, способных тронуть даже самое суровое сердце...
Выходишь в огород, ставший цветником (горизонтальные ароматы вишневых деревьев, яблонь и груш, слив и смородиновой терпкости плывут, "туманы над рекой"), чтобы каждую минуту дёргаться из-за глупостей: первый шмель пролетел, первый ирис из земли выкарабкался (в прошлом году первым цветком вышел тюльпан), а вот и тюльпан покраснел: май, добавь жару...
И май добавляет, от всего чистого сердца, промытого как стекло (разводы прилагаются) - про аномальный зной этого года все уже слышали. Лето пришло на Южный Урал тремя неделями раньше, теперь там время заморозков (в отдельных районах до -2), а пока, как это видно на снимках, в этом мире природа растёт ускоренными темпами, кипит и пенится.
Жаль, пришлось улететь как раз в середине антракта, прервать свои наблюдения за цветом и светом, начав с нуля "в другом месте", где сирень по-прежнему поёт.
Но в этом году (кто в лес, кто по дрова и непонятно - это мы вторую волну дожёвываем или это пришла пора третью избывать?) вариантов выпало немного: сжарится в аномалке (неважно переношу завышенные температуры) на родном Урале или же, из огня до в полымя, впасть в анабиоз московского сплина. Он, по традиции, выпадает ровно на пору отключения батарей центрального отопления, когда "все как один", "в порыве небывалого единения..."
Такая сплочённость мыслей и чувств выпадает Москве два раза в году. Погода и мэрия работают вместе, синхронно, из-за чего москвичи начинают полноценно зависеть от солнца (по утрам оно ярче себя самого) и кондиционеров, способных подогревать вялый воздух.
Столичное цветение разрежено по горизонтали да сцежено, а, главное, всё отвлекает от хватательных рефлексов: вам здесь не тут. Вот и фотограф, мигрирующий от Яковлева на Усиевича по Головановскому парку, не хищник уже, но жертва. Дел, обстоятельств, синдромов, симптомов, акклиматизации, аллергии: на Соколе снимаешь не деревья, травинки, цветочки да почки, но именно людей. Их тут есть много нас у меня - главное, и, порою, единственное наше богатство.
https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/4461309280564480