Главный замок - центр местной цивилизации, стоит прямо посредине регулярного города, квадрат в плане, окружённый рвами идеальных очертаний с зеркальной, зелёной водой.
И это излишне правильный прообраз всех возможных «северных» замков, застрявших у нас в голове. Подобный Кронборг, на северо-западной оконечности острова Зеландия с видом на Швецию, якобы связанный с местом жительства Гамлета, я навещал в Дании.
Несмотря на тотальную симметрию, со временем он стал практически природным объектом - единой каменной громадой, скалой из сказки, полной тайных ужасов.
Сам Кастелло Эстензе - явное исключение, архитектурного и культурного порядка, возможное только с многократным «превышением бюджета» и возможностей, доступных лишь единичным нобелям, однако, странное дело, обыкновенность провинциального города, окружающего замок кварталами правильной геометрии (Феррара - один из первых европейских городов, расширявшихся по единому плану и регулярной планировке), делает и центр этого мира заурядным и, что ли, выхолощенным?
Заурядным или рядовым, чуть ли не стереотипным, как если Кастелло Эстензе - копия, один из типовых вариантов, расфасованных по самым разным феодальным угодьям.
Такое неожиданное впечатление порождает симметрия его башен, выступающих в ров и вовне мощными своими рёбрами.
Все прочие замки в этой поездке были и будут принципиально неправильными и органически ползучими.
Расширялись они, подобно древесным грибам, нарастая зданиями друг на дружку, тогда как феррарский замок, напротив, щупальцев не выпускает, но поджимает все кишки коридоров и тёмных, сводчатых проходов, под себя.
И в этом тоже проявляется интровертная природа местной страны.
В сравнении с ним, серьёзно
разворованная начинка залов в Урбино кажется роскошеством и пиром материальных носителей, мебелей и визуальных впечатлений - плафонов и картин, фресок и панелей с инкрустациями: здесь же из цветастого, живописного разнообразия остались только потолки, расписанные со сдержанной, смуглой изобретательностью - все они подклеены белыми пергаментными лентами для подстраховки, наложенными поверх трещин и рисунков.
В одной из парадных анфилад устроен выставочный зал с картинами какого-то местного символиста, такими же бледными и бедными, как окружающие их залы с минимумом витрин или, хотя бы, стульев.
Чаще всего здесь развлекаются, расставляя по покоям установки с огромными зеркалами, транслирующими, под разными углами наклона, содержание великосветских потолков.
И если каким-то комнатам повезло с расписными плафонами, зеркала создают хотя бы относительное ощущение заполненности.
Про возможности этой институции всё становится понятным уже по «инаугурационной экспозиции» первого этажа, мешающего историю и этнографию с небольшим количеством аутентичной утвари, найденной в культурном слое и, на это здесь сделан главный акцент, намеренно растянутых фотографий с карт, схем и картин, в основном, портретов действующих лиц (от Пизанелло до Досси), недоступных местным музейщикам.
Чужие изображения превращены в билборды, прикрывающие не столько варварскую кладку подсобных помещений, сколько неизбывную опустошённость, постоянно подпитываемую сырыми сквозняками.
Да, почему-то хочется наполнить эти каменные мешки с тяжёлыми, толстыми стенами, хоть каким-нибудь содержанием.
За исключением, разве что, казематов в подвале.
Иначе все эти длинные проходы по парадному периметру и коридоры с этажа на этаж, огромные кухни и помывочные с полами, выскобленные до донца, схлопываются в сознании, превращаясь в одну, бесконечную и невыразительную хронику исчезнувшего мира.
Ну, то есть, до какого-то момента, ещё надеешься, что россыпи чужих богатств настигнут за очередным поворотом, за следующими монументальными дверями, но чу, и там ничего нет, и там, и там тоже.
Есть милое развлечение в виде висячего сада с апельсиновыми деревцами, но оно на главную деталь вряд ли тянет и может служить только бонусом ко всей остальной, отсутствующей программе.
Это ведь знак, когда самым интересным в каждой из комнат оказываются виды из окон - на город, окружающие здание, людей, отделённых от замка зелёной водой?
Привет из Ферарры от Антониони:
https://paslen.livejournal.com/2261871.html