Роберто Боланьо "Третий рейх", роман

Apr 07, 2013 03:42


В этом романе есть внятный и постоянно развивающийся сюжет, который ни к чему не приводит.
Пока фабула разворачивается, ждешь момента "перелома", после которого начинаешь понимать зачем, собственно, огород городить.
Но в "Третьем рейхе" вскрытия приема не происходит - медленное развитие событий ничем не нарушается. Никаких поблажек читателю не выдается, сам решай что к чему.

Все равно как закрыть окно целлофаном и любые блики на нем признать самодостаточным изображением, в котором один видит апельсин, а другой - свиной хрящик.

Чем раньше осознаешь, что разрешения не будет тем быстрее перестанешь следить за интригой и начнешь получать удовольствие от сверхзадачи.
Тем более, что она здесь незамысловатая, но точно размеченная и начинённая.

Действие происходит в небольшом испанском курортном местечке. Главный герой, от лица которого ведется повествования, молодой (возле тридцати) немец, приехавший на море со своей подружкой, в которую трепетно влюблен и которую мечтает сделать своей супругой.

В эту гостиницу на первой линии он когда-то неоднократно приезжал вместе с родителями в детстве. Вот и решил вернуться, чтобы закрепить союз и материализовать пубертатные воспоминания.

Разумеется, тут он встречает людей из прошлого (хозяйка гостиницы), заводит знакомство с другой немецкой парой, дело которых тоже идет к свадьбе. Правда, новый приятель их, как это водится у немцев на отдыхе, постоянно напивается и тогда поколачивает свою девушку. А потом и вовсе тонет.

Точнее, пропадает: тело не найдено. Начинаются поиски, отдых и отношения летят под откос. Туристический сезон заканчивается, все разъезжаются. В прибрежном отеле остается лишь главный герой, влюбленный в хозяйку гостиницы, муж которой умирает от рака.

Однажды выпав из привычного расписания, Рассказчик все никак не может вернуться в Германию. Сначале, вроде, как ждет пока найдут тело, после опознает его, отправляет на родину.
Но - никакой некрофелии с гомосексуальным оттенком, как в одном из рассказов сборника "Шлюхи-убийцы", где тело умершего, чья душа, отделившись от тела, меланхолично повествует о том, как ее носителя похитили из морга коррумпированные санитары для сексуальных утех всемирно известного кутюрье, в котором практически безошибочно узнается Ив-Сен Лоран.

Ой, а в другом рассказе про коммьюнити чилийских беженцев в Барселоне на нескольких страницах идет пересказ одного неназванного фильма, в котором, несмотря на путаницу слов "барин" и "боярин" почти мгновенно узнается "Андрей Рублев" Тарковского. После чего одного депрессивного политэмигранта находят в лесу повесившимся на собственном ремне (что, вообще-то, технически сложно сделать, как бы между прочим, отмечает на полях автор).

Это я нарочно тень на плетень навожу, так как еще не сказал про главного героя "Третьего рейха" главное.

Итак, после отъезда подруги, он заводит шашни с местным молодняком, спит с горничной, но, главное, играет и все никак не может наиграться в одну настольную игру, всегерманским чемпионом по которой он является.

Во всем остальном обычный и заурядный, рассказчик имеет один, принципиальный для этого романа, фан - умение играть в "Третий рейх", повторяющий развитие действий Второй Мировой и их же нарушающий. Только от мастерства игроков в каждой конкретной партии зависит выиграет Гитлер или СССР.

Саму игру Боланьо описывает не слишком конкретно (зато дотошно перечисляет все действия игроков на всех фронтах в пошаговой последовательности), из-за чего в голове вызревает микс из хичкоковского маггафина и гессеновской "Игры в бисер".

Противником своим рассказчик выбирает странного обожженного уродца по кличке Горелый, который живет на пляже и оказывается недюжинным аналитиком и интеллектуалом.
Так, распугивая остатки постояльцев, мешая день с ночью, и все глубже опускаясь на двойное экзистенциальное дно, Немец с Горелым ведут битву совсем как в какой-нибудь "Мифогенной любви каст".

Всех секретов (кто победил и кем оказался Горелый) выдавать не стану, скажу только, что это умный и весьма точный роман о современном отдыхе. И о том какую функцию в жизни человека выполняют типические двухнедельные каникулы.

Книга сделана в виде дневника, поэтому интересна попытка сделать рассказ из каждого отдельного дня на курорте.

Точнее так: становится очевидным, что любой отдельный день, состоящий на новом месте из микрособытий привыкания и тотальной актуализации высказывания, тянет на вполне завершенное творение.

Стоит лишь постараться. Или даже стараться не следует - само в "карту дня" сложится, только минимальное усилие приложи. Не усилие, но усердие.

Утопленник и непонятная игра лишь оттеняют и подчеркивают сюрреальную странность курортного быта; самой курортной территории - городка, состоящего из гостиниц, ресторанов и пляжа, выполняющего роль зоны отчуждения.

Боланьо начинал как поэт и к сюжетной прозе перешел уже во второй половине жизни, поэтому глаз у него наметан, определения точны, общее течение эффектно лишено лишнего.

С другой стороны, поэтический опыт заставляет сюжету идти "на мягких лапах", без акцентов, на каждом повороте множа возможные интерпретации. Или, хотя бы, их возможные тени, состоящие из пустых означающих.
Видимо, читатель должен постоянно вспоминать те или иные жанровые или дискурсивные схемы и путаться в них до самого финала, который мне, честно говоря, не понравился.

Ибо если подходить к прочитанному с прагматическим требованием "сухого остатка", то, выходит, оно не выдерживает потраченного на книгу времени и усилий, если читателю важен сюжет, а не второстепенные, казалось бы, частности.

Это важный момент, так как видно, что Боланьо строил "Третий рейх" на всех уровнях - чтоб он был интересен и человеку, знающему Гессе и обычному потребителю беллетристики в гибкой обложке; именно поэтому роман демонстративно традиционен по [внешней] форме и лишен каких бы то ни было экспериментальных новаций.

Posted via LiveJournal app for iPhone.


проза, via ljapp, дневник читателя

Previous post Next post
Up