1956
Стр. 234 "Кто решил, что писать надо только тогда, когда есть что сказать? Искусство как раз в том и состоит, что пишут не то, что можно сказать, а нечто совершенно неожиданное."
Стр. 270 - 271 "И иерархию между нами устанавливают не талант, ум или моральные ценности, а прежде всего сильное, более реальное существование. Я один. Поэтому я в большей степени есмь."
1958
Стр. 294. "Да, да… почему же я не записывал каждый день, с того самого момента, как научился писать? Сегодня у меня было бы много томов, заполненных записками, тогда я знал бы, что я делал двадцать лет тому назад в этом часу. Зачем? Жизнь протекает сквозь даты, как вода сквозь пальцы. А так по крайней мере хоть что-нибудь остаётся… хоть какой-то след…
Моя близящаяся к завершению история начинает доставлять мне прямо-таки чувственное наслаждение. Я погружаюсь в неё, как в какую-то волшебную реку, устремленную к объяснению. Постепенно всё приобретает свои очертания. Всё замыкается. Я уже начинаю различать себя, хотя с трудом и как бы через мутные очки. Как странно: в конце концов я начинаю видеть собственное лицо, проступающее из Времени."
Стр. 295. "Искусство всегда придерживалось правил хорошего тона - оно почти как мода! Всё решает привычка."
Стр. 301. "...Любой цыган, новатор, авангардист. Я осмелел потому, что мне абсолютно нечего было терять - ни почестей, ни заработков, ни друзей. Я должен был найти себя и на себя же опереться, потому что ни на кого другого я не мог опереться. Моя форма - это моё одиночество."
Стр. 334. Конкретное существование.
Стр. 335."О, это ограничение, которого я так жажду! Космос мне уже надоел...
Я хочу замкнуться в своём кругу и не лезть дальше того, что я могу охватить своим взором. Развалить эту проклятую «всеобщность», которая сковывает меня хуже, чем самая тесная тюрьма, и выбраться на просторы Ограниченного."
Стр. 337. "Да, буржуазия недоверчива. А пролетариат? Не понимаю! Не могу понять! Ах, в течение по крайней мере получаса я пытался «понять» рабочего, стоявшего на углу и смотрящего на противоположную сторону улицы. О чём и как он думает? Какие и как у него в голове пробегают мысли? Непостижимо. Существует какая-то проклятая пропасть, какая-то дыра в нём, через которую невозможно перескочить. Почему я так хорошо, без малейших трудностей проникаюсь чувствами детей, пролетарской молодёжи, а взрослый крестьянин или рабочий заблокированы страшной пустотой, жутким вакуумом?.."
Стр. 344" Если какая-то мысль становится доминирующей, то начинают множиться факты, подкрепляющие её снаружи, а выглядит это так, как будто внешняя действительность начинает сотрудничать с внутренней."
1961
Стр. 466 "Нас ждёт вырождение, и к этому следовало бы приспосабливаться уже сегодня."
Стр. 467. "Искусство - это не производство повестушек для читателей, а духовное общение."
"Пока будут существовать люди возвышенные и низкие, человек возвышенный, выражающий себя в искусстве, будет привлекательным… и ничто не ослабит его существования."
Стр. 468. "Сможем ли мы - художники - когда-нибудь пойти в наступление на человека науки во имя блистательного человечества?"
"Музыка коррумпирована теорией, техникой, отсюда - кризис личности и столь резкое мельчание композиторов, что скоро будет непонятно, как называть этих карликов. И художественная литература, художественность которой тает с каждым годом, ставшая плохой и грубой, чуть ли не бешенной, или рвотной, или сухой и негибкой, аналитичной, социологичной, феноменологичной, вымученной, скучной и бьющей мимо цели."
"Индивидуализм - это такой неразгрызаемый орех, с которым не справится ни один теоретический зуб. И потому ничто не в состоянии оправдать ваше поражение, господа недотёпы!"
Стр. 469 " Ложная эрудиция литераторов - это тоже последствие их растления наукой. Как же легко вооружиться парой энциклопедий и сыпать цитатами, каждый так делает, начиная с фельетониста и кончая нобелевским лауреатом!"
Стр. 470 "Каждая духовная позиция создаёт свой стиль."
Стр. 472. "Человек в нынешнем его виде умирает… в пользу кого-то чужого. Ведомый наукой, человек расстаётся с собой - в своём теперешнем обличии - раз и навсегда."
Стр. 473. "После прослушивания «современного» концерта, после посещения выставки, по прочтении сегодняшних книг мне делается плохо от этой их слабости, как будто я нахожусь одновременно перед капитуляцией и мистификацией. Просто неизвестно, кто говорит с тобой - поэт или «человек образованный, культурный, ориентированный и информированный»? Тот творец, чей голос совсем недавно казался божественным, сегодня творит так, будто он работает на конвейере. Учеником. По своей специальности. Которого научили, что делать."
Стр. 475. "Искусство - это «нечто самое личное», если оно является «самой частной из всех собственностей, какую только можно представить», если искусство - это личность, то это «я». Попытайтесь, сторонники колхозов и комбинатов, сказать Шопену, что соната си-минор не его…»
"От Маркса ускользнуло, что искусство - его непримиримый враг и останется таковым навсегда, вне зависимости от того, какая производственная система его кормит."
Стр. 476. "Сегодняшний художник, успевший утратить инстинкт, особенно чувствителен к доводам."
"Быть человеком - значит никогда не быть собой."
Стр. 480. "Меня пугает отвращение к групповому аспекту литературы. Ах, группы! Союзы! Старты! «Писатели», «молодые писатели», «старые писатели», «молодое поколение», «нарождающиеся ценности»!.. Достаточно того, чтобы я кого-нибудь заметил в литературе и стал его читать…"
Стр. 497. "Произведения искусства высокого полёта почти не читаются, они действуют порой как-то иначе, одним лишь фактом своего присутствия в культуре."
1962
Стр. 505." Разве это не одна из главных тем моей жизни? Прислушиваться к новым шорохам, вдыхать чужой воздух, проникать в чужую систему звуков, запахов, света. Когда я разговаривал с ними, эти мелочи так и ползали по мне, словно черви, и делали меня практически отсутствующим."
Стр. 521. "Близость к ремеслу защищает от передозировки и отравления духовностью."
"Современный композитор имеет дело с враждебной, и даже разъярённой стихией, он словно птица из последних сил взвивается вверх над паводком. Застой и затопление."
Стр. 539. "Ничто так не компрометирует художника, как другой художник."
Стр. 543. "Сравните неповторимость людей эпохи Верлена с сегодняшней средой, где практически каждого можно заменить. То же самое происходит и в других литературах. Было время в жизни Европы, когда можно было пригласить на завтрак Ницше, Рембо, Достоевского, Толстого, Ибсена - людей столь непохожих друг на друга, что как будто все они с разных планет, - и какой завтрак не взорвался бы от такой компании? А сегодня спокойно можно устраивать гала-банкет для всей европейской элиты, и прошёл бы он без трения, без искры."
Стр. 548. "Мерой величия литературы является её нелитературность, способность преодоления самой себя и возможность добраться до реальности."
1963
Стр. 556. "Люди в определенном возрасте вообще не должны перемещаться, пространство слишком тесно связано со временем, а возбуждение пространства становится вызовом времени, его провокацией."
Стр. 565." Что за наваждение: смотришь в стеклянный шар, в стакан воды, и даже из их пустоты что-нибудь да выглянет, вроде как форма какая-то…"
Стр. 573. [Лувр] "На стенах нагромождение, глупая развеска этих картин, одна вплотную к другой. От этого столпотворения аж выворачивает. Какофония. Кабак. Леонардо с Тицианом сошлись в рукопашной. Здесь безоговорочно царит косоглазие, потому что когда смотришь на одно, другое влезает тебе в глаз с другого краю… Хождение от одного к другому, остановиться, присмотреться, отойти подальше, подойти поближе, остановиться, присмотреться. Свет, цвет, форма, которым ты только что, на улице, радовался., здесь пересекаются, разбитые на столько вариантов, и лезут тебе в горло, как перо фламинго под конец древнеримского пира."
Стр. 574. "Вообще глупость прокатывалась волной по залам Лувра. Одно из глупейших мест мира. (…) В эту живопись входишь как в крупномасштабное извращение, как в гигантский маскарад, где искусственный творец искусственно творит для искусственного потребителя под аккомпанемент торговцев живописью, снобов, салонов, торжественных актов, богатства, излишеств, критики, комментариев, где как рынок, так и спрос с предложением создают оторванную от реальной жизни систему, основанную на фикции…так что же удивляться, что Париж - её столица?"
Стр. 583. "Если мужчина загубит в себе юношу, где ему взять тогда хоть немного легкости, ту силу, которая смогла бы удержать его от постоянного прибавления в весе?"
Выписки из дневника Гомбровича (1953 - 1955):
http://paslen.livejournal.com/1554058.html