Для практики медитации нужно выделять время.
Практику медитации можно проводить 40 минут, 1 час, или 1,5 часа в день, утром или вечером, кому как удобнее.
Время проведения практики и внешние условия, в которых она проводится - индивидуальны. Они зависят от того, действует ли выбранная интенсивность практики на человека углубляюще.
На кого-то действует практика, проводящаяся раз в день по 1 часу. Кому-то больше подходит 1,5 часа в день. Для кого-то оптимальным временем будет 2 часа. Каждому человеку нужно смотреть, насколько он успевает углубиться во время практики за то время, за которое он проводит практику.
Здесь всё индивидуально.
Некоторым людям достаточно для того, чтобы происходило довольно быстрое углубление, проводить практику один раз в день.
Кому-то для достаточного углубления более эффективно проводить практику по часу или по 1,5 часа 2 раза в день.
Кому-то нужно провести трёхдневный тёмный ретрит ( об этом будет написано чуть ниже ), чтобы только начались какие-то углубляющие процессы.
Во время практики по желанию можно вводить дополнительные методы, усиливающие эффект от практики. Их можно применять по желанию. Они очень эффективны в том случае, если человек хочет запустить процессы поднятия более глубоких слоёв из подсознания, что даёт очень глубокий терапевтический эффект.
Есть методы, которые можно применять в практике, которые способствуют ускорению процесса углубления, для тех кто этого хочет и если они могут найти способ применить их в рамках обстоятельств их жизни.
Один из таких методов, усиливающих эффект от практики - это увеличение количества часов практики в день. Например, можно проводить практику два раза в день, например, утром 1,5 часа и вечером 1,5 часа. Можно проводить практику чаще, например, 4 раза в день по 40 минут, или по часу, по полтора часа или по 2 часа.
Человек чувствует, какое время практики даёт ему оптимальный эффект. И сообразуется со своими бытовыми возможностями, с возможностями своего образа жизни, с обстоятельствами жизни.
Не нужно переживать, если хочется медитировать больше, но объективно для этого нет времени. И 1,5 часовая медитация один раз в день даёт часто очень хороший эффект в углублении.
Если же человек чувствует, что 1,5 часа в день медитации для него мало, и он чувствует, что углубление происходит очень медленно, а дольше медитировать он не может из-за обстоятельств его жизни - то и тогда ему не нужно переживать. Эффект в его случае всё равно будет постепенно накапливаться, просто это будет происходить дольше, чем при более длительной медитации. Главное - что он делает то, что может. И что у него есть желание, потребность в углублении. В этом случае результат обязательно будет.
Другой метод, усиливающий эффект от практики - создание в помещении максимально возможной темноты, и, насколько возможно, тишины.
Ещё один метод, усиливающий эффект от практики - это физическое молчание во время практики. В этом случае практикующий ни с кем не разговаривает, а если нужно кому-то что-то сообщить, то можно писать записки.
К практике медитации желательно идти постепенно, соизмеряя её со своими возможностями, прислушиваясь к себе, и, если вдруг становится слишком тяжело, вовремя выходить из практики. Лучше всего начинать с небольшого промежутка времени, постепенно небольшими шажками увеличивая время практики - так лучше будет понятно, какое количество времени вы можете безопасно и с пользой проводить практику.
Навыки, приобретённые во время практики медитации, потом можно будет применять и во время обычной жизни при обычных видах деятельности.
Подробнее остановимся на том, что происходит при медитации, проводимой в ограниченный период времени - в течение некоторого количества дней подряд - с использованием вышеописанных методов, которые усиливают эффект от медитации. Такой стиль практики, проводимой в ограниченный период времени, называется ритрит.
В чём смысл проведения такого периода практики? Ведь, казалось бы, и в более короткие временные отрезки практики можно научиться осознавать 5-е и 4-е измерение себя.
Да, это так. Но потом начнётся период, когда нужно будет учиться осознавать 5-е и 4-е измерение себя в течение обычной жизнедеятельности постоянно, учиться невовлекаться в те или иные ментально-эмоциональные реакции. И не всегда это может удаваться. Дело в том, что многие из этих реакций имеют очень большой заряд, и они уходят корнями в глубины подсознания, в вытесненные когда-то негативные эмоции, которые возникали по тому или другому поводу. И с этими вытесненными эмоциями связаны многие ассоциативные цепочки.
Для того, чтобы было легче научиться не терять осознавание 5-го и 4-го измерения в самых разных ситуациях, и проводятся ритриты ( у ритрита есть и другой положительный эффект, который можно использовать и в тех случаях, когда человек уже осознаёт непрерывно 5-е и 4-е измерения в обычной жизнедеятельности - это продолжение терапии глубинных слоёв подсознания ).
Эта практика помещает человека в ситуацию, когда ему не на что отвлекаться, не чем развлекаться, это непрерывно длится в течение достаточно длительного времени, и в этот период начинает подниматься многое из того, что человек в прошлом вытеснял. И в этой ситуации человеку гораздо удобнее учиться невовлекаться во всё это, потому что его не отвлекают реальные физические ситуации, где ему нужно взаимодействовать с другими людьми на фоне поднятия из подсознания этих реакций, когда внимание у человека более распылено, когда у человека одновременно много задачь, и ему в этих ситуациях гораздо сложнее не вовлекаться в те ментально-эмоциональные состояния, которые в этих ситуациях возникают.
Если человек во время ритрита научится невовлекаться в бурные ментально-эмоциональные процессы, которые в нём поднимаются из подсознания, то ему гораздо легче потом будет невовлекаться в эти же процессы во время обычной жизнедеятельности. Тем более, что эти ментально-эмоциональные заряды при невовлечённом но при этом полноценном проживании их во время ритрита - постепенно выветриваются и ослабляют свой заряд. И уже в реальной жизненной ситуации, когда они возникнут, они будут значительнее слабее, чем если бы они не проживались в невовлечённом состоянии во время ритрита.
Создание специальных условий для медитации и помещение себя в эти условия на некоторое количество дней даёт тот эффект, при котором, благодаря длительному времени пребывания в этих условиях, включается процесс снятия глубинных слоёв психологических защит ( сознательно вскрыть эти психологические защиты практически невозможно ), которые при обычной, даже внимательной, жизни подсознательно контролируют многое из того, что в нас проявляется, и которые сдерживают те аспекты наших глубин, которые они очень сильно не хотят допускать до осознавания. Но длительное пребывание в условиях, при которых внимание почти совсем не отвлекается на внешние сигналы ( потому что этих сигналов почти совсем нет в обстановке этой практики ), автоматически вводит внимание в те наши глубины, которые вышеупомянутые психологические защиты пытаются скрывать от нас, и которые недоступны для нашего внимания при обычной жизни даже во время кратковременных ( около часа ) периодов медитации, без отвлечения на обычные дела.
Наше внимание имеет ограничение в возможностях своего восприятия. Так, мы не можем с одинаковой степенью внимания заниматься двумя разными видами деятельности одновременно. Поэтому когда начинается многодневная практика медитации, первое количество часов этой практики уходит просто на то, чтобы внимание немножко успокоилось и переключилось с обычного режима жизни, а само углубление внимания и начало отключения психологических защит начинает происходить, может быть, где-то начиная со второго дня практики. Это похоже на процессы, которые происходят во время многодневного голодания. В целях оздоровления физического тела я проводил как-то такое голодание и оно действительно дало оздоровительный эффект. И вот, чтобы этим голоданием не навредить, я изучил тогда то, что смог найти у людей, у которых большой практический и научный опыт в голодании. Оказывается, первые сутки организм ещё только тормозится и перестраивается с обычного режима функционирования на новый режим. Лечебный эффект от голодания начинается на третий день голодания. До этого организм только подходит к началу лечебного эффекта. Первые два дня голодания уходят на торможение того привычного типа функционирования организма, который был у организма до голодания.
Вот и процессы в описанной мной практике очень похожи на процессы в физическом теле, когда человек начинает голодание. Первые день-два уходят, так сказать, на "тормозной путь". И где-то, примерно в среднем начиная с третьего дня происходит "открытие погреба".
Человек даже не представляет себе, что он увидит, с чем он встретится, если даст произойти этому процессу. Поэтому нужна очень сильная устойчивость в осознании четвёртого и пятого измерений, чтобы у человека не "снесло крышу". Поэтому время практики нужно увеличивать плавно, постепенно и осторожно. Постепенно эту практику можно довести сначала до 3 дней, потом постепенно и аккуратно до 5 дней, а потом, если во время 5-дневной практики никаких непреодолимых трудностей не возникает, то практику можно проводить и в течение 10-ти дней.
Если у вас период, в который у вас нет возможности уделить практике непрерывно некоторое количество дней, то многодневную практику можно заменить на ежедневную практику по 6-8 часов в день в течение этих дней. Практику нужно проводить по 1 час - 1,5 часа несколько раз в день, так, чтобы всего получилось 6-8 часов.
Во время практики можно сидеть, лежать, стоять, а в случаях, если вы чувствуете некоторое затекание каких-то частей тела, можно плавно не торопясь размяться, подвигаться, походить, и после этого опять занять какое-либо удобное для вас положение. В этом положении, когда вы почувствуете потребность, можно шевелиться, менять положение на более удобное. Наблюдает ведь не тело, а сознание. Но относительно одинаковое положение тела, при возможной для вас минимизации его движений, будет способствовать качественному ходу практики.
Во время практики можно принимать пищу, и, если есть возможность, принимать её не чаще чем 2 раза в день. Наблюдал, что при двухразовом питании меньше клонит в сон, по сравнению с трёхразовым питанием. Сон в течение этих дней предполагается обыкновенный.
Окна можно завесить одеялами, спальными мешками, закрыть большими листами фанеры, или чем-нибудь ещё, что вам покажется удобным и подходящим для этой цели.
Во время многодневной практики сначала происходит процесс накопления энергии в человеке. Во-первых, человек во время этой практики физически отдыхает. А во-вторых, в этом процессе большое значение имеет режим молчания и минимизация визуальных и, если есть возможность, звуковых сигналов. Тогда энергия внимания не растрачивается, и у неё появляется дополнительная сила для большего углубления в тонкие измерения человека, у неё появляется дополнительная сила для большей восприимчивости, большей чувствительности в этих измерениях.
Движение энергии внимания наружу почти полностью останавливается и энергия внимания начинает двигаться вовнутрь.
Например, один из самых больших факторов сброса энергии человеком это общение.
Во время этой практики в течение многих дней, если нужно в крайнем случае что-то кому-то сообщить, можно писать записки. Обычно можно условиться с домашними об определённом распорядке дня, и тогда необходимость что-то сообщать даже в виде записки часто отпадает. Если вы живёте не один, кто-то из домашних или других людей, кто может вам помочь, может приносить вам в комнату, например, тарелку каши утром, и чашку чая с чем-нибудь вечером.
Тогда вся высвобождающаяся энергия пойдёт на процесс наблюдения.
К практике желательно относиться не как к «каторге», к «обязаловке». :) А как к возможности ещё лучше познакомиться с собой. Для некоторых людей это может быть интересно и здорово - лучше узнать себя, ещё чему-то научиться, и, может быть, это может оказаться очень большим подарком, о котором человек никогда даже не мог мечтать. А также что-то трансформировать в себе, но во время этой практики не происходит специальной попытки что-то трансформировать в себе, а трансформация происходит сама по себе, просто в результате самого процесса наблюдения, по принципу саморегуляции. И это действительно очень похоже на процесс саморегуляции организма, например, в результате перехода человека на более здоровый образ жизни, когда у организма появляется дополнительная энергия и условия для восстановления.
В первое время многодневной практики может быть некоторого рода ломка из-за того, что может начать стремиться к своей реализации привычка к определённому образу жизни. Потом энергия привычки погаснет, и новый образ жизни, который будет у человека во время практики, будет приятным.
Что бы ни происходило во время практики, ко всему, что будет возникать и происходить в ментальной, эмоциональной и физической сферах человека, нужно применять один и тот же подход - наблюдение без вовлечения. Для этого нужно быть соединённым своим осознанием с двумя более тонкими, но при этом более основными измерениями себя - с четвёртым и пятым измерениями. Эти измерения являются нашей сутью и источником силы нашего духа. Если сказать более точно, то эти измерения и есть наш дух, который и является источником нашей силы. Силы не быть скорлупкой в ментально-эмоциональном море, которое всё же является только второстепенной частью нашей реальности.