Dec 14, 2015 11:48
Если человек хочет заниматься медитацией ради того, чтобы его состояние стало более комфортным, ради приятных ощущений, то такую мотивацию не нужно ценить, так как она не имеет ничего общего с углублением глубже ума. Потому что стремление к приятным ощущениям - это желание, находящееся в области ума, и действие в рамках этого желания будет держать человека в рамках области ума, то есть в отождествлении с умом. Это отождествление может быть той или иной степени тонкости, то есть малозаметности для человека, но это всё равно будет оставаться отождествлением. То есть, человек в этом случае будет оставаться в состоянии эго.
Для ума естественно стремиться к приятному и избегать неприятного. Но, отождествляясь с умом, человек оказывается отождествлён также со страхом того, что он может лишиться приятного состояния, с недовольством, раздражением, гневом, если возникает неприятное состояние, с желанием контролировать своё состояние, с желанием контролировать внешний мир, от которого во многом зависит то или иное периферийное состояние, со страхом, что контролировать внешний мир полностью человек не может, с гневом из-за того, что во внешнем мире происходит что-то "не так" и т.д. Также, отождествляясь с умом, человек отождествляется со всеми последствиями, которые сопровождают отождествление со "значимым образом себя" и "незначимым образом себя" - с соответствующими страхами, высокомерием, обидой, подавлением, рационализацией, многими другими видами самообмана, напряжением с этим связанным, скукой, завистью и многим другим.
Понимание, что отождествление со стремлением к приятному состоянию будет оставлять человека внутри рамок ума, что это, следовательно, не ведёт к осознаванию себя глубже ума, к осознаванию своей свободы от ума и от всего того, что с ним связано, что было упомянуто выше, разочарование в отождествлении со всем этим - вызывает желание, мотивацию пойти в медитации всё-таки глубже ума, то есть пойти в медитацию не ради приятного состояния, а ради того, чтобы лучше узнать себя глубже ума.
Эта мотивация - знать себя глубже ума, знать ту природную часть себя, которая является нашей сутью, и которая свободна от ума.
Только такая мотивация для занятия медитацией является необходимым условием для правильной медитации.
Мотивация же, связанная со стремлением к комфорту, к приятным состояниям, будет превращать медитацию в ещё один способ для достижения приятных состояний, в ещё один наркотик, в ещё один способ укрепления эго, только в более малозаметной форме.
Это же касается и любых других практик развития осознанности -психологических практик, анализа, размышления.
понимание,
психология