Жалость, отличие жалости от сострадания

Nov 16, 2015 13:33

Ощущение собственной неполноценности, тревога по этому поводу, непринятие каких-то сторон реальности, вытеснение этого непринятия в подсознание, возникающая из-за этого внутренняя пустота, подталкивают человека к тому, что он часто пытается решить эту проблему способом, дающим временное иллюзорное ощущение целостности и гармонии с самим собой и миром.

Один из способов так себя обмануть ( не трансформируясь по-настоящему глубоко ) - это активизировать в себе такую модель поведения как жалость к кому-то, что будет увеличивать иллюзию собственной "значимости" ( "значимый образ себя" ).
Жалость - это состояние, которое многие ошибочно принимают за сострадание, но жалость не имеет ничего общего с состраданием. Жалость - это проявление эго, это разновидность " жалости к себе", жалость к другому человеку на самом деле направлена на себя, и возникает она из-за эгоистичного отождествления с тем человеком, на кого направлена жалость. То есть, когда есть жалость, это означает, что человек смотрит на другого человека, и, думая, что жалеет другого, не замечает, что, на самом деле, испытывает "жалость к себе". Помимо этого, часто само проявление жалости является частью "значимого образа самого себя": "если я кого-то жалею, я чувствую себя более значимым". Ещё сильнее "значимый образ себя" усиливается от жалости к человеку, который чем-то выгоден тому, кто его жалеет, если он считает, что этот человек "мой", что он "мне нужен", то есть этот человек удовлетворяет какие-то желания, например, он укрепляет "значимый образ" того человека, который жалеет, хвалит его, является предметом его "гордости".
Жалость к другому человеку или чему-то ещё ( например, к стране, если это национализм, и т.д. ) - слепа к этому человеку ( и любому другому объекту жалости ), жалость - это концентрированный эгоизм, прикрывающийся "возвышенным мнением о себе". Человеку кажется, что если у него есть жалость к другому, то "он такой добрый, жалостливый, сердечный, хороший, белый и пушистый". А на самом деле это проекция, на самом деле человек жалеет себя, а не другого человека.
В сострадании, в отличие от жалости, нет "образа себя", нет "значимого" или "незначимого образа себя", в сострадании очень трезвый взгляд на другого человека, и при этом сострадание сострадательно ко всем одинаково, сострадание не выборочно, в нём нет такого: "я за этих, и при этом против тех".
В жалости же - очень выраженный "образ себя", "я такой возвышенный, я такой жалостливый, и это один из моих плюсов, это один из признаков того, что я хороший", "это так возвышенно, так благородно", в жалости есть выборочность  - к кому-то есть жалость, а к кому-то есть безразличие ( а то и желание, чтобы у кого-то что-то не получилось, например, в состоянии зависти и т.д. ).
Человек, испытывая жалость к кому-то, ошибочно думая, что это проявление подлинной доброты, на самом деле культивирует "жалость к себе", "значимый образ себя". При этом многие люди одобряют такое поведение этого человека, что ещё больше стимулирует его проявлять жалость к кому-то  - "значимый образ себя" получает подпитку от этого, и человек с охотой использует жалость как модель поведения. Таким образом, жалость - это проекция на другого человека "жалости к себе" и "значимого образа себя".

Такая модель поведения как жалость к кому-то часто проявляется во многих сферах жизни людей.
Один из типичных примеров проявления жалости - это проявление жалости к другим людям.

Рассмотрим, например, как происходит проявление жалости по отношению к детям. Жалость ( эта тема для многих людей деликатная, поэтому хочу напомнить, что под словом жалость здесь идёт речь о проекции "жалости к себе" и "значимого образа себя" на другого человека, в данном случае на ребёнка, что не имеет ничего общего с подлинной добротой, с состраданием ) по отношению к детям является одной из составляющих зависимых отношений с ребёнком, и является примером эго-модели отношений.

Зависимые отношения с ребёнком являются эго-моделью поведения, они выражаются в желании привязать ребёнка к себе ( так же как и проявление жалости к взрослым людям ). За этим стоит отождествление со страхом, с тревогой лишиться одобрения ребёнка, потому что одобрение ребёнка воспринимается здесь как свидетельство своей "значимости".
Ребёнок здесь воспринимается как источник подпитки собственной "значимости" ( "значимого образа себя" ), потому что человек мыслит здесь так: если ребёнок относится ко мне хорошо, значит я "значимый" ( "значимая" ). Для этого нужно ребёнку угождать, вызывать у него положительные эмоции. Всё это нужно взрослому человеку для самоутверждения из-за комплекса неполноценности, то есть из-за "незначимого образа себя".
Проявление к ребёнку жалости является одним из способов вызвать у ребёнка положительные эмоции, вызвать его одобрение, и таким образом прокачать свою "значимость", укрепить "значимый образ себя". Таким образом формируются эго-симбиозы. В подсознании при этом у человека присутствуют страх, тревога, чувство беспомощности, которые временно прикрываются поверхностными эмоциями.
Но, как только внешняя ситуация изменится, этот дом на песке рассыпается, и в человеке обнажаются настоящие эмоции, которые им двигали всё это время - страх, тревога, уныние, чувство беспомощности.

Тот, кто испытывает жалость к другому человеку, проецирует в этом случае на другого человека жалость к себе, а также с помощью этого самоутверждается. С помощью этого он увеличивает ощущение того, что он очень нужен, и услаждается этим. Мысль о том, что он нужен - это мысль о своей "значимости", удовольствие от этого - удовольствие от "значимого образа себя". По сути, это форма высокомерия.

Если вы замечаете в себе подобные проявления, жалость к кому-то, желательно отнестись к этому осознанно, не абсолютизировать эту жалость, понимая, что она не имеет отношения к другому человеку, понимая то, чем является эта жалость. Растворяйте эту жалость так же, как вы растворяете "значимый образ себя".

психология, жалость к себе, психология отношений

Previous post Next post
Up