«ОТЧУЖДЕНИЕ» ПОЛАНСКИ.

Nov 19, 2017 19:45


Роман Полански снял более двадцати фильмов, различных жанрово и стилистически, некоторые из них были более успешны, некоторые менее, но в основной массе (не смотря на различия в бюджете) все они сняты очень качественно и профессионально, а некоторые объективно являются знаковыми в истории кино. Это признают практически все, даже те кто крайне негативно относится к личности самого режиссера.
Оставлю до поры собственные оценки сабжа как «человека и семьянина», а так же его «социальную ответственность». Перейду лучше непосредственно к фильмам, их художественной составляющей, а так же истории их создания и существования в контексте современной им культурной и политической жизни, равно как и частной жизни людей вовлеченных в процесс.




Свой первый полнометражный фильм, а именно «Нож в воде» Полански снял в 1962 году в возрасте двадцати девяти лет, будучи уже три года женат на актрисе Барбаре Квятковской, особе, как утверждают, взбалмошной и крайне неуравновешенной. Можно только догадываться насколько глубоко начинающий кинодеятель проникся семейной жизнью в первом браке, однако знакомые отмечали впоследствии общие черты между героинями первых фильмов и первой жены Романа. В третьем же фильме она послужила уже реальным прототипом.


«Нож в воде» стал для Полански персональными «Гроздьями гнева», фильм открыл для режиссера дорогу в большое европейское кино, а позже и в Голливуд. Для дебюта фильм действительно вышел исключительно качественным и зрелым, в режиссуре, конечно, прослеживается влияние Бергмана например, но совершенно определенно есть и оригинальный авторский стиль. Кроме того фильм вышел достаточно глубоким и многослойным, тема межличностных отношений и внутри семьи и в некоей мини-общественной модели разыграна четко, нестандартно и динамично. Сюжет небанален и свободно ломает жанровые ожидания, плюс отличная операторская работа и подобранный саунд (первый польский фильм с джазовым саундтреком). Все это плюс небольшая социально-политическая провокация и никому неизвестный начинающий режиссер уже на слуху в Европе, а дебют выдвинут на Оскар. Надо полагать этому помог и тут же разошедшийся слух о скандале на пред просмотре, якобы Гомулка со злости запустил в экран пепельницей.



Тут надо сказать, что Полански воспользовался шансом по полной, он развелся с Квятковской и покинул Польшу, о его приключениях после этого можно снять сериал, он менял страны, жен и любовниц, сидел в тюрьме, но в снятых фильмах упорно придерживался собственного стиля и близких для себя вопросов и тем. Тем этих много, но одна присутствует почти во всех лентах, это линия, практически тотального отчуждения человека от других людей, так же как и тесной группы человеков от остального мира, вовсе не случайно действие разворачивается на изолированном участке суши или на корабле, в замкнутом пространстве квартиры, дома, гетто или в замкнутом на себе обществе. И обязательно присутствует чужак, иностранец, представитель иной социальной группы, а лучше и то и другое. И еще, в сюжете всех фильмов сабжа обязательно присутствует насилие с явным или скрытым сексуальным подтекстом, с упорством достойным многих своих героев Полански из фильма в фильм исследует эту тему со всех возможных сторон.


«Нож в воде», в этой связи вышел очень показательным, действие разворачивается на яхте, между тремя персонажами: хозяин яхты, его молодая жена и рандомный молодой человек, явно не их социального круга. Соперничество проходит на фоне различия установок на жизнь, в силу возраста  и обостряется провокативным поведением явно неудовлетворенной молодой женщины. Холодное оружие, заявленное в названии, выступает (само собой) символом преимущества молодости и по логике развития триллера в финале обязано быть пущено по назначению, в общем так оно и происходит, только не банально с кровопусканием, а прямым текстом с почти показанной откровенной сценой. Свой второй фильм Полански ставил уже в Великобритании…


«Отвращение» - первый фильм снятый Полански на западе, само собой с оглядкой на продюсеров и коммерческий расчет, однако совершенно не изменяет стилю и не отходит от интересующей режиссера тематики. «Отвращение» практически идеальный фильм об одиночестве, героиня не только иностранка в чужой стране (по сюжету бельгийка в Англии), остается одна в пустой квартире, но и один на один со своим не совсем здоровым сознанием. На протяжении фильма, в форме 100процентного триллера, постепенно открываются двери ада для человека, возможно в силу обстоятельств или склонности характера, оказавшегося в конфронтации к окружающему миру. Тут Роман постарался на славу, фильм вышел на удивление успешным у критиков и в прокате, плюс к тому, отменное везение на актеров.


Для Катрин Денев «Отвращение» был четвертым фильмом, однако он здорово расширил представление о ее актерских возможностях, а начинающая актриса здорово раскрыла тему отчуждения человека от собственного разума.



Еще одно удачное обстоятельство стало очевидным через год, когда вышел третий фильм Полански - «Тупик». Практически случайным образом занявшая вакансию на роль героини сестра Денев - Франсуаза, стала идеальным выбором режиссера для его лучшего (по его же мнению) фильма.


Съемки проходили на севере Англии, роль шотландского острова с замком Роб Роя сыграл остров Линдисфарн, Франсуаза Дорлеак сыграла француженку, ее состоятельного мужа сыграл Дональд Плезенс известный по театральным постановкам Беккета, а рандомного бандита - Лайонел Стендер, известный американский актер находящийся в то время в списках «запрета на профессии» по решению «комиссии по расследованию антиамериканской деятельности».


Кажется Херцог утверждал что хорошего фильма не снять, если на площадке слишком спокойная атмосфера и прилагал все силы к созданию как можно более невыносимых условий для съемочной группы, однако в случае с «Тупиком» все сложилось идеально в соответствии с тезисом Херцога. Погода была отвратительной, актеры не ладили между собой, а режиссер с актерами, плюс проблемы с сердцем у Стендера.


В результате картина вышла эмоционально яркой, актеры разыгрывали практически собственные, между собой отношения. Один из самых сильных эпизодов - порка Диком Терезы, был, как утверждается, вовсе не «поставленным», а естественным взрывом Стендера в отношении доставшей его Франсуазы, вошедшим в окончательный вариант фильма.


Вообще фильм задумывался как свободная импровизация на тему Беккетовских пьес, с явным влиянием творчества Хичкока, однако собственный фирменный минимализм и черный юмор Полански проявился здесь в полной мере. Никуда не делась и основная линия на «тотальное отчуждение», действие происходит на изолированном пространстве, каждый герой не просто дико одинок, причем каждый по своему, но и находится в глухом жизненном тупике. Таким образом три сошедшихся на ограниченном пространстве одиночества, при столкновении между собой высекают искры чистейшего эгоизма, переходящего в извращенную жестокость в стиле Арто.


Франсуаза Дорлеак в «Тупике» показала недюжинный актерский талант, сыграв одну из лучших ролей в своей короткой, но яркой карьере, ровно через год она погибла в автомобильной катастрофе не дожив до своего двадцати шестилетия.
Возможно Роман тогда еще не понимал, что сняв в своем фильме изгнанного из Америки Стендера, он возможно запустил механизм собственного отчуждения от «американского пирога», а пока впереди у него маячил контракт с серьезной студией и переезд в Голливуд. Однако как показало будущее чужак вовсе не собирался петь дифирамбы и расстилаться перед новыми хозяевами, упрямый Либлинг всерьез желал остаться независимым режиссером и продолжал гнуть свою собственную линию.


«Бал вампиров» стал не только первым костюмированным, цветным блокбастером Полански, но и первым фильмом в котором Роман откровенно троллил (местами довольно зло) Запад и Америку в частности, причем за их же деньги. И это уже реальное мастерство - превратить заурядный развлекательный фильм в исключительно острую социальную сатиру.
«Бал вампиров» - одна из моих любимых черных комедий, сам Полански показал себя здорово с точки зрения актерской работы, остается удивляться что он мало использовал это свое качество, предпочитая брать на роли заведомо проигрывающих актеров. Ну и в этот раз ему повезло не только с актрисами, но и с женой.


Никуда не делась и главная тема «чужака». Альфредо, в исполнении самого Романа, волей судьбы оказывается в далекой чужой, заледенелой стране, среди «отмороженных» местных жителей, в обществе, практически отмороженного, без кавычек компаньона. Плюс по соседству целая колония, совсем уже «остывших», но сохранивших скверные привычки, аристократов. Единственное светлое пятно в глазах героя - рыжая Сара (Тейт), но и ее уносит родовитый упырь, оставив лишь кровавое пятно в мыльной пене (жестокое пророчество).
Продюсеры с MGM здорово порезали картину, после чего режиссер отказался признать американскую версию. Тем не менее авторский вариант, хоть и с большим опозданием, все же дошел до зрителя, а пока Роман с Тейт собираются Америку. Да не просто в Америку, в киношную «Мекку» - Голливуд, в самый центр (как всем тогда казалось) свободы, братской любви и просто «рай» - Лос-Анджелес, Калифорния.


«Ребенок Розмари» стал новым «Отвращением», стопроцентный триллер, первый для Полански в США, снят на местном материале, по американскому автору, с американскими актерами. Мистика как и в «Отвращении» подана не в явном, а двусмысленном выражении, Роман оставляет зрителям самим решать, принимать чисто мистическое объяснение событий или понимать их как некие галлюцинации не особо здорового сознания героев, подобный «фокус» режиссер проделает еще не раз.


А пока фильм попадает точно в цель, в буквальном смысле на самой волне интереса к эзотерике и мистике на Западе. Кроме того все ранее заявленные составляющие творчество сабжа на месте, одиночество, отчуждение, а насилие приобретает совсем уже инфернальные формы. Мастерски сделанная лента о гнезде порока в самом сердце «большого яблока» и предательстве ради актерской карьеры, многими воспринялась как реальная история, в США до сих пор многие уверены что Полански сатанист.


Сам Роман разомлев на калифорнийском солнышке, видимо пребывал в убеждении, что находится в эпицентре самой свободы, однако «Ребенок Розмари» Америка так ему и не простила.
Последовавшие затем всем известные кровавые события, перевернули не только жизнь и карьеру самого Полански, но и во многом общественную жизнь США. К работе Роман вернулся через три года но первый снятый фильм - «Макбет» получился скорее экранизированным выплеском эмоций, кровавой истерикой начисто лишенной фирменного юмора и иронии. В интервью Полански не раз признавался что так и не смог окончательно освободится от жутких воспоминаний о тех давних днях.
Впереди его ждало окончательное отчуждение от Америки.
Продолжение следует…

Отчуждение Полански, бунт на кислоте, fuckты и акты, кино и немцы

Previous post Next post
Up