О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 1)

Mar 09, 2012 11:40

Читая книгу Гулда, о которой я уже написал здесь и здесь , наткнулся на ссылку на другую интересную книгу. В разделе, где кратко изложена история конфликта между наукой и религией и где небезосновательно утверждается, что этот конфликт во многих отношениях существует только в воображении, Гулд упоминает работу Рассела об истории представлений о форме Земли. Она меня заинтересовала, и я надеюсь, что заинтересует и вас.

Ее автор - Джеффри Б. Рассел - известный и заслуженный историк, специалист по истории средневековой мысли. Он получил все нужные степени, преподавал в разных известных местах, руководил многими диссертантами, занимал многочисленные ответственные должности в университетах и научных обществах, заседал в редколлегиях важных журналов и написал в общей сложности 17 книг. Сейчас ему уже 75 лет, так что он вышел в отставку. Книга, о которой пойдет речь, была опубликована в 1991 году.

Это профессор Рассел.



Называется эта книга «Изобретение плоской Земли» или «Выдумка о плоской Земле» (Inventing the flat Earth: Columbus and modern historians”). Она посвящена анализу возникновения популярного мифа о том, что в Средние века в обществе господствовали представления о том, то Земля плоская, и что только географические открытия 15-16 веков, сделанные несмотря на яростное противодействие церкви, позволили возродить знание о шарообразности Земли, доступное древним язычникам, но преданное забвению христианскими мракобесами в раннем Средневековье. Ничего нового в этом нет, но книга читается, как хороший детектив. К сожалению, ее не перевели на русский. (По крайней мере, я не смог найти перевода для ссылки.)

Вот она - книжка. Моя копия, правда, имеет другую обложку, ну да «не судите о книге по ее обложке».



Если вам любопытен предмет, но лень читать многобукф, то забегу вперед и скажу; автор пишет о том, что представление о господстве в Средние века идеи плоской Земли возникло (лучше сказать «было изобретено» или даже «выдумано») только в 19 веке и распространялось, в том числе сознательно, в силу нужды сторонников идеи о непримиримом конфликте науки и религии в ярких пропагандистских аргументах. Прошли уже десятилетия с тех пор, как в академических кругах этот взгляд стал общепринятым, и большая часть солидных источников внесли необходимые поправки в соответствующие тексты. Однако, это ложное представление все еще живет и побеждает в широких народных массах.

Утверждние о том, что Колумб портрет открыл не только Америку, но и шарообразность Земли, считалось неоспоримым фактом и присутствовало не только в школьных учебниках и полулярной литературе/СМИ, но даже во многих академических работах.

Христофор Колумб, герой этого повествования.



В советской традиции, мне помнится, роль Колумба обычно играл Магеллан, но книга Рассела написана в Америке, поэтому речь пойдет о Колумбе. Главным вопросом в этом обсуждении является не то, кто эмпирически доказал шарообразность Земли, а то, каких взглядов на форму Земли придерживались современники путешествий Колумба и Магеллана.

Итак, для массового сознания в 19-20 веке Колумб был не только первооткрывателем Америки для европейской цивилизации, но и человеком, доказавшим шарообразность Земли. Сделал он это, согласно современным популярным взглядам, к огромному удивлению современников, ожидавших, что его корабли попадают с края Земли, и к неудовольствию церковников, догмы которых были в одночасье порушены. Рассел приводит цитаты из американских школьных учебников 80х годов, а также ссылки на учебники для высшего образования и высказывания известных специалистов в не-исторических дисциплинах, которые по-прежнему утверждают именно это. Еще занятнее приведенный в книге фрагмент из пиесы, в котором католический поп обвиняет Колумба, уже твердо настроенного на совершение великого подвига, в богохульстве за утверждение о том, что Земля шарообразна.

Желающим увидеть край плоской Земли необходимо посмотреть этот клип с момента 4:00. Если не видели раньше, то обязательно посмотрите целиком и этот клип, и первую часть фильма (всего минут на 20). Не пожалеете.

image Click to view



Между тем, идея о шарообразности Земли была широко распространеной среди средневековых мыслителей и никакого влияния на распространение этих идей христианская церковь не оказывала. Рассел анализирует взгляды современников Колумба и их предшественников и показывает,что традиция считать Землю шарообразным телом никогда не прерывалась. Конспективно проследим за цепочкой интеллектуальной преемственности.

Географы и космологи 15 века основывали свои взгляды, главным образом, на работах Аристотеля и Птолемея Александрийского. Взгляды были таковы: в центре Вселенной находилась сферическая Земля, а вокруг нее, прикрепленные к концентрическим «кристаллическим» сферам, обращались Солнце, Луна и все планеты. Для планет существовали не только основные сферы, но и вспомогательные, которые назывались эпициклами, для того, чтобы объяснить наблюдаемое петлеобразное движение планет по небу. Самой далекой считалась сфера неподвижных звезд. Система, несомненно, была геоцентричной, но она отнюдь не подразумевала того, что Земля плоская.

Колумб хорошо изучил труды богослова и философа Пьера Д'Айли (1350-1420), который считал, что отклонения Земли от сферической формы состоят только в наличии гор и впадин, и что человек мог бы беспрепятственно обойти вокруг Земли на несколько лет.

Роджер Бэкон (ок. 1220-1292) также считал Землю шарообразной. В качестве иллюстрации этого факта он приводил жизненное наблюдение, что чем выше находится наблюдатель, тем более удаленные предметы от может увидеть. В качестве обоснования причин шарообразности Бэкон приводит традиционный для того времени аргумент; сфера есть совершенная форма, поэтому Земля должна быть шарообразной.

Фома Аквинский (1225-1274) и его современники, например Иоанн Сакробоско (ок. 1195-1256), тоже считали Землю сферой, следуя традиции Аристотеля и арабских авторов, которые сами основывали свои взгляды на работах Аристотеля. В «Трактате о сфере» Сакрабоско (ок. 1230-1250) в качестве демонстрации приводится наблюдение о том, что мачты удаляющегося корабля еще видны, когда корпус его уже скрылся за горизонтом. Кто не помнит этого блистательного доказательства шарообразности Земли по детским книжкам!? Сакрабоско приводит и другие аргументы, например, наблюдение, что звездное небо выглядит по-разному на разных широтах. Кстати, трактат этот выдержал 30 изданий между 1478 и 1501 годами.

Шарообразность Земли была принята не только в кругах образованных философов, но и в популярной литературе. Разумеется, термин «популярная» в отношении средневековой литературы означает не то же, что сейчас, поскольку умение читать и доступ к книгам не были распространены так, как сейчас. Тем не менее во многих книгах для популярного чтения, написанных в 13-15 веках, Земля сравнивалась по форме с мячом, яблоком или желтком яйца, а на вопрос, можно ли обойти Землю кругом давался утвердительный ответ. В этих книгах также использовался аргумент о том, что сферическая форма Земли связана с желанием Бога, чтобы Его творение имело совершенную форму, отражающую совершенство Творца. Некоторые популярные книги давали не столь определенный ответ на вопрос о сферичности, говоря лишь, что Земля круглая; это утверждение может быть понято и в смысле сферичности, и в смысле дискообразности.

Говорят, что одна картинка стоит тысячи слов. Вот миниатюры из средневековых книг 12 и 13 веков, на которых изображена шарообразная Земля.







Итак, в 13-15 векax шарообразность Земли была респектабельным академическим взглядом, который беспрепятственно популяризировался в книгах для неспециалистов. Каковы были господствующие взгляды по обсуждаемому вопросу до 13 века? Дошедшие до нас мнения нередко сформулированы нечетко. Например, Рабан Мавр (ок. 780-856) иногда говорил о Земле, как о колесе, а иногда, как о шаре. Однако среди средневековых авторов, высказавшихся по этому вопросу (за исключением единственного!), не было борцов за идею о том, что Земля имеет плоскую форму.

Наиболее авторитетными географами раннего Средневековья были Макробий и Марциан Капелла, работавшие в первой половине 5 века. Марциан Капелла известен, в основном, своей концепцией семи свободных искусств, которая стала основой для составления программы средневекового университетского образования. Марциан прямо утверждал, что Земля не плоская, а шарообразная.

Исидор Севильский (7 век) нередко считается сторонником идеи плоской Земли. Он, как и многие авторы того времени, не уделяет внимание точности терминологии. Но в его сочинениях содержится оценка диаметра Земли, что скорее, свидетельствует о его приверженности идее шарообразной Земли.

Другой автор - Вергилий Зальцбургский (8 век), подвергался критике за то, что верил в существование антиподов, т.е. земель и/или их обитателей на противоположной стороне Земли, что было бы невозможно, если бы он считал Землю плоской.

Беда Достопочтенный (673-735), один из известнейших средневековых историков и натурфилософов, считал, что сферическая Земля находится в центре сферической же вселенной. Он, как и многие другие, связывал сферичность Земли с совершенством этой формы, и упоминал о том, что неровностями поверхности Земли можно пренебречь по сравнению с ее размерами. Вполне определенное мнение о сферичности Земли высказывал также Эриугена (9 век), известный деятель Каролингского возрождения.

Известен лишь один автор того времени, который четко и без неясностей заявил, что Земля плоская, в деталях описав ее устройство. Это - Косма Индикоплов, написавший в середине 6 века книгу «Христианская топография». Следует заметить, однако, что Косму интересовало устройство духовной, а не физической вселенной. Последняя была для него только метафорой для первой, поэтому географические детали, так интересующие нас, мало интересовали автора.

Еще более важно то, что работа Космы Индикоплова не оказала значительного влияния на средневековую мысль, о чем говорит, например, тот факт, что сохранились только три более или менее полных средневековых манускрипта на греческом языке с ее текстом. Более того, не существует ни одного средневекового латинского перевода труда Космы; первый перевод на латынь был опубликован только в 1706 году. Даже если пренебречь этими фактами, видно, что средневековых “плоскоземельников” чрезвычайно мало, а “глобусников” очень-очень много.

“Все это очень благородно”, скажут не убежденные приведенными фактами знатоки средневековых заблуждений и суеверий. “Это все были замечательные люди, которые шли далеко впереди своего времени. Такие люди, которые бежали из Арканара, держась за стремя безупречного Дона Руматы, и кушая на ходу селезенку вепря Ы. А церковники тем временем не жалели времени и сил, чтобы сделать их жизнь и труды невыносимыми, запугивая участью сожженого Коперника Галилея Бруно!”

(Раз уж заговорил об этом, предлагаю маленький конкурс знатокам: кто из вас помнит - кто такой Будах и кто такой Рудах? По этой причине комменты скринятся пока не станет ясно, кто победил.)

В общем, никуда нам не деться от обсуждения неблаговидной роли церковников в этом споре. О них, мракобесах, гиенах фарса и шакалах пера, речь пойдет в продолжении.

книги, наука, история, споры

Previous post Next post
Up