Гарнитура:
Humanist 521Тип:
гуманистический гротескНачертания:
Regular,
Italic,
Bold,
Bold Italic,
Ultra BoldКодировка:
MultilingualФормат:
OpenTypeПроизводитель:
ПараТайпДизайнеры: Эрик Гилл,
Владимир Ефимов,
Тагир Сафаев,
Изабелла ЧаеваДата выпуска: 2013 год
Стоимость одного начертания:
160 руб. или $5 до 25.02;
550 руб. или $15 до 17.03;
1100 руб. или
$30 после 17.03
Гуманист 521 (Humanist 521) представляет собой версию шрифта Gill Sans в оцифровке компании Битстрим. Первый вариант шрифта был спроектирован Эриком Гиллом и выпущен компанией Монотайп в период 1928-1930 годов. Дизайн Гилла базируется на шрифте Эдварда Джонстона, разработанного для лондонского метро в 1916 году, но имеет более текстовые пропорции, близкие к пропорциям старостильной антиквы, и благодаря этому более удобен в наборе. Имея в своей основе признаки рукописных форм, шрифт классифицируется как гуманистический гротеск и применим в широком диапазоне типографических задач. Шрифт Гилла, несмотря на почтенный возраст, до сих пор является иконой типографского стиля Британии. Ультражирное начертание в кириллической версии спроектировано Тагиром Сафаевым в 1997 году. Четыре основных начертания в кириллице разработаны Владимиром Ефимовым при участии Изабеллы Чаевой в 2010-2012 годах. К оригинальной версии Битстрима добавлена альтернативная форма единицы с традиционным носиком и комплект минускульных цифр.
Гилл Санс (именно так в оригинале называется Гуманист 521) - поистине легендарный шрифт. Если Кэзлон - национальная антиква Британии, то Гилл Санс - ее национальный гротеск, лицо британского дизайна 50-х-60-х годов. Именно он узнается в логотипах BBC, корпорации PHILIPS и множества других европейских компаний.
История появления этого шрифта такова. В 1928 году Стенли Морисон, консультант по типографике корпорации Monotype, приехал в Бристоль - погостить у некоего Дугласа Клевердона, хозяина книжной лавки. На дверях магазина красовалась надпись DOUGLAS CLEVERDON, выполненная великолепным гротеском. Морисон немедленно захотел выпустить такой шрифт, тем более что узнать автора вывески не составило труда: им оказался общий друг Морисона и Клевердона - мистер Эрик Гилл.
К тому моменту сорокатрехлетний Гилл вот уже почти 25 лет занимался резьбой по камню. Он выполнял надписи для фронтонов, стелл, надгробий и мемориальных досок. Еще в 1903 году он оформил здание Оксфордского медицинского колледжа, затем гравировал надписи на знаках различия Королевского Глостерширского полка, писал названия на борту трансатлантического лайнера Queen Mary и экспресса Северо-Восточной железной дороги Flying Scotsman («Летучий Шотландец»). За свою жизнь он выполнил более 750 надписей в камне, что невероятно много, учитывая, сколько времени занимает создание одной надписи, если придерживаться традиционных технологий, принципиальным приверженцем которых был Эрик Гилл.
Эта небольшая предыстория - доказательство того, что шрифт Гилл Санс (сколько бы ни называли его «первым гуманистическим гротеском») вовсе не был революционным открытием художника. Гилл медленно шел к нему по дороге из каменных букв, длинною в четверть века. Но была и другая дорога, ведущая к этому шрифту - эта дорога пролегала под землей. Потому что это было метро.
В 1913 году типограф Эдвард Джонстон (Edward Johnston) и Эрик Гилл были приглашены британской транспортной компанией, чтобы разработать шрифт для лондонского метро. Но практически одновременно с этим Гилл получил заказ на серию рельефов для Вестминстерского собора. Гилл еще не знает, что впоследствии эти рельефы станут одним из самых известных и значительных его достижений, но уже сейчас ради этого проекта он оставляет работу над шрифтом для лондонской подземки. Джонстон справился и один. Справился - если допускается так сказать о художнике, который создал легендарный фирменный стиль, без которого невозможно представить современную столицу Великобритании. С проектом лондонского метро Джонстон связал всю свою последующую профессиональную жизнь, и именно Эдвард Джонстон - автор культовой эмблемы лондонского метро - красного круга, перечеркнутого названием станции.
Гилл и не пытался скрывать преемственности Гилл Санса. В своем «Эссе о типографике» он писал, что шрифт Джонстон Андерграунд (Johnston Underground), разработанный Эдвардом Джонстоном, - это прямой прототип шрифта Гилл Санс.
В наборе Гилл Санс выглядит неформально и придает тексту дружелюбный оттенок. Он был разработан в четырех насыщенностях, а также имел курсивные, дополнительные сверхжирное и узкие начертания. Кроме того, было создано несколько декоративных вариантов, включая оттененный (Gill Sans Shadow). Первый кириллический Гилл Санс появился благодаря корпорации Монотайп во второй половине 1950-х гг., через 15 лет после смерти Эрика Гилла. И мы не знаем, приложил ли сам Гилл руку к его разработке.
Несмотря на то, что отечественным специалистам Гилл Санс известен давно, в контексте российской типографики он все еще выглядит свежим решением. Его облик не несет с собой почти никаких дополнительных ассоциаций, кроме некоторого «заграничного лоска». Он не так упорядочен, как вездесущая Гельветика, не так идейно-агрессивен, как Футура. Он спокоен. Он элегантен. Он - шрифт «с человеческим лицом». Интересная особенность шрифта - это ультражирное начертание, заметно отличающееся по дизайну от базовых начертаний и даже имеющее в оригинальной версии специальное название Gill Kayo - сокращение от слова knockout.