Началом взлета Европы является XV век. Точнее - его вторая половина. Деятельный гуманизм, который составлял суть эпохи Возрождения, породил новых людей и ослабление давления церкви дало им дорогу. Типичным «новым человеком» рассвета Европы был Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, правитель Римини, Фано и Чезены.
На первый взгляд, он типичный средневековый изверг, коих немало видело человечество. Вот как его охарактеризовал папа римский Пий II:
«В его глазах брак никогда не был священным. Он сходился с замужними женщинами, детей которых раньше крестил, а мужей их он убивал. В жестокости он превзошёл всех варваров. Он теснил бедных, отнимал имущество у богатых, не щадил ни сирот, ни вдов; словом, никто во время его правления не был уверен в своей безопасности. Его подданные признавались виновными за то, что у них есть богатства, жены, красивые дети».
Эней Сильвий добавляет: «Сигизмунд Малатеста был в такой степени не воздержан в разврате, что изнасиловал своих дочерей и своего зятя... Он осквернял монахинь, насиловал евреек, что же касается мальчиков и молодых девушек, которые не хотели согласиться добровольно на его предложения, он или предавал их смерти, или мучил жестоким образом. Из двух жён, на которых он был женат до сближения с Изоттой (о ней позже), одну он заколол кинжалом, другую отравил. До этих двух жен у него еще была жена, с которой он развёлся раньше, чем познал её, завладев, впрочем, её приданым».
Не мудрено, что в 1460 году он был отлучён от церкви, а на трёх площадях Рима жгли его чучела с табличкой на груди: «Вот он я, Сиджизмондо Малатеста, сын Пандольфо, король предателей, ненавидимый Богом и людьми».
Кстати, Малатеста - фамилия значащая. И переводится как «Дурная голова» (видать предки были подстать).
В общем, собрал папа войско и пошел пинать «насильника», «убийцу жён», «отравителя», «некрофила», «содомита», «еретика», «фальшивомонетчика», «богохульника», «язычника» и «гражданина Ада» (можно и без кавычек, за исключением, возможно, последнего).
И пришла бы хана цыплёнку, если бы не дыхание Востока, выразившееся в падении Константинополя и мандража всего христианского мира. Спесь с клира, собственно, тогда и слетела, когда их шея почувствовала холодок турецкой сабли. Собрался папа организовать крестовый поход на турок, да дураков возглавить столь безнадёжное дело не нашлось. Точнее нет, один доброволец выискался.
Им оказался «отравитель и некрофил, гражданин Ада Сиджизмондо Малатеста». И пап принял его кандидатуру! Собственно, вот наиболее яркий пример того, как Европа стала побеждать в цивилизационной гонке с Востоком.
И не далее как через два года после своего «сожжения» Малатеста, по благословению папы, повел христианнейшее войско на ворогов Христовых...
До Константинополя крестоносцам дойти не удалось, но Спарту у турок Малатеста отбил. И вот тут ещё одно отличие человека эпохи Возрождения от его пятнистых предков.
Главным трофеем (и как оказалось в дальнейшем - и целью) Малатесты оказался прах греческого гуманиста, эрудита и философа Гемистуса Плетона! Плетон верил в олимпийских богов, в то, что они живы. Малатеста так же в этом не сомневался. Не верил он и в загробную жизнь, полагая, что души людей умирают вместе с телами.
Малатеста был покровителем наук и искусств, и не умри он на 50-м году жизни, возможно Римини, а не Флоренция стала бы эпицентром Возрождения.
Свидетельством духа Возрождения в Римини является как ни странно… кафедральный собор. Дело в том, что он переделан из мавзолея семейства Малатеста, задуманного Сиджизмондо (кстати, останки Плетона он упокоил здесь же, замуровав в третьем саркофаге по наружной стене)
Для украшения здания кондотьер привлёк веронского скульптора Маттео ди Андреа де Пасти (он делал основной декор и миниатюры). Скульптуры и барельефы делал Агостино ди Дуччио.
По проекту мавзолей должен был венчать купол, аналогичный куполу римского Пантеона
Преждевременная смерть Малатесты не дала реализоваться всем планам, но и то что удалось - отражает восторг, жизнелюбие и ясный ум представителей той эпохи.