Кадр из фильма "Смерть на Ниле", 2022. Image credit: 20th Century Fox Film Corporation; The Estate of Agatha Christie
Однажды в комментариях к моему субботнему «кинозалу» меня спросили, что я думаю об одной из новых экранизаций известного произведения Агаты Кристи. Мои мысли в итоге вылились в целый цикл, который растянулся на два года, но…после этого прошло ещё два года, прежде чем я решила его продолжить.
Я так и не поняла, почему писатель Агата Кристи не берёт меня. Это совершенно не мой автор, сколько я ни начинала читать её произведения, столько забрасывала, не дочитав даже до середины, но вот некоторые фильмы, по ним снятые, меня цепляют. И наконец-то я поняла, почему: потому что они сняты «по мотивам». Потому что хоть как-то, хоть в чём-то, но отступают от оригинального литературного сюжета. Смотреть именно такие версии мне интереснее всего, но более всего интересно сравнивать их друг с другом.
Содержание предыдущих сезонов:
СЕЗОН 1
СЕЗОН 2
Для третьего сезона у меня был важный повод, и я не могла им не воспользоваться. Первый сезон я начала с киноисторий, которые были сняты по мотивам самого странного лично для меня произведения Агаты Кристи: «Убийство в Восточном экспрессе». Сейчас начну с темы, которая как бы является идейным продолжением этой восточной истории о Пуаро.
Роман «Смерть на Ниле», который вышел в 1937 году, а в переводе на русский язык издавался в том числе под названием «Убийство на теплоходе «Карнак», считается важным и даже значимым в творчестве Агаты Кристи. Увы, это литературное произведение я не осилила, но мне очень хотелось посмотреть, что с ним сделал Кеннет Брана. Я уважаю его как актёра и режиссёра, и то, что он сделал с «Убийством в Восточном экспрессе», было шикарно, но странно. Но шикарно! Красивая зима, яркие образы, замечательные актёры, но…для меня там слишком много фарса. То, что Брана сделал со «Смертью на Ниле», в некотором роде реабилитировало его в моих глазах.
Этот роман Агаты Кристи имеет уже три киновоплощения: 1978, 2004 и 2022, совсем свежее. Последний фильм должен был выйти ещё в 2019, но попал в такой водоворот из историй, сплетен, разборок и тайн, что я уж думала, его и в этом году не выпустят. Наконец-то официальная премьера уже состоялась (9-10-11 февраля), и фильм я два дня назад посмотрела. И что я могу о нём сказать.
Image credit: 20th Century Fox Film Corporation; The Estate of Agatha Christie
Кеннет Брана в роли Пуаро и с новыми усами мне понравился. Даже по этому фото видно, что второй фильм получился серьёзнее, чем «экспресс». Он тоже красивый, просто глаз не отвести от израильтянки Галь Гадот (из-за которой картина теперь имеет проблемы с прокатом в арабских странах), интересный подбор актёров, но…
Галь Гадот в фильме "Смерть на Ниле", 2022. Image credit: 20th Century Fox Film Corporation; The Estate of Agatha Christie
Фильм идёт ровно два часа, и в первый час в нём ничего не происходит. Вернее, нас потихоньку подводят к тому, что должно случиться, но действие движется не то чтобы непринуждённо, а очень вяло, я бы сказала, хотя завязка интересна, потому что с самых первых кадров нам показывают Пуаро таким, каким я, например, его ещё не знала. Если будете смотреть, не пугайтесь: начальные кадры - чёрно-белые, и такую находку я посчитала интересной.
Вторую часть картины я уже посмотрела на одном дыхании. Да, в ней нарисованный Сфинкс (съёмки, насколько мне известно, в Египте не проводились), да, всё равно присутствует некоторая доля фарса, но есть ещё несколько интересных находок, кроме чёрно-белого кино, в том числе режиссёрских и операторских.
Я никогда не читаю отзывы и аннотации, очень редко смотрю трейлеры и не пересказываю полностью сюжеты фильмов, о которых пишу, а сюжеты детективов пересказывать вообще бессмысленно, я считаю, особенно если речь касается экранизаций. Я, повторюсь, не читала «Смерть на Ниле» полностью: для меня он показался скучным. И даже когда я прочла первые страницы романа, то всё равно запуталась в именах и персонажах, поэтому фильм сейчас смотрела с чистого листа, можно сказать, и не знала, кто именно станет жертвой. А уж кто там преступник…на мгновение я и сама запуталась, пока не досмотрела до конца.
Софи Оконедо в фильме "Смерть на Ниле", 2022. Image credit: 20th Century Fox Film Corporation; The Estate of Agatha Christie
Актёры у Брана играют правдоподобно. Очень тактично, а местами даже красиво, на мой взгляд, в историю вплетены люди, которые не такие, как все, и совсем не такие, как все, так что с этой точки зрения к фильму не должно быть претензий. И честно скажу: если бы не шармические (от слова «шарм») Софи Оконедо и Галь Гадот, чем-то напоминающая молодую Монику Белуччи, то мне было бы не так интересно. И я вот теперь даже не знаю, что лучше: тот фарс, который Брана устроил с «восточным экспрессом» или та серьёзность, с которой он подошёл к египетской теме. Золотая середина пока что у этого цикла не найдена.
Для съёмок картины был построен в натуральную величину теплоход «Карнак», у «Тиффани» было выпрошено их знаменитое ожерелье, прекрасна работа декораторов и художников (хоть ты их на «Оскар» номинируй), но…всё это не дотянуло до моих ожиданий. Жаль, Брана очень старался, это заметно, но его как режиссёра постоянно отвлекали от съёмок, бросали в другие окопы, так сказать. Хотя Пуаро на этот раз из него вышел более интересный, признаЮ. Если будете смотреть в русскоязычном дубляже, наши даже сохранили акцент, с которым разговаривает бельгиец. И мне вдруг показалось, что атмосфера фильма крутится как раз вокруг него, а не вокруг роковых красавиц.
В общем, Кеннет Брана ненавязчиво, но снова оказался в центре внимания, и его усы опять запоминаются. И наверное, надо было выпускать эту картину в 2019 и не тянуть с прокатом, потому что она уже немного опоздала.
Что делать: смотреть или не смотреть. Смотреть, потому что бывают картины и похуже. Или не смотреть, если не хотите портить впечатление от старых экранизаций или фанатеете по этому писателю. Или для полноты картины всё-таки посмотреть и то, и другое, что я и сделала.
Первой экранизацией был фильм «Смерть на Ниле» от 1978 года, экранное время - почти два с половиной часа.
Питер Устинов в фильме "Смерть на Ниле", 1978
Работа над этой картиной тоже была трудной. О «Восточном экспрессе» 1974 я уже рассказывала: замечательный получился фильм! (см. по ссылкам выше Сезон 1, вечера 1, 2 и 3). В следующем фильме цикла роль Пуаро тоже должен был исполнять Альберт Финни, но из-за того, что съёмки должны были проходить в жарком Египте, актёр отказался от этой роли и его заменил Питер Устинов. Замена, на мой взгляд, получилась удачной, так как с Финни цикл получился бы слишком «сериальным», на мой взгляд, а без него «Смерть на Ниле» 1978 года можно смотреть как полноценное кино.
Устинова для этой роли осветлили во всех смыслах, иначе и ему пришлось бы тяжко в жару. Однако, съёмки всё равно проходили в трудных условиях. Работа велась или ранним утром, или поздно вечером, но зато какой получился фильм! Если хотите сравнить его с работой Брана, то обязательно посмотрите! Я считаю, что это нужно сделать хотя бы для того, чтобы потом сказать самому себе: «старое лучше какие фильмы раньше снимали!». Именно так сказал мой сын, когда прослушал обе версии по моему «корейскому методу» (я рассказывала о нём здесь,
Целое море спокойствия, или Несколько слов о корейском кино). И это он просто прослушал, ни разу не взглянув на экран.
Такой была леди Мэгги Смит 44 года назад, в минувшем декабре я рассказывала об одной из её последних работ (см.
«Мальчик по имени Рождество»). Актрисе сейчас 86 лет.
Актёрский состав фильма 1978 - как и в фильме 1974: и звезда с звездою говорит. Красивые актёры, интересные образы, ими созданные, съёмки в реальном Египте…и всё равно ревнивые поклонники Агаты Кристи до сих пор остаются недовольны тем, что в этой работе есть отступления от сюжета, кто-то кого-го где-то поменял местами, не те реплики вручил и т.д. Я вас умоляю! В фильме 2022 тоже не совсем те персонажи и не совсем то говорят. И он не повторяет фильм 1978 года один в один. И вообще: после этих двух картин я уже не смогла смотреть экранизацию 2004 года, в которой Пуаро сыграл «самый любимый Пуаро всех времён и народов».
Третья серия девятого сезона сериала «Пуаро» («Пуаро Агаты Кристи») по моему мнению проигрывает первой и третьей версии, и я ставлю её на последнее место в этом списке. Она идёт час сорок, и я её нехотя посмотрела, но кроме одного яркого пятна, а именно Дэвида Суше, мне больше отметить некого, хотя в этом эпизоде тоже сыграли известные актёры. Насколько меня взял за душу сериальный эпизод с «Убийством в Восточном экспрессе», где весь актёрский состав во главе с Суше просто великолепен, а эпизод можно смотреть отдельно как полноценный душевный фильм, настолько странной оказалась у создателей серия, созданная по роману «Смерть на Ниле», который считается у Агаты Кристи одним из важных в её творчестве.
Так что, подводя итог, я могу на первое место поставить именно фильм 1978 года. Хоть если честно, эммм…телосложоение там у двух красавиц-соперниц не очень, зато они берут своей актёрской игрой.
На втором месте у меня новая версия Кеннета Брана, и с ней, что интересно, в отношении главных героинь получилось не лучше и не хуже, а вообще за самыми колоритными и запоминающимися женскими образами - это в 78-й: какие там дамы!..
И покажу всё-таки главные пары трёх экранизаций:
Эпизод с Дэвидом Суше случайно оказался на пьедестале, потому что экранизаций произведения «Смерть на Ниле» всего три. У Брана всё-таки Пуаро получился интересным, а в сериале даже герой-любовник такой, что лично я на него ни в жисть не запала бы. Именно поэтому, наверное, 3 эпизод 9 сезона начинается с откровенной постельной сцены, чтоб показать, что этот «мачо» хоть на что-то хоть чуточку способен (на коллаже вверху он под №2). Но я уже, видимо, нахожусь на пороге Кхаджурахо, поэтому не считаю такие сцены примечательными. Лично мне больше понравились пирожные Пуаро из версии 2022 года и классные прикиды леди Анджелы Лэнсбери из версии 1978 года. Этой актрисе сейчас уже 96 (!) лет, она даже старше Мэгги Смит, и она всё ещё иногда играет в театре, но многие из современных зрителей (особенно молодёжь) знают её, к сожалению, лишь как Миссис Поттс из мультика «Красавица и Чудовище».
Анджела Лэнсбери в фильме "Смерть на Ниле", 1978
После просмотра всех названных фильмов, я внимательно ознакомилась с именами, образами и кратким содержанием романа «Смерть на Ниле», но вот честно: сегодня мне всё равно, чем эти три киноверсии отличаются от литературного оригинала. Ну не берёт меня манера письма Агаты Кристи, зато хорошее кино я смотрю с удовольствием!
А вы пересматриваете новые экранизации взамен старых или храните верность классике? А как относитесь к тому, что создатели фильмов вносят коррективы в литературную основу?
См. далее
«Семь киновечеров с Агатой Кристи. Сезон 3. Вечера 4, 5, 6 и 7».