Эвен Капитен (на фото крайний справа) - один из исполнителей партии Пер Гюнта в обновлённом балете. Фото
bolshoibelarus.by. Все активные ссылки открываются в новом окне.
С непонятных для зрителя недоразумений начался 88 сезон в Белорусском театре оперы и балета. Причём, неодразумения приключились сразу и с оперой,
и с балетом. И если замены артистов в балетной постановке неопытному глазу были не так видны, то с оперой произошло нечто более грандиозное.
Как оказалось, 10 сентября взяли и заменили целую "Богему" на предпремьерный показ оперы "Виллисы. Фатум", которую должны были давать днём позже, 11 сентября. И многие зрители узнали об этом уже в зале. На сайте театра как бы загодя появилась такая пометочка ("Спектакль "Богема", запланированный к показу 10.09.2020, заменен на предпремьерный показ оперы "ВИЛЛИСЫ. ФАТУМ". Билеты действительны"), но я бы, например, об этой пометке не узнала бы даже в день спектакля. 9 вечером я была в театре, но ни на одной афише не было ни единого исправления! Я даже сама подумывала, а не пойти ли на "Виллисы", но вовремя сообразила, что, наверное, лучше сделать это позже, когда все премьеры уже отгремят.
Опера "Виллисы. Фатум" - это первая опера Джакомо Пуччини, который написал её для конкурса, объявленного в 1883 году одним из миланских театров. Основой либретто стала старогерманская легенда, сюжет которой ранее был использован в балете "Жизель" французского композитора Адольфа Адана. Подробнее и с фото см.
на сайте театра.
Не знаю, почему так произошло. Представляю разочарование тех любителей искусства, которые собирались в театр и на "Богему", и на "Виллисы". Даже не знаю, как потом администрация разбиралась с купленными билетами и какие плюшки кому обещала. И всё это при том, что все премьеры в театре уже дважды переносили - с весны сначала на лето, а потом и на осень.
Кстати, "Виллисы" - это вокально-хореографическая постановка, в которой играют, поют и танцуют 130 артистов.
Новый сезон в театре балета должен был начаться 1-2 сентября, по всему городу, в т.ч. в метро, тоже были развешаны афиши с анонсами совсем другого спектакля, но всё-таки первым, 8 и 9 сентября, приключилось новое переосмысление спектакля "Пер Гюнт". Я пошла на него 9 сентября и, как оказалось потом, правильно сделала.
Как я уже сказала выше, у балета тоже были неточности: в программках "галочками" были отмечены не те артисты, а некоторых исполнителей даже и "галочками" не отметили. Так что вечер для меня был полон сюрпризов.
Главная ошибка касалась японских солистов: вместо заявленного Такатоши Мачиямы в партии Пуговичника на сцену вышел Таро Курачи (Мачияма вместе с другими солистами смотрел спектакль из зала и любители балета могли запросто опознать его без грима).
Чем такая, с позволения сказать, описка обернулась для обычных зрителей: собственно говоря, почти ничем. Вряд ли можно было, да ещё издалека, отличить одного японца от другого, а кому-то, например, было всё равно, кто исполняет роли актёров передвижного театра, но...Таро Курачи обладает изумительной пластикой, хотя техника и у одного, и у другого артиста на высоте. Я уже показывала Такатоши Мачияму на фото в статье, где
рассказывала о балете "Витовт", и говорила о поразительной работоспособности любых японских артистов, в каком бы жанре они не выступали.
Балет "Пер Гюнт" готовили к премьере с пятью составами. С пятью! Это значит, на сцену в один из двух дней мог выйти любой артист. В этой постановке задействованы все: солисты, ведущие мастера, кордебалет. Сергей Микель, ученик Валентина Елизарьева, совместно с дирижёром-постановщиком Александром Анисимовым и художником-постановщиком Любовью Сидельниковой создали грандиозное действо. Во время спектакля мысли в моей голове бегали по кругу от "ябольшеникогданепойдунабалет", до "обалдеть" и "а что, так можно было?!"
На минуточку: артисты всё лето репетировали балет в масках, все генеральные и предпремьерные показы тоже проходили в таких же условиях (см. ссылки ниже и фото к моей статье
"Золотой фонд". Белорусский театр оперы и балета"). Так что сами артисты тут почти не при чём: куда и как их поставили, то они и работают.
Балет "Пер Гюнт" уже был в репертуаре Белорусского театра 42 года назад (вернее, он находился в репертуаре театра до 1978 года). Сейчас он вернулся в обновлённом виде: Анисимов предложил взять полную партитуру музыки Эдварда Грига к драме "Пер Гюнт" (около полутора часов музыки), а также другие произведения композитора (четыре норвежских танца, симфонические танцы, лирические пьесы).
В современной версии зритель увидел на сцене 5 миров: романтический - Озе, цифровой - Горного короля, мистический - Пуговичника и его свиты, реальный - норвежского городка и совершенно особый мир Сольвейг с её любовью к Пер Гюнту (некоторые подробности о драме Ибсена и сюите Грига можно узнать
здесь).
Пещера Горного короля. Фото interfax.by
Я специально не искала все подробности перед премьерой, и мне очень хотелось узнать: а какой же я увижу знаменитую песню Сольвейг? Когда это произошло, я держалась, чтобы не заплакать...в этом спектакле, как оказалось, есть вокальные партии, которые бесподобно исполняют солисты белорусской оперы! И если "Виллисы" - это вокально-хореографический спектакль, и это было почти всем известно до премьеры, то "Пер Гюнт" - спектакль хореографическо-вокальный, о чём многие зрители не догадывались.
Перед Анисимовым стоял выбор, какой из двух вариантов предпочесть: на немецком языке или на норвежском. Угадайте, какой он выбрал.
Зима пройдёт и весна промелькнёт,
И весна промелькнёт;
Увянут все цветы, снегом их занесёт,
Снегом их занесёт...
И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит,
Мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить,
Тобой лишь буду жить...
Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня,
Полюбишь ты меня;
От бед и от несчастий тебя укрою я,
Тебя укрою я.
И если никогда мы не встретимся с тобой,
Не встретимся с тобой;
То всё ж любить я буду тебя, милый мой,
Тебя, милый мой...
Click to view
Костюмы (их 250!) и декорации бесподобны, а солистам оперы рукоплескали, наверное, даже больше, чем артистам балета. Я сама была от них в полном восторге! В спектакле был задействован даже вокальный ансамбль из солистов оперы - 8 женских голосов и 6 мужских (они тоже были на сцене вместе с танцорами).
Здесь и далеее фото со спектакля 9 сентября, на котором я присутствовала.
Но пошла-то я на балет, и что я ещё могу о нём сказать. Таро Курачи худенький и тоненький, и ростом не такой высокий, как положено быть ведущим мастерам сцены, но он играл всеми пальцами рук! Так приятно было смотреть на него (а я сидела в третьем ряду партера). Когда он находился на сцене, я не могла оторвать от него взгляд: в то время, как зритель должен был сосредоточиться на других действующих лицах, Пуговичник был в стороне, но смотреть нужно было именно на него, что я и делала, потому что он продолжал играть, даже если стоял на месте. Таро Курачи - моё самое большое открытие нового сезона!
Таро Курачи-Пуговичник со своей свитой Кривых
Кого я ещё хотела посмотреть вживую: Ольгу Гайко, Олега Еромкина и Яну Штангей (соответственно - Озе, Горный король и Анитра, как и было заявлено в программке). Посмотрела, оценила: очень понравились (особенно понравилось, как вжился в роль Еромкин).
Ещё одно моё личное открытие - Александра Чижик (Доврская дева, дочь Горного короля). Собственно, если бы они с Яной поменялись местами, сумма бы не изменилась: обе прекрасны!
Александра Чижик. Кто там хотел увидеть троллей? :) Вот они, на заднем плане.
Игорь Оношко в роли Пер Гюнта - идеальное сочетание танца, артистичности и молодости, стопроцентно подходящее для такого образа.
Игорь Оношко и Ксения Ржевская
Эвен Капитен, выпускник Балетной школы Парижской национальной оперы, которому отвели честь представлять данный балет на всех афишах и программках, в этой роли выглядит слишком уставшим, она немного не подходит ему по возрасту, хотя технически он безупречен. Это моё личное мнение (Эвен смотрел второй премьерный показ из зала вместе с Такатоши; их в паре можно увидеть
на репетиционных фото балета на сайте театра).
И ещё одна прелесть - Ксения Ржевская в роли Сольвейг. Я говорю "в роли", потому что так и было, и учитывая вокальное сопровождение, это смотрелось бесподобно! Артистка танцевала, а рядом с ней на сцене находилось её отражение, которое пело. Колыбельная Сольвейг - это просто обними и плачь!..
Сольвейг молодая и Сольвейг седовласая (Анна Фокина). В роли седовласого Пер Гюнта я бы предпочла увидеть Антона Кравченко, но он играл 8 сентября.
В общем, я была в культурном шоке, и после спектакля пошла к метро пешком, чтобы развеяться, а потом часть своих впечатлений описала в рассказе
"Сентябрьские прогулки по Минску: балетно-вечерняя / 9 сентября 2020".
Сегодняшний рассказ я подготовила
для осеннего марафона, и если кто-то будет в Минске и захочет сходить на балет...не рвитесь на "Лебединое озеро". Да, это классика, и она остаётся в Белорусском большом почти неизменной, а поэтому прекрасной, но отреставрированные спектакли, подобные балету "Пер Гюнт" - это нечто! И такую гармонию классического и современного сейчас редко где встретишь. Ну, и плюс вас ждёт в этом балете немножко прекрасной оперы, а опера и балет в Белорусском большом связаны, как ещё раз оказалось, одной нитью.
Click to view