Авторский текст
Katalin ©
При слове "щелкунчик" отечественные зрители и читатели представляют себе не то деревянную игрушку, не то заколдованного принца в образе солдатика, который приходит из своего сказочного королевства только
под Новый год.
В наше время существуют декоративные щелкунчики, которые действительно стали одним из символов Рождества (а для кого-то и Нового года), но есть и множество разновидностей практичных орехоколов. Всё это, кстати, называется одним и тем же словом: Nussknacker (немецк), Nutcracker (англ) - "орехокол". Только при надобности уточняется, что из них декоративное (Dekorative Nussknacker), а что практичное (Funktionale Nussknacker). См., например, соответствующую статью в Википедии:
здесь (на немецк.языке; ссылка открывается в новом окне).
Орехоколы известны с тех времён, когда человек решил расколоть орех. Естественно,с течением времени, людям захотелось чем-то облагородить, украсить и усовершенствовать и эти предметы (в т.ч. в соответствии со своими религиозными верованиями, тотемами и т.п.). Задолго до появления декоративных щелкунчиков, были известны орехоколы с человеческими или звериными головами. Причём, эти приспособления могли не только изготавливаться из дерева разных пород, но и имели функциональные особенности, подходящие для раскалывания конкретных видов орехов. Например, существовали отдельные орехоколы для фундука, скорлупа которого не так тверда. Для грецких орехов были приспособления помощнее, и делали их не только из дерева.
Известны, к примеру, несколько бронзовых орехоколов в виде двух соединённых рук. Эти экземпляры датируются III-V вв до нашей эры. В наше время тоже существуют орехоколы, сделанные из разных метериалов (дерево, металл, горные породы и т.д; см.фото ниже).
Слева бронзовые орехоколы в виде рук с золотыми браслетами, справа - индийский орехокол для фундука (1800 гг). Фото из книги "Nutcrackers - Shape and History"
Во внешнем виде практичных орехоколов часто можно было заметить не только некоторые подобия людей и животных, но также мифологические и сказочные мотивы. Например, в XIX-XX вв. в Норвегии существовали орехоколы с головами гномов. Сейчас существует отдельная группа декоративных орехоколов, которые изображают рождественских дарителей, персонажей сказки Э-Т-А. Гофмана или героев балета Чайковского. Особенно редкими экземплярами являются щелкунчики-мышиные короли.
Норвежские орехоколы-гномы. Фото из книги "Nutcrackers - Shape and History"
Слева - швейцарский орехокол (примерно 1900 год). Справа вверху - орехоколы в виде птиц и зверей, внизу - современные дизайны. Фото из книги "Nutcrackers - Shape and History"
В России орехоколы, а за ними и щелкунчики-игрушки назывались "щелкун орехов", "грызун орехов", просто "щелкун", "щелкуша", "щелкушка", "человечек-щелкуша". Игрушки изготавливались чаще всего в виде солдата или барина. И были отечественные мастера, которые вплоть до 1970-80 гг делали таких классических щелкунчиков, которыми восхищались зарубежные историки и коллекционеры.
Русскоязычный перевод сказки Э-Т-А.Гофмана тоже существовала сначала под разными названиями, но с подачи композитора П.И.Чайковского и писательницы Зинаиды Журавской (1867 - 1937), которую называли "Королевой русских переводчиков", закрепилось имя и название "щелкунчик".
Богородские орехоколы-игрушки. Россия, XIX в. Фото www.antiquedolls.ru. Фото похожего русского щелкуна есть и в книге "Nutcrackers - Shape and History"
Практически все русскоязычные интернет-статьи повествуют о том, что "родиной Щелкунчика является небольшой немецкий городок Зайфен (Seiffen) в Рудных горах": якобы некий крестьянин из этой местности в конце 17 века сотворил первую подобную игрушку и повёз продавать её на ярмарку, а в 18 веке игрушки-щелкунчики распространились по всей Европе и даже вывозились на кораблях в Америку. Честно говоря, я не знаю, откуда берутся такие данные, но в реальности дело обстояло немного не так.
Не существует каких-либо вещественных доказательств, подтверждающих данную легенду - ни книг, ни прайс-листов, ни иных документов. Скорее всего, щелкунчики не появлялись в Рудных горах до середины 19-го века. Тем не менее, их предшественников можно найти на некоторых немецких рисунках, в т.ч. из Обераммергау (Бавария), а также в виде гротескных фигур из Северной Италии - все они были оснащены движущейся нижней челюстью.
Примерно с 1735 года подобные "практичные игрушки" существовали и в Тюрингии, одном из регионов Германии. То есть щелкунчики в Германии были и в 18 веке, но производились они не в Рудных горах.
Слева большое фото - щелкун для грецких орехов, Тюрингия, около 1820 г. Справа два маленьких фото - тоже щелкунчики из Тюрингии, но изготовленные в 1900-1910 гг. Фото из книги "Nutcrackers - Shape and History"
Путаница может быть ещё из-за того, что разные деревянные иделия изготавливались и продавались мастерами ещё раньше, чем были придуманы игрушки-щелкунчики. До сих пор некоторые люди путают щелкунчиков с другими популярными фигурками, которые называются "Räuchermann / курильщики". Их прототипы появились примерно в 1830 году в тех же Рудных горах. Обычно эти фигурки делают в виде лесников, солдат, ярмарочных разносчиков различных товаров или представителей других профессий. Они полые и открываются, как матрёшки. Внутри кладут благовоние в виде конуса (первоначально им был ладан), поджигают, и дым выходит через рот фигурки.
Другой подобный образ называется Moosmännel. Он уже больше связан с фольклором и представляется в образе лесного духа, гнома и т.п. существ, которые помогают людям. Из-за способности одаривать богатством, эти персонажи стали тесно связаны с современным празднованием Рождества, но в наши дни они иногда сливаются с образами обычных "курильщиков".
Сейчас стали изготавливать "курильщиков" не только в виде людских и мифологических фигурок, но и в виде различных предметов (печка, паровоз, дом и т.д.).
Фото из Интернета
Самая знаменитая игрушка в виде щелкунчика была описана в сказке Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана "Nußknacker und Mausekönig / Щелкунчик и Мышиный король", опубликованной в 1816 году. Не имеет под собой основания и ещё одна легенда, повествующая о том, что якобы именно этот щелкунчик стал основой для появления в то время множества подобных игрушек. Как раз наоборот: действие сказки происходит в Нюрнберге, в Баварии, но сам писатель родился в Кёнигсберге, а в годы создания своего знаменитого произведения жил в Дрездене и Берлине. Поэтому вдохновением для него могли стать уже существующие тогда щелкунчики-орехоколы из Тюрингии, Баварии или Италии.
Для примера: "Наполеон - парижский щелкунчик". Карикатура посвящена Битве народов (сражение, которое произошло под Лейпцигом в 1813 г). Рисунок датируется 1813 (1814-?) г., оригинал находится в Stadtgeschichtlichen Museum (Лейпциг).
Der Pariser Nussknacker (Napoleon beißt sich an der harten Nuss der Schlacht zu Leipzig 1813 die Zähne aus). Фото skd.museum
Первый щелкунчик в Эрцгебирге, в Рудных горах (именно эта местность сейчас считается "местом жительства современных щелкунчиков") был сделан на токарном станке около 1865 года в мастерской Вильгельма Фридриха Фюхтнера (
Füchtner). Это изделие было создано из древесины хвойных пород и под влиянием образа из истории Генриха Гофмана "König Nußknacker und der arme Reinhold" / Король Щелкунчик и бедный Рейнольд" (1851).
Да-да, второе известное произведение о щелкунчике, которое посодействовало современному развитию этого образа, написал тот самый родоначальник книжных "педагогических ужасов". В 1845 году Генрих Гофман издал сборников поучительных стихов для детей "Стёпка-растрёпка" (нем."Struwwelpeter", букв."Неряха Петер"). Подробнее о подобных "поучениях" я рассказывала вчера в статье
"Снежинки с личиками, или Грусть на ёлке" (ссылка открывается в новом окне).
Первый деревянный щелкунчик, созданный по мотивам образа из сказки Генриха Гофмана, был оформлен в красных, жёлтых, синих и оранжевых тонах. Украшения были очень простыми, а головной убор короля имел такую же форму, как шляпа шахтера, только на ней были нарисованы золотые насечки. Для бороды и волос использовался кроличий мех.
Кроме короля, впоследствии были созданы "мрачные и грубые" солдаты, лесники, полицейские и пожарные как символические представители правящей верхушки. Поэтому часто, даже в первой половине XX века, эти орехоколы делались в виде не стройных, а толстеньких и даже пузатых розовощёких и красноносых мужчин.
В действительности изначально это были игрушки-насмешки, игрушки-карикатуры. Для простых людей это была возможность в некотором роде посмеяться над теми, кто присылает приказы сверху. Каждый человек, а не только дети, мог заставить короля, жандарма или помещика поработать физически, т.е. поколоть орехи.
Слева - солдат, высота 38 см (изготовлен около 1850 г), справа - король, высота 37 см (изготовлен около 1880 г). Место изготовления - Зоннеберг, Тюрингия. Фото из книги "Nutcrackers - Shape and History"
Многие люди за пределами Германии вообще не знают о существовании сказки Генриха Гофмана "Король Щелкунчик и бедный Рейнольд" (1851). В ней используется мотив "замёрзший ребёнок", о котором я буквально вчера говорила в своей статье
"Снежинки с личиками, или Грусть на ёлке" (ссылка открывается в новом окне). Этот же мотив, к примеру, обыгрывали Достоевский в произведении "Мальчик у Христа на ёлке" и Андерсен в своей "Девочке со спичками".
Суть сказки "Король Щелкунчик и бедный Рейнольд": в рождественские дни, когда все празднуют, мальчик из бедной семьи умирает от болезни в своём нищенском доме. Вдруг к нему является Ангел и зовёт отмечать Рождество в волшебную страну - в город, которым правит Король Щелкунчик. Перед мальчиком проходит парад всевозможных игрушек, на ёлке сверкают игрушки, поют райские птички, а сам Король Щелкунчик разъезжает на лошадке-качалке...Эта сказка заканчивается на удивление хорошо: Рейнольд просыпается совершенно здоровым. Естественно, в ней прослеживается и влияние другого Гофмана - сказки, опубликованной на 35 лет раньше - но, как я уже сказала выше, именно со щелкунчика-короля из сказки про Рейнольда мастера и стали "срисовывать" свои деревянные орехоколы: потому, видимо, что эта идея и внешний вид конкретно этого щелкунчика были более бытовыми и практичными.
Эта книга до сих пор переиздаётся с такими же иллюстрациями. Фото www.nussknackerbuch.at
Для сравнения: так выглядел Щелкунчик на иллюстрациях к сказке Э-Т-А.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"
Фото
www.staatsbibliothek-bamberg.de В СССР о щелкунчике знали не только по балету Чайковского, но и по одноименному мультфильму, созданному в 1973 году (см. подробнее
"Новогодний кинозал. Ч.14. Щелкунчик"; ссылка открывается в новом окне). Именно этот тандем "балет+мультфильм" в сознании советских девочек идеализировал орехокол-игрушку, и с тех пор любые подобные игрушки почти всегда называют именем собственным - пишут слово "Щелкунчик" с прописной буквы.
Мечта о заколдованном принце или просто о принце - этим до сих пор грезят не только маленькие девочки, но и взрослые тёти. "Заколдованный принц" - архетипичный мотив, известный нам, например, по сказкам типа "Аленький цветочек", "Беляночка и Розочка", "Красавица и Чудовище". Почему для кого-то эта мечта связана со щелкунчиком, объяснить тоже очень просто. По крайней мере, для тех, кто знаком с мировой мифологией и фольклором.
Всё находится в нашем подсознании и в том энергетическом поле, которое нас окружает. Дело в том, что в мировой мифологии орехи и семечки считались не только символом богатства, но ещё и плодородия. Во всех европейских фольклорных жанрах сохранились косвенные или прямые намёки на то, что эти плоды вызывают влечение к противоположному полу (не только платоническое), влияют на потенцию (особенно миндаль и грецкие орехи). Восточные жители наделяют теми же свойствами кунжут и финики.
Даже в русском фольклоре можно найти примеры эротического характера, где обыгрывается символизм семечек и орехов. Причём, примеров таких достаточно: в народных загадках, песнях, частушках, играх и т.п. Приводить я их не буду, потому что многие из них, как бы сказать помягче, неприличные. Скажем, лузгать семечки у всех на виду означало, что девушке "уж замуж невтерпёж". И это один из самых приличных примеров. Самый невинный и завуалированный пример - славянская сказка в обработке Божены Немцовой, известная всем по современному фильму "Три орешка для Золушки".
В 1812 году уже был издан сборник немецких сказок, собранных братьями Гримм (нем. Grimms Märchen). Естественно, Э-Т-А.Гофман мог о нём знать. Его сознание, часто находившееся на грани безумия, производило на свет собственную мифологию. В 1814 году Гофман написал одну из своих лучших романтических повестей "Золотой горшок", а за год до "Щелкунчика" - страшный и одновременно притягивающий роман "Эликсир дьявола".
Фото
picclick.de Это - старый орехокол в виде женской фигуры. Думаю, что читатели сами догадаются, что тут к чему. По данному подобию делают и современные штучки.
В народной медицине до сих пор считается, что семечки и орехи не только положительно влияют на мужскую силу, но и одновременно содержат вещества, влияющие на женское репродуктивное здоровье. Причём, такими свойствами обладают как подлинные орехи, признанные таковыми с ботанической точки зрения, так и "ложные" орехи. К примеру, кокос считается в Индии символом брака со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие мысли по поводу "эротики орехов" подтверждает и современная наука.
О некоторых свойствах подлинных и ложных орехов, а также об их лекарственно-косметическом и кулинарном применении см. мою статью
"Философия орехов. Ч.1-5" (ссылка на первую часть открывается в новом окне).
Кстати, есть современные девочки, которым щелкунчики не нравятся: они их не понимают и совершенно спокойно проходят мимо подобных игрушек, хотя сами очень любят и семечки, и орехи. А есть мальчики, которым наоборот щелкунчики нравятся: они, как и Фриц, брат Мари, считают щелкунчиков бравыми солдатами и уважают их за стойкость, отвагу и мужество.
См. завтра
"Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Ч.2" Статья подготовлена для моего ФМ
"Путешествие в королевство Щелкунчика".
При подготовке статьи использовались собственные наработки по мифологии и фольклору, данные
с сайта династии мастеров Фюхтнеров, данные из Википедии, материалы из немецкого Музея Рождества в Ротенбурге-на-Таубере, материалы из венгерского рождественского Музея-салона в Сентэндре, а также книга-исследование "Nutcrackers - Shape and History" (автор Adolf Heidenreich).