Дед Мороз и нечистая сила. Фольклорно-кулинарные традиции

Dec 08, 2016 10:16





Это - отгадка на вчерашний вопрос. Спасибо всем, кто высказал свои интересные версии!

Детская игра..."Завали чёртика", назовём её так. Идейно связана с мотивом новогодне-рождественских дарителей: добрым Николаусом / Рождественским Дедом и его злым антиподом. О них я за последнюю неделю упоминала даже несколько раз.

Когда рассказывала о рождественской ярмарке в Мюнхене, то показывала и фото Крампуса. Персонаж с таким именем упоминается в фольклоре альпийского региона (Германия, Австрия, Швейцария). В других регионах подобные персонажи носят свои имена и могут иметь другой внешний облик, но они тоже были или есть. Это спутники-антиподы Святого Николая, которые пугали и наказывали непослушных детей. Кое-где грань между "добром" и "злом" со временем стёрлась, и новогодний / рождественский даритель стал приходить в едином облике - с подарками в одной руке и розгами в другой.



Старинные рождественские открытки. Фото с интернет-аукционов

"Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре (...) При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык. Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции." (подробнее см. в Википедии на русском или на других языках; ссылка открывается в новом окне).

День Святого Николая отмечается 6 декабря (19 декабря по православному календарю). В этот день на улицах и площадях европейских населённых пунктов можно увидеть "настоящего" Николауса (Миколу), которого иногда сопровождают существа с рогами и хвостами. Они подходят к детям и спрашивают, как те вели себя весь год. И за это раздают такие подарки, насколько хватает местного бюджета. Подарки достаются всем: чаще всего это конфеты и небольшие книжки. В нашем городке подобные традиции тоже поддерживаются. Игра, которую я показала на заглавных фото вчера и сегодня, установлена вместе с другими качелями-каруселями на нашей местной рождественской ярмарке (ярмарка, к слову, проводится на главной площади, у стен христианского собора).

***** ***** *****
Если обратиться к библейским первоисточникам и к земной жизни Христа, то можно вспомнить, что злые и тёмные силы присутствовали в них постоянно. "Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, в Иерусалим пришли из далекой восточной страны мудрецы-волхвы. Воссиявшая на небе звезда возвестила им о рождении Царя Иудейского, Спасителя мира, Которому они пожелали поклониться. Звезда, воссиявшая им на Востоке, шла перед ними и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2, 9). Поклонившись новорожденному Царю, волхвы принесли ему свои дары: золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как Истинному Человеку, Которому надлежало пройти через врата смерти.

По повелению Иудейского царя Ирода волхвы должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они иным путем отошли в свою страну (Мф. 2, 12). Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, по времени, которое он выведал у волхвов (Мф. 2,16). Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев стали первыми мучениками за Христа. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме." (11 января (29 декабря по ст.ст.) Церковь отмечает память 14 000 мучеников-младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных; цитата отсюда)

И ещё следует вспомнить, кто такой Сатана (Люцифер): см., например, соответствующую статью в Википедии.

***** ***** *****

По поводу связи нечистой силы с новогодними праздниками. Считается, что 12 дней, предшествующих Рождеству - это время, когда как бы растворяется граница между мирами ("тем" и "этим" светом), поэтому эти дни хорошо подходят для разных гаданий. В дохристианские времена, т.е. до Рождества Христова, подобные верования относились к предновогодним дням, в трансформированном виде они сохранились и поныне. 31 декабря отмечается день Св.Сильвестра. Он победил ветхозаветного змея, поэтому до сих пор поддерживается традиция в новогоднюю ночь отпугивать злых существ громкими криками, шумом, фейерверками.

Если кого-то интересуют подобные "плохие" и "хорошие" образы, рекомендую книгу С.В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила" (фольклорно-мифологическое исследование, опубликованное ещё в 1903 году и не один раз переиздававшееся, в т.ч. есть современные репринты, доступные в он-лайн библиотеках).

Одна из цитат: "В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи, вплоть до кануна Богоявленья, нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом, начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь." (С.В. Максимов. "Нечистая, неведомая и крестная сила")

Отголоски этих мотивов можно встретить даже в современных сказках. Вспомните советские мультфильмы про Новый год: Деду Морозу часто мешают волки, ворона, лесные чудища и им подобные персонажи, т.е. кто-то или что-то, связанное с "тёмным / чёрным злом". В сценарии детских новогодних утренников, насколько мне помнится, тоже очень часто включали персонажей, которые мешают Деду Морозу со Снегурочкой приехать к детям, чтобы встретить Новый год.

Мир не может развиваться без противостояния добра и зла.

***** ***** *****

Обещанное печенье

Эпиграф.

"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле." (Н.В.Гоголь. "Ночь перед Рождеством").

"Teufelsküsse / Поцелуи дьявола"
Стар(инн)ый немецкий рецепт



Этот рецепт я нашла в одной из немецких книг. В переводе на русский язык она называется "Учитесь вкусно печь", в оригинале, насколько я выяснила - Kochkunst: Lukullisches von A bis Z.- 3. Aufl. Verlag für die Frau, 1986, Leipzig, DDR.



Поиск на немецком языке выдал мне лишь несколько достойных результатов, из которых я сделала вывод, что выпечка с таким названием - редкость. Только пару раз мне встретился текст рецепта один в один как в книге 1986 года и несколько раз - вариации с таким же названием, но с другим набором ингредиентов и другими их пропорциями.

Я не знаю, когда именно и в связи с чем могла появиться выпечка с таким названием, но мне кажется, что она может быть связана и с рождественскими днями. Думаю, что истоки подобных рецептов нужно искать в конце XIX - начале XX в, когда был уже известен плиточный шоколад, по всей Европе широко и ярко праздновалось Рождество и был популярен образ Крампуса или ему подобных персонажей. Позже, особенно после Второй Мировой, как я уже упоминала ранее, эти "злые" образы были запрещены в некоторых регионах (из-за их негативного действия на детскую психику). Подобные традиции стали потихоньку возрождаться как раз в 1990-2000-е годы, хотя опять-таки не везде находят поддержку.

У этого печенья много родственников. Мы уже знаем историю и происхождение выпечки под названием "Брауни" (см. мою статью "Brownie. Пирожное для домового, или Приключения Незнайки и его друзей"; ссылка открывается в новом окне). Наверное, все кулинарам известны и шоколадное печенье с трещинками, и торт "Пища дьявола / Devil’s food cake".

Что касается слов "чёрт" и "дьявол". Не буду углубляться в мифологические подробности, но думаю, что сходство и разница всем понятны. Это почти одно и то же. Почти. Ну, примерно как финский Йоулупукки - это и "дед мороз", и самый большой и главный гном среди других гномов.

Разницу можно увидеть, если рассматривать в другом контексте: 1990-е - это атеистические годы, и если слово "чёрт" могло спокойно употребляться на бытовом уровне, то в слове "дьявол" могла уже улавливаться связь с христианством.

Что касается слова "поцелуи". Как раз подобная выпечка не теряла актуальность никогда, о ней я рассказывала в статье "Пряники. Часть 1. История и современность" (ссылка открывается в новом окне). "Поцелуйчики" - это печенье или пряники маленького размера, практически на один-два укуса. Подобная выпечка с такими же названием существует и сейчас во многих регионах, поэтому данное немецкое печенье тоже можно делать совсем маленького размера: шарики сами расплывутся на противне.

Лично мне название "Поцелуи чёрта" напоминает произведения Гоголя. Помните Солоху и её заигрывания с нечистой силой? А вот "Поцелуи дьявола" - это уже нечто более серьёзное...и соблазняет, наверное, сильнее. Хочу сказать, что данное печенье именно такое - если его приготовить, следуя книжному рецепту буква в букву - но и произведение Гоголя, оно тоже мне напоминает. Таинственное и чудесное одновременно, будто скрипучий снег и тёмная ночь без единой звезды...

***** ***** *****

Ингредиенты и технология приготовления.

Судя по немецким сайтам, которые упоминают эту книгу, переводной текст идентичен оригиналу. Вот рецепт из русскоязычного издания:



Я делала всё так же: растёрла, а потом взбила размягчённое масло с сахарной пудрой; добавила натёртый шоколад, перемешала, а потом постепенно просеивала в эту смесь крахмал, смешанный с мукой. Сформировала небольшие шарики и разложила подальше друг от друга на противне.

Важная ремарка из немецкоязычного варианта: "выпекать при средней температуре". И крахмал у меня кукурузный!

1) Я не рубила шоколад, а натёрла его на "сырную" тёрку, поэтому готовое печенье хрустит и обволакивает, освежает и согревает одновременно. Оно и хрупкое, и масляное, и сладкое, и пикантное. Несмотря на то, что сахарной пудры здесь не так много по сравнению с другими рецептами, а шоколад я взяла с 70%-ным содержанием какао-продуктов, печенье получилось на мой вкус сбалансированное по сладости. Я думаю, что здесь дело и в крахмале: из крахмала при выпечке образуются сахара, из которых в свою очередь образуется глюкоза.

2) Противень не смазывала, потому что тесто получилось масляное, но можно чуть присыпать тем же крахмалом или мукой.

3) Пекла при 160 С примерно 20 минут (это параметры именно для моей духовки). Если шоколад просто порубить, взять вместо него какао, увеличить количество муки вместо крахмала или выпекать при 180 С, то печенье получится немного другим. Соответственно, ощущения от него тоже будут немного другие.

4) Можно посыпать готовую выпечку сахарной пудрой, полить растопленным шоколадом, украсить орешками - в общем, кому чего не хватает для соблазнения.

Мои мужички, уплетая эти "поцелуйчики" за обе щёки, приговаривали: "Очень, очень фоколадное! Не надо больфе такое печь!" Еле успела спрятать свою порцию, чьёрт побьери!

Однозначно буду готовить это печенье ещё, оно какое-то совершенно мифологическое!..

Рецепт печенья "Поцелуи дьявола" включу в Сводный пост своего ФМ "Путешествие в королевство Щелкунчика" и отдаю на ФМ "Рождественское/новогоднее печенье"

мифология, Снегурочка, печенье, поиграем, Венгрия, библиотека, выпечка, шоколад, Новый год, фольклор, праздник, Дед Мороз, КулиНарния, кухня немецкая, сказка, Германия, Рождество, личное мнение

Previous post Next post
Up