Полевой быт и его нарушители

Oct 27, 2014 02:58


Проводив лодку, я остался на острове один. Давненько я не работал в поле без напарников. В последний раз это было в 2009 году, на мысе Сердце-Камень. Я люблю одиночество в тундре. Можно выстраивать свой распорядок дня без оглядки на желания и предпочтения других. Это огромный плюс. Но надо быть очень аккуратным и внимательным при всех перемещениях и действиях. Любая травма вроде вывиха ноги может оказаться роковой, потому что некому подстраховать и помочь. Особенно, если вокруг тебя медведи.




Я обошел песчаный пляж, но не обнаружил ни одного медвежьего следа. Даже рядом с разделанной тушей моржа, брошенной охотниками из-за каких-то болячек на внутренностях и мышцах. Добытый морж показался охотникам больным, они побоялись брать его мясо в пищу и взяли только образцы для передачи на ветеринарную станцию в райцентр. Но для медведей-то это не повод. Тем не менее, песок был девственно чист от следов.



Останки моржа на берегу острова Колючин

В принципе, ледовая обстановка еще в середине июля предполагала, что медведей будет мало. Лед рано и быстро сдвинулся на север, не задерживаясь у побережья. Вместе со всеми медведями. Я предрекал это телевизионщикам, но они уже не могли изменить свои планы и рассчитывали на удачу. Впрочем, даже в таких условиях на Колючине после ухода льдов обычно задерживаются до 3-7 зверей и живут здесь неделю-другую, прежде чем уйти вдоль побережья на северо-запад. Я надеялся, что они все же затаились где-то под скалами северо-восточного берега, и не сегодня-завтра, появятся в поле зрения.

Оценив обстановку, я спокойно занялся приведением балков в жилой вид. Первым делом надо было до темноты очистить внутренние помещения и поверхности стола и полок от песка, окурков, свечных наплывов, объедков и прочего мусора, оставленного охотниками во время весенних выездов на нерпичью охоту. Трещины и разводья, где нутэпельменцы стреляют кольчатую нерпу и ставят на нее сети, обычно расположены за островом. Поэтому охотники ночуют в наших балках, и в стремлении к аккуратности их заподозрить никак нельзя)))



Вид на дом № 1 по улице Медвежьей. Это основной жилой балок. На стенах и в окрестностях видны живописно развешенные и разбросанные для просушки вещи, оленьи шкуры и коробки, подмоченные во время высадки на остров.

В прошлом году здесь жил Леша Дондуа, поэтому, в общем и целом, главный жилой балок был в порядке. Самым поразительным было видеть в спальном помещении сооруженную Лешей из досок и фанеры раковину для умывания! Обычную металлическую раковину и умывальник давным-давно мы разместили в холодной пристройке. Но теплолюбивый Леша не хотел мыть посуду и умываться на холоде и сколотил себе деревянное чудище прямо в маленькой спальне, где постоянно работала печка. Изнутри деревянная раковина была обита армированным полиэтиленом, таким же, который мы используем вместо оконных стекол. Вернее, изначально была обита… Кому-то из наших весенних гостей понадобился этот полиэтилен, и он ничтоже сумняшеся аккуратно вырезал его ножиком.

Кстати, говоря, и с окон полиэтилен был срезан… Когда через пару недель ко мне приехали лодки из Нутэпельмена, я тут же высказал свое недовольство охотникам. Они развели руками: «Медведь сорвал!».



Вообще-то белые медведи любят заглядывать в окна. Это видно и из заглавного снимка, и здесь. Но у нынешнего «медведя» коготь, видать, заточен под лезвие, и резал он этим когтем почти по прямой))) При закрытых снаружи ставнях! Вообще, по всей Чукотке имеется лишь один виновник всего, что бы ни было сломано и испоганено в балке хоть снаружи, хоть внутри. Это медведь. В зависимости от сезона и местности, бурый или белый. Он даже бутылки из-под водки и консервные банки расшвыривает… А охотники и прочие посетители балка - образцы чистоплотности и аккуратизма…

Впрочем, на этот раз белый медведь действительно приложил лапу к балку. Одна из двух входных дверей была напрочь выломана. Кто-то задом наперед приставил ее к дверному проему, но это имело исключительно косметический эффект. Гвоздей и досок у меня не было, поэтому пришлось устанавливать дверной щит и прижимать его с помощью бревен, чтобы создать хотя бы временное заграждение, для преодоления которого даже медведю надо было приложить определенные усилия и затратить время, достаточное, чтобы я успел подготовиться к выдворению незваного гостя…

Еще одним неприятным сюрпризом для меня оказался садистски разорванный рубероид на крыше. Как только полил дождь, в пристройке отовсюду закапало и потекло. Сначала я не мог понять, какая сволочь орудовала на крыше, но потом вспомнил рассказ Леши о прошлогоднем происшествии. Как-то в октябре он услышал непонятный шум на крыше, выскочил наружу и оторопел от представшего ему зрелища! На крыше сидела здоровенная росомаха и методично крошила рубероид и доску, явно пытаясь сделать нору и проникнуть в пристройку. Видимо, питался Леша вкусно и ароматно, иначе трудно понять такую наглость зверя. Много лет проработавший плотником на строительстве дач Леша не мог пережить такого варварства. Он нырнул в балок за ружьем, но росомаха уже осознала степень своего хамства, и когда озверевший Леша выскочил со взведенным курком, была такова…

Исключительное происшествие для острова Колючин! Впервые за 13 лет наблюдений росомаха, забредшая на остров по льду, обитала здесь все лето и осень до самого замерзания пролива. Но нынче меня не слишком радовал этот интересный факт из жизни зверей. Я расстроенно взирал на поврежденную крышу и пытался сообразить, как приволочь сюда рубероид в следующем году, чтобы он не стал золотым после провоза на самолете и вертолете… В национальных селах это невероятный дефицит.



Стремление белых медведей к жилым балкам, конечно, велико. Здесь фото с острова Врангеля 1993 года. Эта семейка пристрастилась выдергивать утеплитель из щелей моего кунга на косе Сомнительной. У меня с ней были непрекращающиеся военные действия. Звери, понятное дело, развлекались… Но в балке от этого жить становилось невыносимо.

Надо сказать, что стоимость перевозки сверхнормативного багажа в нынешнем году в «ЧукотАвиа» взлетела до небес! И это при том, что норма на местных  авиалиниях - 20 кг на АН-24 и 10 кг на вертолете и маленьких самолетах. Причем в районных аэропортах висит зловещее объявление, что авиакомпания оставляет за собой право отказаться от перевозки сверхнормативного багажа. Все меньше у меня понимания, как работать в поле в дальнейшем, потому что обычно надо тащить с собой до 100-150 кг. Даже в нынешний кратковременный выезд, когда я откровенно не брал с собой ни инструментов, и запчастей, ни генератора, ни тяжелых герметичных ящиков, рассчитывая обойтись спартанским бытом, у меня набралось больше 50 кг. Провоз в один конец мне обошелся в 16 тыс. рублей, и, кстати, РТР эти затраты мне так и не возместило…)))

Продолжение следует

полевая жизнь, морж, белый медведь, этнография, Колючин, мыс Сердце-Камень, игрушки, чукчи, остров Врангеля, росомаха, Нутэпельмен, Чукотское море

Previous post Next post
Up