Видит око, да зуб неймет!

Apr 28, 2013 13:31



Как-то нутэпельменские охотники пришли на остров в очередной раз. По пути они добыли моржа, оставили его привязанным за веревку неподалеку от наших балков, и снова ушли двумя лодками на охоту. Мы с Максимом были на маршруте, когда услыхали далекие звуки выстрелов и заметили несколько плывущих медведей, испугавшихся суматохи и пытавшихся спастись в воде. Среди паникеров была и Малышка, которая, впрочем, немного поплавав, решила вернуться на берег. Когда мы спустились со склона, она уже приближалась к бухточке рядом с балками.



Выбравшись на песок, она встряхнулась, тут же заметила огромную тушу моржа и быстро двинулась к нему. От запаха свежего мяса Малышка пришла в неописуемое возбуждение. Она то пыталась вытащить моржа на берег, ухватившись зубами за его морду, то наоборот хватала его за ласты и тянула в воду. Бугристая кожа моржа-самца настолько прочна, что как ни старалась Малышка, прокусить ее она была не в состоянии. Если бы труп полностью лежал на берегу, ей было бы проще отыскать какое-нибудь естественное отверстие или рану от гарпуна, откуда она могла понемногу разгрызать кожу и в конце концов добраться до вожделенного сала и мяса. Но морж большей частью был под водой, и никакие ухищрения Малышки ей не помогали.



Бургомистры тоже в ожидании Малышкиной победы над моржом. Тогда и им мясо достанется!

Однако ее активная деятельность привела к тому, что вбитый охотниками кол накренился, веревка ослабла, и тушу постепенно стало оттаскивать волнами. Кроме того Малышка наконец-то сообразила, что тушу держит веревка и стала пытаться ее перегрызть. Леша с Максимом приняли живое участие в спасении добычи, пытаясь отогнать Малышку сигнальными ракетами. Малышка отбегала, но ненадолго. Делала небольшой круг и возвращалась к моржу, утраивая свои усилия, чтобы добраться до вожделенного мяса. Устав, она принималась изучать брошенные охотниками на берегу вещи. Те без всяких сомнений оставили запасные баки с бензином и какую-то одежду, даже не задумываясь, что при таком количестве медведей, их можно лишиться на раз. Как только Малышка начинала курочить пластиковую канистру с бензином, как снова ее начинали гонять то Леша, то Максим. Я потребовал прекратить подлые нападения на Малышку, поскольку сигнальных ракет у нас осталось в обрез, а впереди еще длинный полевой сезон среди медведей, и они могли пригодиться для более серьезных разборок. Если охотники бросили свои вещи и добытого моржа, не оставив никого для их охраны, то это их проблемы. Даже если Малышка порвет канистру, одежду или веревку, к которой привязан морж, и тот уплывет и утонет, то для безбашенных охотничков это будет хорошим уроком на будущее.



Малышка долго крутилась и плавала вокруг моржа, без видимого успеха расцарапывая клыками моржовую броню. Ей удалось немного разгрызть губу, где находился разрез, сделанный охотниками для крепления веревки. Малышка с удовольствием слизывала кровь с моржовой губы, но это служило слабым утешением. Главное блюдо так и оставалось вне зоны доступа.



Наконец, она решила, что с моржом что-то не так. Она постояла в задумчивости около его головы, а потом решительным шагом пошла к охотничьим вещам, выбрала чью-то куртку и поволокла ее к моржу.

Здесь она еще раз внимательно посмотрела на моржа, а потом накрыла его голову курткой. Наверное, она подумала, что если морж не будет подглядывать, то перестанет сопротивляться, и ей наконец-то удастся добраться до его мяса. Было полное ощущение, что делала это Малышка вполне осознанно.


>
Забавно, что у чукчей и эскимосов еще в недавние времена была очень похожая традиция - прикрывать чем-либо голову мертвого зверя, занесенного для разделки в ярангу. Вот как об этом писал штабс-капитан Н.Ф. Каллиников, который путешествовал по Чукотке в 1908-09 гг. «Интересно, что огонь очага, жир лампы оберегался от взгляда добытого зверя. Когда чукчи вносили добычу в ярангу или полог, голову зверя прикрывали чем-нибудь, т.к «не хорошо, если мертвый зверь смотрит на домашний огонь».

Ухищрения Малышки ничем ей не помогли. Пока она дергала моржа из стороны в сторону, куртка с его головы слетела и потихоньку поплыла от берега. Тут уж не выдержал и я. Пожалев незадачливого владельца куртки, я схватил палку, отогнал ей Малышку, зашел в болотниках в воду и подцепил палкой намокшую куртку. Потом мы с Лешей перетаскали брошенное снаряжение к балкам.

Малышка продолжала безуспешные попытки съесть моржа до поздних сумерек, когда наконец-то вернулись охотники, притащив с собой еще четырех добытых моржей. Тут уж ей пришлось быстро ретироваться на свой любимый снежник. Оттуда она с неизбывной тоской взирала на охотников, которые быстро распотрошили добычу и в темноте двинулись в деревню. На следующее утро Малышка вновь стояла на том же месте с надеждой в глазах, но новый морж не материализовался. Мечта о свежем мясе осталась только мечтой...



Продолжение следует…

белый медведь, моржи, проблемные медведи, традиции, бургомистр, Колючин, Чукотка, охота, эскимосы, острова, чукчи, Нутэпельмен, Чукотское море

Previous post Next post
Up