Хочу рассказать про моих предков воевавших в ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ.
Оба деда воевали. Дед по линии отца погиб, по линии матери остался в живых. Моя мама будучи ребенком и моя бабушка были в блокадном Ленинграде. Погиб под Ленинградом и мой прадед - сгорел заживо. Другой прадед умер от голода на Охте в блокадный в 1942 год. А один из моих родственников участвовал в знаменитом футбольном матче в блокадном Ленинграде. Хочу рассказать о каждом из них подробнее.
Мой дед по линии отца - Путятин Филипп Андреевич.
Русский. Родился в 1905 году. Проживал в Москве, после революции работал на торфоразработках в Шатуре под Москвой. Женился на Репиной Ольге Дмитриевне.
Имел четырёх детей. Сыновей: Валентина (1928 г.р.), Василия (11 июня 1937 г.р.). Дочерей: Анну (Ширкова, 1933 г.р.), Нину (Сухова 1939 г.р.).
После начала войны имел бронь, но отказался от неё и пошел добровольцем на фронт. Воевал пулеметчиком.
В ходе боевых действий, в 1942 году под Ленинградом, наступил на мину и ему оторвало ступню. Ногу ампутировали трижды... ниже колена, по колено и выше колена.
Развитие газовой гангрены врачам остановить не удалось и 1942 году мой дед умер в полевом госпитале от заражения крови.
Похоронен недалеко от города Кириши в братской могиле. Место захоронения удалось установить только в 80-х годах в результате работы поисковых групп. Над братской могилой установлен памятник.
На его открытии присутствовал мой отец, тогда уже полковник Путятин Василий Филиппович вместе с братом деда и другими его детьми.
Мой прадед по материнской линии - Экман Карл-Константин Иванович.
Карело-финн по-национальности. До революции работал на железной дороге в правлении станцией, после революции работал токарем.
Женился на Амалии-Екатерине, русской. Имел двух сыновей Григория и Евгения (1902г.р. - 31 марта 1981г.с.).
Жена умерла от тифа в 1918 году.
Перед Великой Отечественной войной проживал под Ленинградом в поселке Володарский Красносельского района, на ул. Паровозной, д.4 кв1.
Во время войны остался на оккупированной территории в поселке Володарский. В 1943 году от истощения заболел, был помещен в больницу.
Когда фашисты захватили поселок они понесли большие потери и отомстили горожанам... в местной поселковой больнице забили окна и заблокировали двери и подожгли здание.
Погибли все больные и весь медицинский персонал.
Со слов моего деда, подобная страшная судьба была предсказана цыганкой моему прадеду ещё до войны...
Вот дом отца, весь вросший в землю,
Следы войны так явственны на нем.
Он, утомленный пережитым, дремлет
Умытый освежающим дождем...
...Отец, отец, твоих седин
Не пощадил жестокий враг.
Отныне в жизни я один -
Развеян по ветру твой прах.
Сбылося предсказание цыганки:
Сожжен отец в полночной мгле,
И его бренные останки
Не преданы земле...
Стихи Евгения Карловича (моего деда по линии мамы, слева на фото)
Мой дед Евгений Карлович. Карело-финн по отцу, по матери - русский. Ярый атеист.
Родился 25 января 1902 года в Петрограде, недалеко от Рижского проспекта, в благополучной дворянской семье. Учился в гимназии. Сразу принял революцию и являлся её горячим сторонником. Вступил в партию в 1922 году. Воевал под Ташкентом с местными басмачами, носил кожаную фуражку и полностью облысел.
Был трижды женат. С первой женой развелся, вторая умерла от тифа. От первых браков имел двоих сыновей - Георгия (30 ноября д.р.) и Юрия, а также дочь Любу. Третий брак заключил с Анушиной Валентиной Ивановной. В браке с ней имел сына Германа умершего младенцем в 1935 году и двух дочерей - Ингу (Познахенко, 6 июня 1933 г.р.) и Долорес (Путятина, 25 августа 1937 г.р.). Имя было дано в честь знаменитой испанской революционерки Доло́рес Иба́ррури Го́мес.
В детстве, во время блокад, дочь Инга оглохла после болезни.
В ноябре 1939 года был призван в армию. Служил в Финской Народной Армии в 1-й Стрелковой дивизии в 1-м артиллерийском полку. Как ни удивительно звучит, но Финская Народная Армия воевала в финскую войну против финнов... в годы войны воевал на Ленинградском фронте.
Имел пистолет, который отказался сдавать после войны и выбросил его в Неву в присутствии сопровождающего, за что чуть было не не расстался с партийным билетом.
После войны работал в ЧК, охранных структурах по охране и обороне военных и промышленных объектов. Писал стихи, печатался в газетах, занимался самиздатом. Любил чтение книг, увлекался рыбалкой, вождением малотоннажных судов. Член ОСВОД, имел лодку-яхту со стационарным мотором. Любил животных, имел собаку (овчарку Альфу), кошку и сороку одновременно.
Дед умер в Ленинграде в возрасте 79 лет 31 марта 1981 года.
Моя бабушка по материнской линии - Анушина Валентина Ивановна.
Родилась 23 февраля 1908 года в городе Петрограде. Русская, православная. Отец Анушин Иван Константинович железнодорожник - машинист паровоза. Мать Карцева Екатерина Дмитриевна была дамским мастером и занималась пошивом одежды в домашнем ателье. В семье было 8 детей (5 девочек и 3 мальчика). Проживала с родителями в Петрограде на улице Троицкой, в доме № 24 кв. 5. В 20-х годах жила на Большой Охте, ул. Полевой д. 2.
Мой прадед по линии Анушиных погиб от голода на Охте в 1942 году. К тому времени один из его сыновей пропал без вести на фронте. А другой сын Виктор являлся участником исторической ПЕРВОЙ футбольной игры 6 мая 1942 г. в блокадном Ленинграде. Во время блокады он был токарем плавучих мастерских Балтийского флота.
На фото ниже моряки перед первым матчем "Динамо" Ленинград - "Сборная моряков-балтийцев". К сожалению о нем многие даже не знают, хотя, в советское время, именно этот матч был ПЕРВЫМ и знаменитым. А затем знаменитым сделали другой, второй матч "Динамо" Ленинград - "Команда завода ЛМЗ" (Ленинградский Металлический Завод, тогда команда уже носила имя "Зенит" и входила в ДСО Оборонной промышленности "Зенит").
С 1991 года именно он официально признается "главным". Не удивительно, ведь в нем "Динамо" играло с "Зенитом".
Стадион "Динамо" в то время представлял собой печальное зрелище: одно футбольное поле перепахано снарядами, второе - занято огородами. Оставалось только третье, то, которое слева от центрального входа - на нём и играли.
Из воспоминаний: "Непросто было набрать 22 человека. Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Футболисты понимали, что своей игрой они обрадуют ленинградцев и покажут всей стране, что Ленинград жив.
Уникальное фото тех лет. Общее фото футболистов двух команд, видимо сделано во время тпредматчевой разминки или после матча. Мой родственник Анушин Виктор - третий слева на фото. Вторым стоит вратарь Виктор Набутов - самый высокий (он отец знаменитого комментатора Кирилла Набутова). Евгений Миргородский - пятый слева на фото. Вадейко - второй справа на фото. Остальных, к сожалению, не знаю.
После матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти. Матч в осажденном городе дался нелегко. Это был подвиг!"
Я у памятника.
Словно форму сняли на время матча... поиграют, оденут... и в бой...
Про первый и второй блокадные матчи в Ленинграде (подробно о блокадном футболе)
После войны Виктор Иванович стал знаменитым токарем, ударником. Награжден правительственными наградами.
Сестра бабушки, Антонина была знаменитым в СССР художником и декоратором в нескольких театрах.
Во время блокады писала картины на улицах города, дежурила на крышах, тушила немецкие зажигалки. После войны работала декоратором в театрах, а их числе ТЮЗ. Писала эскизы декораций для "Трех толстяков".
После ее смерти моя бабушка Валентина получила большое наследство (около 100 картин) и от всех отказалась в пользу музеев. Себе оставила несколько акварелей. Они и сейчас у тети в квартире на стене. Но почти все осталось в запасниках Русского музея. Очень уж большие форматы были у картин, некоторые по 3 - 5 метров. Не для наших квартир. Куда их было забирать?
Сейчас даже маленькие её картинки акварелью стоят по 100000 руб. Ее акварели даже в Англии на аукционах продают. Времена...
http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=1055 Во время Великой Отечественной войны моя бабушка Валентина являлась командиром наблюдения и разведки унитарной команды 6-го комбината города Ленинграда - дежурила на крышах во время бомбежек, тушила зажигалки.
Являлась общественным инструктором по ПВО.
Ниже мои любимые бабушка и дедушка. С ними прошло мое безоблачное детство... и благодаря которым оно было безоблачным, счастливым и овеянным любовью и вседозволенностью, ведь каждое лето меня отправляли к ним отдыхать в Ленинград (папа был военным и нас мотало по всему Союзу). На лето с Ленинграда мы уезжали на озеро Селигер где у бабушки и дедушки был небольшой домик у озера.
Бабушка пережила дедушку. Она умерла 14 марта 1990 года в больнице на Петроградской стороне в возрасте 82-х лет...
Блокада - это веха в жизни любого ленинградца тех лет. Сколько судеб сломано... сколько отличных людей погибло в блокаду... У каждой семьи своя судьба, своя боль. Но выстояли, отстояли город.