Набережная Мойки, 94 - это адрес Юсуповского дворца...
Когда-то он принадлежал богатейшему семейству России. Дворец построенный в 70-е гг. XVIII в. архитектором Ж.-Б. Валлен Деламотом для графа А.П. Шувалова был гораздо меньше своих сегодняшних размеров.
Центральную часть фасада прорезала арка, через которую кареты попадали на территорию усадьбы. Слева и справа были выстроены два служебных корпуса с хозяйственными дворами. Почти без изменений дошли до нашего времени парадный двор с колоннадой и тремя воротами, да еще, пожалуй, расположенный в глубине участка Садовый павильон, который по праву считается одной из самых старых построек на территории усадьбы.
После смерти графа А.П. Шувалова дворец был куплен у его наследников императрицей
Екатериной II для своей статс-дамы А.В. Браницкой и подарен ей в 1795 г. в вечное и потомственное владение. В 1830 г. Александра Васильевна Браницкая продала этот дом князьям Юсуповым со всей обстановкой за двести пятьдесят тысяч рублей. Татьяна Васильевна Юсупова была родной сестрой Браницкой, и купчую подписали на имя Бориса Николаевича, единственного сына Татьяны Васильевны от брака Н.Б. Юсуповым - знаменитым вельможей екатерининской эпохи, меценатом и коллекционером. После смерти отца в 1831 г. князь Борис Николаевич с матерью и женой обосновался в новом дворце на Мойке.
С 1832 г. над восточным корпусом, который в это время уже простирался до Офицерской улицы был надстроен второй этаж. В его богато украшенных выставочных залах была помещена перевезенная из Архангельского коллекция. На первом этаже находись кухни, сарай для парадных экипажей и несколько сараев для экипажей обыкновенных, конюшни с сеновалом.
Герб Юсуповых.
Счастье богатейшей в России семьи Юсуповых омрачало проклятие, преследовавшее род больше двух столетий. В каждом поколении семьи умирали дети. Юсуповы заметили: умирают все, кроме единственного наследника. Причём никто из умерших не преодолевает возраста 26 лет. Эту зловещую закономерность Юсуповы осознали как наказание за грех одного из предков.
Абдул-Мурза, правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и фамилия), сменил ислам на православие.
Говорят, сделал он это не вполне добровольно. Принимая в своём доме царя Фёдора Иоанновича и патриарха Иоакима во время Великого поста, он угостил их под видом рыбы гусем. Патриарх нахваливал «рыбу», а Абдул-Мурза - своего повара, искусно замаскировавшего гуся под рыбу. Из-за этого кощунства гнев царя и патриарха был беспредельным.
Шутник долго думал, как загладить вину. И надумал: перешёл в православие, получив при крещении имя Дмитрий. С тех пор все Юсуповы - православные и русские. Да только ногайская колдунья будто бы прокляла вероотступника (по другой версии, род Юсуповых проклял сам пророк Мухаммед, явившийся Абдулу-Дмитрию во сне).
Дошло до того, что Зинаида Ивановна Нарышкина, похоронив первенца и узнав о родовом проклятии, отказалась впредь «рожать мертвецов» - пусть, мол, муж «брюхатит крепостных девок».
Единственный выживший сын Николай оказался последним настоящим Юсуповым: у него выжила лишь дочь Зинаида, а внук Феликс-младший (слева на фото) получил фамилию матери только по высочайшему соизволению, дабы не пресёкся славный род.
Скаредность князей Юсуповых тоже была легендарной. В Петербурге долго рассказывали, как однажды на бал к Юсуповым приехали
Николай I со своей женой, императрицей Александрой Федоровной. Князь Николай Борисович Юсупов, встретив и проводив высоких гостей до танцевальной залы, вышел на лестницу и крикнул одному из дворецких: "Дать выездному их величества два стакана чаю, а кучеру - один."
В их дворцах и сейчас осталось много восточного. Особенно хорошо сохранились внутренние интерьеры во дворце на Мойке.
Домовой театр Дворца, в котором выступали Ференц Лист и Александр Даргомыжский. Юсуповы давали грандиозные балы, поражая современников роскошью и всевозможными диковинками.
Домовая церковь.
Во дворце была собрана богатейшая коллекция книг, рукописей, музыкальных инструментов, живописи и скульптуры.
Ротонда.
Это единственный дворец города, внутренние помещения которого практиически не подверглись перепланировке после революции.
По одной из легенд лестница дворца была вывезена из Италии. Князь Николай Борисович Юсупов был приглашен на старинную виллу и, увидев великолепную мраморную лестницу, захотел ее купить. Итальянец - хозяин виллы согласился продать лестницу только вместе с виллой, и тогда, к безмерному удивлению итальянца, Юсупов купил виллу.
Это Главная лестница во дворце на Мойке.
Много помещений в мавританском стиле.
После революции дворец был национализирован, художественная коллекция - передана музеям. Ходили слухи будто Феликс Юсупов (один из убийц Распутин и человек нетрадиционной ориентации на фото), пробрался в Петроград, чтобы вывезти семейные ценности, но большевики его опередили... ))) нашли клад Юсуповых и в Крыму, причем совсем недавно.
Юсуповы эмигрировали из России, прошло много лет, и однажды Феликс Феликсович поинтересовался у приехавших из Ленинграда, кто занимает его дворец на Мойке, а узнав, что там сейчас Дом учителя, удовлетворенно кивнул: " Мой дворец достался учителям - это хорошо."
Территория дворца с садом простирается до улицы Декабристов. Дворец вошёл в историю как место убийства Григория Распутина. Теперь во дворце музей, а в подвалах каждый день убивают Распутина. Больно уж туристам это нравится... был там... смотрел. Стыдно...
Инфа и фото (С) интернет