Как я был оккупантом ● Радвилишкас, вагнорики и начало волнений в Вильнюсе

Mar 03, 2015 21:15




Вспоминаю свою службу в Литве в момент ее отделения от СССР.
Армейские начальники еще за год до событий готовились к проблемам. Похоже от Михаила Горбачёва хорошего не ожидалось. Как в воду смотрели. Литовцы все настойчивее и настойчивее провоцировали и даже устраивали демонстрации После того, как Горбачев и правительство СССР забуксовало и дало задний ход, начались сложные времена. Литовцы постоянно провоцировали на применение силы.


Любое движение техники сразу выставлялось на всех западных каналах. Мелькали какие-то нелепо раскрашенные кровью избитые юноши, неоднократно изнасилованные девушки и прочее. Все это возможно и случалось, мир не без уродов, но не каждый же день и не по всей же Литве ))) иногда солдаты приезжали кого-то изнасиловать даже в места где и войск никогда не было.

Летом меня отправили в командировку на усиление по охране складов в Радвилишкис. Со мной было около 20 солдат. Усилили резервную группу, но в основном косили траву по периметру, рубили деревья, расширяли обзор для часовых.

Сам по себе городок больше похож на село, но мне там делать было нечего и солдат туда не пускал. Вот где я отдохнул. Прекрасная природа, тепло. Со мной была жена. Жили в небольшом дачном домике. Баня была и даже свои колеса - старый бронеавтомобиль времен великой отечественной.

Примерно такой, как на картинке выше. Бензина жрал море! Скорее всего раньше у него была башня, но ее очень аккуратно срезали под основание и сделали кабриолет с полноценным передним стеклом и с тентовой крышей как на Уазике. Кажется еще колеса были поменьше. Не знаю была ли такая модификация машины или переделка была, но какая красота была на нем ездить! Особенно когда солнышко. Движок работал как часы! Вот только тормозил он очень неохотно - тяжелый был. Водила был местный солдатик, ухаживал за ним как за ребенком.




На склады свозили оружие с многих частей. Хранили с нарушением всех возможных инструкций.  Потом, помнится там был скандал. Украли со склада пистолеты. Как оказалось пистолетный ящик положили на склад с взрыв пакетами и т.п. Инструкции это не разрешали, но там по инструкциям и уставам давно уже служить не получалось - все мыслимые и немыслимые помещения были забиты оружием, боеприпасами и т.п. Случись пожар, беда была бы большая всем окрестностям.

По моим воспоминаниям, дело было так: солдаты одного из караулов залезли на склад, хотели украсть ракетницы на дембель, а там стоял ящик с пистолетами. Начали таскать, "для себя". Потом попросили полкового писаря найти кому их можно продать... тот нашел какие-то бандюков местных. А потом эти горе-коммерсанты попались начальнику караула. Он при проверке постов, искал в кармане часового сигареты, а вместо них нашел пистолет. Когда солдаты во всем признались, он понял что оружие таскают они давно и никто пока этого не заметил. По голове и его самого бы за такое хищение не погладили. И не выдал их. Забрал у них все украденные пистолеты, наказал молчать (до дембеля им не долго оставалось). Но сам не удержался. Пистолеты уже вынесенные, оставил себе (возможно побоялся вернуть на склад, а то поймали бы и на него все повесили). В отпуск он поехал в Москву и там попробовал один пистолет продать, где его сразу же КГБ и замело. Могу ошибаться, лично с участниками событий знаком не был, все по рассказам нашего коменданта. Но в общих чертах так и было.




С оружием был большой бардак в то время. Армейское начальство постоянно стращало и требовало повышения бдительности, но слова есть слова. На склады с оружием и правда частенько нападали, пытались растащить, просили что-то вынести за деньги.
Был случай с моим сослуживцем, Сашей. Он стоял начальником караула и выяснил что солдаты откуда-то сперли несколько боевых гранат. И он не доложил. Собрал караул, рассказал им про уголовный кодекс и про срок за такое преступление. Пожалел их, не сдал в "Особый отдел". Затем взял сержанта (помощника начальника караула), гранаты и пошел с ним в лес. Там они гранаты закопали под каким-то неприметным кустиком.




Все бы ничего, но прошло несколько месяцев и в лесочке этот сержант на гранатах подорвался. И не один, а еще с двумя солдатами. "Молчи-молчи" (так мы звали особистов) начали крутить и все вылезло на поверхность...

И солдаты погибли и Саша себе судьбу поломал. А у солдата (как гласит народная мудрость), куда ни целуй, везде жопа. Если головы на плечах нет, считай калека. Служба и карьера Сани закончилась, получил реальный срок в поселке-поселении, где-то на Украине срок мотал... о его дальнейшей судьбе мне не известно, а офицер был отличный. Не пожалел бы соламта, далеко бы пошел.

Служить, да еще и длительное время вдали от семьи сложно. Поэтому вскоре местные власти разрешили селить офицеров в городе. Выделили нам комнаты в общежитии студенческом, прямо в центре Вильнюса. Не знаю по какой причине, но выделили. Наверное решили что так будет проще контролировать офицеров. До военного городка надо было добираться на троллейбусе.




Я рискнул. Переехал туда. Жили на третьем этаже. Мебель студенческая. Одна комнатка с двумя кроватями, шкафом, столом и двумя стульями. Душ на первом этаже, общий для мужчин и женщин.

Многие наши там загуляли, некоторые даже с женами развелись. А некоторые настолько загуляли, что уволились с армии и остались в Литве ))) Не загулять было сложно, наши комнаты были с одной стороны коридора, а с другой жили девушки-студентки по двое в комнате. Глазами стреляли так, что выжить было сложно. Ко мне туда постоянно приезжала жена, которая почему-то очень спокойно относилась к такому окружению, она мне всегда верила.

Литва пыталась обезопасить свою "экономику". Сначала ввели специальные удостоверения для местных. Товары продавали по ним. Без такой ксивы в магазине могли и отказать. Офицерам их не выдавали. Нужно было предъявить удостоверение (там сделали надпись - гор. Вильнюс), а вот нашим женам выдали. Ниже удостоверение моей жены
anna_vip7




Не помогло. Затем Литва ввела талоны на продукты питания и на промышленные товары. Система известная.




Но этого оказалось мало, товаров больше не стало, а колбасы даже убавилось. Во всем винили понаехавших русских с соседних областей. Затем придумали блокаду СССР. Мол специально продукты и товары не посылают, денег не дают. Тогда Литва ввела свои деньги.




В августе 1991 года начали хождение купоны, которые ходили вместе с рублем. Т.е. просто на рубли в магазинах купить ничего уже было нельзя. Товары продавали только вместе с купонами. Один рубль - один купон. Купоны выдавали на предприятиях в виде зарплаты, вместе с рублями. Называли их "зверюшками" и "вагнориками" потому что их ввел премьер министр Литвы Гедиминас Вагнорюс.

Выглядили они так:


Ходили они так: Сначала вместе с рублями. Затем эксперимент признали неудачным. И вагнорики отменили. Ими стали играть дети, некоторые их даже выкинули. Прошло несколько месяцев и вагнорики вернули, но уже БЕЗ  РУБЛЯ! Как самостоятельные деньги Литвы.

Вот тут началось самое интересное. Наши финансисты получали их на всех офицеров вместе с рублями. Затем был приказ их уничтожить, в связи с отменой. Наш финик приказы выполнять не торопился. И оказался прав - сразу же после их возвращения купил себе и квартиру и машину )))) я думаю и командир части в накладе не остался.

В 1992 году вагнорики поменяли дизайн. Они стали размером похожи рубли (до этого были большего размера) увеличили и номинал самой крупной до 500 руб. Талоны у них ходили как деньги до лета 1993 года.

С завидной периодичностью раз в два-три месяца в Вильнюсе что-то взрывали. Когда взорвали въездные ворота гарнизонной гауптвахты, шум подняли на всю Родину.

Начальники накачивали и нагнетали обстановку. Требовали не поддаваться на провокации. Позже ходили слухи, что ворота взорвали местные сепаратисты, но якобы по тайному сговору с командованием дивизии (по некоторым данным наши сами и взорвали - сепаратисты отказались). Все остались довольны. Сепаратисты громкой акцией, военные тем, что удалось сберечь людей, не было лишним и напоминание высокому Московскому начальству о сложных условиях своей службы. Некоторых даже наградили.

Веселым было дежурство в комендатуре. Народ ведь мог войти в нее свободно. Вечно местным что-то было нужно от коменданта гарнизона. Некоторые приходили просто поговорить, высказать свою благодарность или потребовать убираться в Россию. Как ни странно, но благодарили чаще )))

Помнится стоял я с одним майором. Он пошел в туалет, там, естественно, снял ремень с пистолетом и повесил все это на барашек у канализационной трубы. Потом услышал звонок телефона и поспешил дежурить дальше, оставив ремень пистолетом над унитазом. Опомнился он примерно через час. Помню с какими бешеными глазами он бежал в сортир! На его счастье, пистолет остался на месте. Чудом, потому что зайти в туалет мог любой посетитель с улицы))) а так могли бы и уволить бы за потерю оружия, да еще с позором, а не на пенсию.




В Вильнюсе у здания парламента устроили что-то похожее на музейную выставку. До этого места с нашего общежития пешком 15 минут.




Что бы не было проблем, мы носили с собой оружие, пистолеты Макарова. До службы добирались в гражданке, там переодевались в форму. И так каждый день. Инциденты с оружием случались, но редко. Кажется только один раз кому-то в воздух пришлось стрелять и еще одному ногу прострелили.

Затем, у двух часовых забрали автоматы. Ночью. Одного зарезали - полоснули ножом по горлу. Начальство приказало в ночное время, часовым нести службу только на вышках. Не спускаясь! Но солдаты иногда спускались вниз. Кто по маленькому, кто по другим причинам. В любом случае через месяц долбанули по голове и забрали автомат у ещё одного часового. Тогда поступил приказ - вышки укрепить (обшили броневыми листами), остеклить, повесить противогранатные сетки, утеплить и вышки снаружи запирать на замки с часовыми внутри. Маразм, но надо было хоть как-то сохранить жизни.

Потом именно нашим опыт караульной службы с вышек использовали и в других горячих точках. Часовой стоял на вышке, имел возможность крутить прожектором. Но если что-то видел внизу, сообщал в караульное помещение и продолжал наблюдение. Гладко было на бумаге. В таком положении часовые стали спать... увы. Солдат если не двигается, то курит или спит. Тем более на вышке, которую запирают снаружи. Тогда наш командир полка ещё больше перестраховался. Ему полковника нужно было получать, поэтому внизу вышек на каждом посту поставили будки. В них ночевало по два офицера с задачей:

- ежечасно будить и проверять самочувствие часового (стучали по железной ноге вышки и спрашивали, жив он или нет);
- не допустить приближение к часовому посторонних лиц и уход часового с вышки;
- контролировать смены часовых разводящими и несение службы наряда по парку.

Так продержалось примерно месяц. И офицеры взбунтовались. Зачем тогда вообще караул и солдат на вышке?! Тем более что они уже были на вес золота (каждый солдат был наперечет). Мы лучше будем сами нести службу. И стали нести сами. Заступало в караул три офицера на один пост. Выглядело это так. Получали три автомата, шли на развод. Затем заходили в будку под вышку, принимали караул и кидали жребий. Сутки делились на три равные части. Первый стоял "на часах" с вечера и всю ночь, затем он оставлял автомат в будке и шел домой отсыпаться или по своим делам. Остальные дежурили оставшееся время поровну. После сдачи караула они сдавали и свое оружие и оружие ночного стража.

Службу несли добросовестно, приварили еще несколько прожекторов, вышку закрывать перестали, туда провели электричество, обили изнутри шинелями (утеплили). Там стоял обогреватель, стол, танковый прибор ночного видения. Я туда брал свой небольшой переносной телевизор. Он сильно помогал скрасить ночные бдения.

Склады сверху было видно хорошо. Если что-то не нравилось, звонили тем что внизу и они проверяли подозрения, а часовой, в нападения поддерживал их огнем с вышки. В караул стали заступать с удовольствием! И самое главное происшествия сразу же прекратились. Более того, пошли задержания самовольщиков, разных воров и "заблудившихся" гражданских.

В "Постовой ведомости" "для прокурора" оформлялось все как положено, но по факту несли службу так я написал.

Было усиление и в других караулах. В караульных помещениях находились внештатные резервные группы на БТР с офицером во главе. В полках - офицерские усиления. Кто не знает, что такое офицерское усиление объясню. Усиление, - это когда офицеры пьют и спят не в общежитии, а на службе...

Ленины и там страдали. Этот упал в Каунасе одним их первых...




Некоторые фото и инфу (С) интернет.

Все мемуары можно прочитать здесь

армия, Литва, история, мемуары

Previous post Next post
Up