Обещал вернуться к большому тронному залу "Екатерининского дворца".
Да еще с претензиями к реставраторам)))) у меня есть современная книжка со старыми фото Большого тронного зала и если их совместить с современными фото, сразу рождается несколько вопросов...
Первое впечатление, когда стоишь в Большом тронном зале - чувство какой-то оторванности потолка от стен. Словно стены сами по себе, а потолок положили сверху, не опустив до конца. Сам потолок хочется немного приподнять. Берусь утверждать, что у Растрелли он точно был слегка иным и что восстановлен потолок был достаточно небрежно, мягко говоря.
Сначала немного истории. С плафонами (потолочной картиной в виде натяжного потолка) у дворца сразу как-то не заладилось.
Изначально во дворце такого большого помещения не было. Но 12 мая 1751 г. последовало Высокое повеление о замене узких одноэтажных каменных галерей-переходов между центральным корпусом и боковыми флигелями новыми, «с приуширением, как место даст»». Так появился Большой зал площадью в 860 квадратных метров, длинной в 47 и шириной в 17 метров.
Зал не имеет ни одной опоры для перекрытия, что также усиливает ощущение простора и света, который в солнечные дни наполняет огромное помещение, он предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещали свечи, обрамляющие зеркала.
Падуга - переход от плоскости стен к плафону - украшала зал со времен Ф.-Б. Растрелли.
Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу Д. Валериани, известного венецианского художника-декоратора , приехавшего в Россию по приглашению Ф.-Б. Расстрелли . Его помощником выступил А. Перезинотти, а также русские художники А. И. и Е. И. Бельские, И. И. и П. И. Фирсовы, С. Иванов, Н. Афанасьев, Б. Суходольский, Г. Козлов, И. Васильев и М. Сергеев. Плафон состоял из трех самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».
Плафон «Триумф России» славит ее победы, процветание наук и искусств. Центральное место в трехчастной композиции занимает женская фигура, олицетворяющая Россию. Написана она очень динамично, на фоне бескрайнего неба и легких облаков, создающих ощущение безграничности пространства зала. Иллюзию эту усиливает композиция, которая как бы обрамляет плафонную роспись. Уходящая ввысь колоннада, ниши, вазы, гирлянды цветов, живописные балконы исполнены виртуозно.
Грандиозный по размерам плафон в сочетании с золоченой резьбой на стенах зала производил чрезвычайно сильное впечатление (именно он сейчас и "натянут" в зале).
В 1790-х были обнаружены конструктивные неполадки в потолке зала. Из-за провисания нижнего пояса стропильных ферм деформировался потолок.
Слишком большой был зал и слишком много выпадало снега.
Плафон Валериани сняли и перенесли в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия», прославляющую достижения современной им России.
Одновременно с созданием плафона, Штакеншнейдер переделал падугу зала, связав изысканными вьющимися орнаментами средние и угловые мотивы рокайля.
И. А. Монигетти убедил зодчего не прибегать к излюбленной в 1840-1850-х годах позолоте с «пробелкой». Лепные работы исполнил мастер П. Дылев. Декоративное решение падуги оказалось настолько удачным, что «трудно теперь угадать, где в орнаментах кончается работа XVIII века и начинается лепка XIX века».
С этим плафоном дворец прошел смуту и революцию. Но не прошел Великую отечественную. Увы, но этот плафон погиб в огне пожара. Впрочем тогда погиб не только он, от всего дворца, по сути остались только стены и воспоминания...
Так выглядел Большой тронный зал.
Ниже на фото послевоенное восстановление крыши Большого тронного зала.
Все было восстановлено и открыто для посетителей.
Зал в 2011 году. Сейчас там ничего не изменилось.
Посмотрите сами на старые фото из моей книжки ))) и сравните с современным залом.
Особенно внимательно обратите внимание на место, где стены переходят в потолок, на присутствие там этакой широкой падуги (потолочного плинтуса), щедро сдобренного лепниной )))) в современном зале всего этого нет...
Не хочу ничего писать плохого, но зал совсем не такой, каким был до исторического материализЬму...
Суть претензии:
Здесь я сопоставил старое фото и современное фото. Мне кажется, комментарии излишни...
В старом варианте зал мне понятен. Он имеет более грандиозный вид и потолок парит, а не приплюснут. Он не давит и не висит в воздухе непостижимым образом.
Вот современный зал с новым плафоном. Про плафон стоит вспомнить отдельно.
В 1953-1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани - «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Нашли его очеННо интересно. Стали осматривать запасники, а там что то в углу еще длинное валялось, развернули и ахнули. Плафон, джа еще огромный. После произведённой "расчистки" и реставрации, под вензелями Павла I проявился написанный ранее вензель Елизаветы. Оказывается это монументальное полотно - первый "исторический" плафон Екатерининского тронного зала. Видимо еще Павел хотел его использовать в своем замке и с тех пор он там скромно лежал огромной трубой... Чудо? Не иначе. Менялись учреждения-владельцы замка, а плафон все лежал... о чем говорить?!
Благодаря этой находке было решено воссоздать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции. Именно этот плафон сейчас там и находится.
Есть некоторые вопросы и к паркету.
По авторским чертежам Ф.-Б. Растрелли и сохранившемуся фрагменту был восстановлен сгоревший во время войны наборный паркет из мореного и светлого дуба. Но мореный дуб (говорят настоящий и очень зАдорого) там повился только в 2009 году, до этого просто подкрасили паркет из ольхи, но цвет быстро ушел. Основа инфы www.tzar.ru
Обратите внимание и на паркет. На современном шашечки паркетные по краям одинакового размера. А на старом фото видно, что рисунок был иным. Шашечки паркета были вообще иной формы и увеличивались по мере приближения к окнам, это создавало эффект расширения пространства. Словно солнечные лучи разбегаются от центра зала в разные стороны.
Увы более вменяемого фото паркета до "реставрации" у меня нет. Может у меня и глюки...
На первом этаже есть старые фото. И фото послевоенного периода. Но зал там только с современным потолком.
Вот фото с реставраторами. 70-й год и потолок уже отличается.
А понимаю, что в любом случае - КРАСОТА! Я понимаю, что возможно плафон просто не взлез, так как кпосле восстановления крыши зал ниже или по каким-то иным причинам. Но об этом надо честно рассказывать. И честно говоря, раз создается новодел, хотелось бы не только ляпоты, но и хотя бы исторической "похожести"...
Далее просто немного стульев фото из дворца... )))
Парадная лестница.
Прекрасный камин.
Дворцы были простыми. Система коридорная. Все комнаты смежные в двух направлениях. Никаких тайных переходов. Так охрана всегда знала кто где находится, кто откуда пришел и куда пойдет.
Прекрасный дворец, увы, использующий свой потенциал даже не на половину... там необходимо восстанавливать и Зубовский флигель и соседние павильоны садов и начинать показывать их туристам. Интерес огромен.
Екатерининский парк Царского села летом. Часть 1 Екатерининский парк Царского села. Часть 2 Александровский парк Царского села ранней осенью Зимой "Царское село" или город "Пушкин" не менее прекрасен Янтарная комната Екатерининского дворца (история) "Большой тронный зал" и нюансы его восстановления Выставка мэйсоновского фарфора в Екатерининском дворце Царского села Инфа и ряд фото (С) с разных мест инета