Как в Севастополе был взорван Новороссийск

Oct 29, 2017 16:00


"Цезарь здесь!" (девиз корабля)



В этот день в 1955 году в Севастопольской бухте был взорван линкор "Новороссийск".
Взрывов было два. Всего погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.




До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare). Спуск корабля на воду состоялся 15 октября 1911 года, его строила фирма «Ансальдо» (Генуя).



Спуск корабля на воду.

В процессе постройки «Джулио Чезаре» был перегружен на 2000 тонн, что увеличило его осадку на 0,9 м. Это привело к уменьшению полной скорости хода.

На носу красовался огромный орел, державший в лапах ленту с девизом Цезаря: "Пришёл. Увидел. Победил". В 20-х годах и орла и ленту сняли сами итальянцы. Побеждать как-то не получалось...

После выхода Италии из Великой отечественной войны, страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. СССР хотел линкоры типа «Литторио», однако получил лишь устаревший «Джулио Чезаре».

Его планировалось использовать для подготовки экипажей линкоров. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».

Корабль находился в крайне запущенном состоянии, поэтому прошел ремонт. От идеи перевооружить линкор отечественными 305 мм (длина ствола 52 кал.) орудиями отказались и даже начали производство боезапаса для итальянских орудий.

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя.




29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². На корабле разу погибло от 150 до 175 человек. Через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².

Корабль перевернулся. В помещениях оставались люди которые стучали по корпусу. Из них удалось спасти лишь 9 человек. Семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.

В катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.




Летом 1956 года линкор подняли. После обследования корпуса его передали на металлолом. Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым.

Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблём имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны». После катастрофы тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых три находились в радиусе 100 м от места гибели линкора.



Есть версии что линкор уничтожены итальянские спецслужбы. Но это маловероятно, хотя в Италии открыто звучали призывы не допустить, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. Называют даже того кто мог возглавить такую операцию - это «чёрный князь» Валерио Боргезе. По весьма странному совпадению именно в самом конце октября итальянские торговые суда к 29 октября 1955 года дружно покинули акваторию порта.

Кроме того, в СССР планировалось подготовить 320-миллиметровый главный калибр «Новороссийска» для стрельбы снарядами с ядерной начинкой. По некоторым сведениям, как раз накануне линкор после долгих неудач отстрелялся экспериментальными спецснарядами (без ядерного заряда) по учебным мишеням...

За 40 лет до взрыва флагманского линкора советского флота на том же самом севастопольском рейде и при таких же маловыясненных обстоятельствах погиб флагман русского Черноморского флота дредноут «Императрица Мария».

В августе 2013 года российские ветераны-моряки, многие из которых стали после инцидента инвалидами, решили через суд требовать от Италии возмещения ущерба их здоровью. Они потребовали провести международное расследование по факту уничтожения корабля.

До сих пор эта трагедия хранит много тайн...

Инфа и фото (С) интернет

календарь, флот

Previous post Next post
Up