Эта катастрофа с императорским поездом произошла 29 (17) октября 1888 года
Поезд сошел с рельс на участке Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороги у станции Борки под Харьковом (в Змиевском уезде). Cам император Александр III и члены его семьи не пострадали, при этом в народже спасение императора посчитали чудом. На месте крушения даже поставили храм.
Вагон в котором находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами, он полулежал на левой стороне насыпи; крыша его лежала частью на нижней раме. Первым толчком повалило всех на пол, а когда после разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.
Большинство пассажиров этого вагона отделалось лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки.
Во всём поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять, остановившихся от действия автоматических тормозов Вестингауза. Остались целыми также и оба паровоза. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, все находившиеся в нём погибли и были найдены в обезображенном виде - 13 изуродованных трупов были подняты с левой стороны насыпи из остатков этого вагона.
Александр III лично распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Когда через шесть лет еще не старый и всегда казавшийся крепким царь занемог и скончался, молва увязывала причины его недуга с физическим и моральным потрясением, пережитым во время крушения. От удара и нечеловеческого напряжения у Александра III пострадали почки.
Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда - поездам такого объема тогда не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час, а царский поезд по расписанию должен был делать 37 верст в час. На деле перед крушением он шел со скоростью под семьдесят. Через несколько месяцев незавершённое расследование было прекращено по высочайшему повелению. Это странно. Под поездом был взрыв, которым выбросило из вагона шестилетнюю княгиню Ольгу Александровну и ее няню. У няни Ольги миссис Франклин были сломаны ребра и повреждены внутренние органы - в момент взрыва она прикрыла Ольгу собой. Ольга не пострадала.
Великая княгиня Ольга Александровна, хотя и была маленьким ребенком в момент катастрофы, запомнила все в мельчайших деталях и однозначно говорила о взрывах - «секунду или две спустя вагон разорвался как консервная банка» - и настаивала, что ее выбросило из вагона взрывной волной.
Императрица распорядилась развести костры из всего, что только могло гореть, чтобы оказавшиеся в чистом поле раненые люди могли хоть немного согреться, и приказала принести свой личный багаж. Когда уцелевшие слуги разыскали и доставили императрице ее чемоданы, она принялась резать на бинты собственные вещи. Любые предметы из льняного или хлопчатобумажного полотна пошли в дело.
Фотографии разрушенного поезда были сделаны харьковским фотографом А.М. Иваницким. Император пожаловал фотографу Иваницкому «драгоценный золотой перстень с сапфиром, окруженным крупными бриллиантами», а также участок земли на берегу Северского Донца у села Гайдары Змиевского уезда.
На месте происшествия по распоряжению Александра III был организован мемориальный храмовый комплекс. 20 августа 1889 года состоялась торжественная церемония освящения Храма Христа Спасителя. На территории комплекса, который входил в состав Святогорского монастыря на правах скита, также располагались часовня, братская могила пассажиров, погибших во время крушения и мужской монастырь. Место катастрофы в наши дни.
До этого в Российской империи существовало только два храма с таким названием - в Москве и Санкт-Петербурге, и новый, третий храм не уступал им в величии.
Скорее всего это был теракт. Но император Александр III решил не давать террористам повода для радости об удачном теракте, а просто сделал нужные выводы.
По случаю "чудесного спасения" по приезде монаршей семьи в Петербург устроили парад. Его свидетелем стал замечательный художник Мстислав Добужинский, в то время ученик Первой классической гимназии. Невский запрудила толпа, гимназистов отвели на площадь у Казанского собора. Длинный ряд экипажей вёз императора, его семью и многочисленную свиту с Николаевского вокзала. Восторженные крики сопровождали процессию, а гимназисты так звонко заорали "УРА", что царь удивленно обернулся. Один из учащихся, размахивая фуражкой, в патриотическом угаре уронил её прямо в царскую коляску. Император молча сам вернул фуражку, что вызвало новый взрыв восторга.
К вящей радости гимназистов 17 октября объявили ещё одним «табельным» днём, свободным от занятий, и они сразу же окрестили этот день "праздником крушения"...
Александр III - царь Миротворец (биография) Инфа и фото (С) интернет