Сокуров и его фильм "Отец и сын"

Dec 13, 2016 20:05


"Любовь отца распинающая. Любовь сына распинаемая"

основная мысль главного героя картины



На  днях, в Петербурге состоялся показ картины народного артиста России, А.Н. Сокурова "Отец и сын".
Вернувшись с Индонезии, я сразу же окунулся в культурную жизнь культурной столицы. Эта картина просто "Черный квадрат" в кинематографе. Кино из рубрики "не для всех", но главное представилась уникальная возможность побеседовать с его создателем. Спасибо за мероприятие
spbblog и
mikheevaksenia




Картина была снята Александром Сокуровым по сценарию Сергея Потепалова. Премьера картины состоялась 23 мая 2003 года в конкурсной программе 56-го Канского кинофестиваля. Хотелось бы взглянуть в глаза тому кто этот фильм туда послал, ИМХО зритель даже нашей страны до него еще не дорос, что же говорить об инфантильных европейцах... хотя некоторым категориям граждан он наверное понравился бы.

ПРИЗЫ КАРТИНЫ:

МКФ «Фестиваль фестивалей» - Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова за лучший дебют (Алексей Неймышев)
МКФ «Фестиваль фестивалей» - Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова за лучший дебют (Андрей Щетинин)
МКФ в Каннах - Приз FIPRESCI (Александр Сокуров)
Премия «Золотой Овен» - За лучшую работу художника-постановщика (Наталия Кочергина)




Читал что в Каннах на это кино (внеконкурсное) пришло много актеров и зрителей. А вот к концу зал был полупустым. Не знаю правда ли, но верю.




Кино шло в пространстве Артизмерение на (Артиллерийской дом1). Спасибо им за мероприятие.




Во время сеанса даже мест в зале не хватило.




Кино пролетело быстро. Оно как-то зацепило отсутствием сюжета, который каждый зритель должен придумать сам. Остался только легкий налет чего-то гомосексуального. Есть судьба отца (военного летчика рано потерявшего жену), есть судьба сына, который может ее повторить. Мне было немного не по себе от долгих сцен, где два симпатичных мужика с голыми торсами, тяжело дыша, влюбленно и пристально вглядываются друг другу в глаза. Смотреть на это было сложно, временами даже мучительно сложно, т.к. подобные сцены повторялись снова и снова. Увы, как бывший военный, я явно деревянный и оловянный и наверное не способен чувствовать тонко и современно, по-европейски. Мне простительно. Высоких чувств и любви между мужчинами мне не понять, хоть дети есть и у меня. Военные обычно стараются избегать нежностей в общении. Никогда мне не удавалось так долго удерживать внимание сыновей... глаза в глаза... щекой к щеке... наверное я плохой отец. Как-то мы годами обходились без таких телячьих нежностей и мучительных брудершафтных сопереживаний от окружающей действительности... но мы и на крыше не жили... и у нас была мать (пользуясь случаем и проникнувшись от фильма... спасибо ей за это).




По поводу крыши, поясню. В кино между домами перекинуты доски по которым ходят сын главного героя, друг сына, да и сам отец. Причем, не просто ходят, а играют там в суровые мужские игры - пихаются, сидят, беззаботно болтая ногами, бегают, даже гостей на них вытаскивают... пинками... Весь фильм ожидалось, что кто-то с этих досок трагично упадет. Но нет, пронесло. Аллилуйя!
Там еще над кроватью отца висело ружье. Как разочарование - и с жердочек никто не упал и ружье (нагло тролля самого Чехова), так и не выстрелило. Но в этом явно был свой тайный смысл. Мол, все в доме где нет женщины через задницу (в прямом и переносном), даже законы Чехова не работают.




В принципе, сразу было ясно - картина тяжелая, философская, а не комедия с приключенческим уклоном. Но все равно, где-то глубоко жила надежда на горячее на большее развитие событий, хоть в концовке. Тут же копнули так глубоко, что (как мне показалось) и смысл закопали.

Давно не испытывал такого облегчения от увиденных титров. Меня терзали смутные сомнения, не спит ли отец с девушкой сына. Глаза не раскрыли, ни мне, ни сыну в кино. И на том спасибо. Хотя девушка там была такая замороженная и вечно перепуганная, что окажись она в конце резизентом американской разведки, не удивился бы...

Фильм кончился, как в армейской мудрости от армянского радио - "Шел снег и рота красноармейцев"...

По экрану белыми ленточками бежали титры, а в зале стояла гробовая тишина. Наверное это хорошо. Никто даже не уходил, подозреваю по причине обещанной встречи с автором. Возможно часть зрителей была слегка ошарашена простотой и безысходностью сюжета. Есть в нем какой-то внутренний надлом, видимо заложенный еще в сценарии. Словно сценаристу налили, но выпили сами... и он решил выразить "Ах так" сценарием.

Фильм вызывает желание повеситься. И еще вызывает недоверие к военным врачам и вертолетчикам. Надлом у героев, надлом у страны... и он невольно передается и зрителю. Надлом удалось показать талантливо. Этого не отнять.




"Игра была сложна" (С) Карпин... я артиллерист. Т.е., как и главный герой фильма военный. Когда мне показывают цель и говорят уничтожить, я понимаю задачу, делаю расчет установок и после залпа, цель должна быть уничтожена... т.е., в идеале, ее не будет видно даже в бинокль. Все просто и понятно. Если была стрельба на разрушение и по дому стреляли, но он все равно стоит, значит оценка артиллерии неуд.

Наверное так и у вертолетчиков и у военных медиков. Людям искусства нас не понять. У них все иначе - признанный мэтр может макнуть... пусть будет палец в краску и ткнуть им (в непреодолимом творческом порыве) в холст. И тысячи искусствоведов и критиков будут ходить вокруг шедевра кругами и находить что-то свое, чистое, глубокое и неповторимое... думаю что так. Я не в претензии. Как говорится, кто на что учился.




Затем была встреча с автором. Сокуров говорил уверенно, много и правильно. Объясняя что-то, он словно разжевывает и раскладывает каждую свою фразу по полочкам. Это хорошо. Основная мысль - мир давно уже не тот... женщины слишком агрессивны, общество женщин захватило кошельки, кино и телевидение, подбирается к самому святому... возможно и так. Но что с этим делать, ответа нет даже у мэтра. По крайней мере он его не открыл, пока я там присутствовал. Кто-то из зала предложил, как выход ислам. Посмеялись, но как-то неуверенно.




Согласен с его рассуждениями о женщине и о ее новой роли в этом мире. Современные женщины агрессивны, нахраписты, знают что хотят и знают как это взять. Мать - наше фсё! Онижематери везде. И везде они первые. О них снимаются фильмы, о роли матери в воспитании пишут кучи диссертаций, все сюжеты крутятся вокруг любви матери, страданий матери, забот матери, горе матери, вокруг матери и ее чувств строится все в этом мире страдательное и умилительное. Наверное это правильно. Между тем отец, вроде как гирька на шее матери и ребенка, который в лучшем случае не мешается под ногами, не пьет и иногда дает подзатыльники. Если приносит деньги и маскирует других баб уже Херой!

ИМХО это и послужило главным мотивом снять кино об отце и сыне. Об их любви. Идея хороша, но реализована слишком чувственно и не побоюсь этого слова, слабо, со всех отношений, даже с житейской. Посмотрев на жердочки между домами и душевную мутоту юношей, фильм можно использовать в суде, как аргумент забирать детей от отцов. Ведь первое, что сделал бы нормальный отец у которого сын гуляет между домами по доскам - заколотил бы, от греха окна ))) а может и решетки бы поставил.




Как я уже писал, кино закончилось философски - снегом за окном. Но я понимаю, так и должно заканчиваться кино заставляющее зрителя думать. Хотя, скажу честно, думать над всем увиденным в комплексе, не хотелось, крутился лишь один вопрос - зачем... зачем так были показаны военные, зачем засовывать гомосексуализм в отношения отцов и детей и за что у этой картины столько премий. Хотя, может за все это засунутое и премии.

Похоже Сокуров снял фильм о своем кошмарном сне или сне сценариста. ИМХО получилось... но у меня кошмары забористее, а я о них даже не рассказываю. Впрочем, я и не Сокуров.




На встрече присутствовало достаточно много зрителей. Это радовало. Но вопросы радовали подготовленностью, даже о Бердяеве и связи с современностью спрашивали.

Организаторы и сам мэтр, зачем-то сразу же предупредили, что ничего из услышанного и увиденного не должно попасть в интернет. Совсем. Иначе будут ПРОБЛЕМЫ для всех включая организаторов. О как! Как я могу написать о фильме и встрече с автором не цитируя автора? И к чему тогда было блогеров приглашать? Насладиться фильмом 2003 года, который (тогда) я, к счастью, пропустил? Загадка...

Я стоял в последних рядах, так ко мне подошел один из организаторов и попросил надеть на объектив фотоаппарата колпачок. Наверное боялся, что я не держа фотоаппарата в руках снимаю. Я ответил что не ношу с собой колпачки для объектива. Тогда он попросил перевернуть фотоаппарат объективом в живот. Обидно и странно, т.к. вокруг самого Сокурова снимали наверное все ))) это видно даже на моих фото. Долго я таким идиотом стоять не мог и покинул сие тайное мероприятие, так и не дождавшись "криминала" и не задав свой вопрос. Что там было дальше не знаю, возможно раздавали явки и пароли... )))




Мэтру хочется искренне пожелать творческих успехов в воспитании новых талантов, чем он сейчас и занимается. Сокуров, конечно, гений, у меня нет ни малейших сомнений, просто я действительно не дорос до этого фильма и наверное уже никогда не дорасту... кто на что учился. А военных жаль. Дорогие женщины! Не все мужики такие как там.

Еще раз спасибо за приглашение на фильм. Давно уже фильмы не вызывали у меня с женой такого горячего семейного обсуждения, разногласий, но и аналогичных итоговых оценок )) это здорово...

кино, культпросвет, рецензии

Previous post Next post
Up