Часть 9. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Feb 16, 2014 17:43




Доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Тут находится знаменитая "Тайная вечеря" (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи.













Базилика Санта-Мария-делле-Грацие.





   






      


Площадь перед храмом.










"Ресепшен" музея слева от  входа в храм.




Билетная политика странная. Число билетов ограничено. Они раскуплены за неделю вперед даже зимой, а летом могут быть раскуплены и за месяц вперед. Купить их можно ТОЛЬКО через интернет или по телефону (как оплачивают не знаю.




Прийти в монастырь и купить к примеру билеты на завтра или послезавтра нельзя даже технически. Т.е с улицы просто так туда не попасть только заранее запланировав. Зачем такие сложности, мне не понятно, тем более. что туда можно и в три раза больше запускать. Зал огромный, сидений - лавок там внутри море. А группы (точно не помню) но кажется лишь по 20 человек.




Билеты продают по времени. Не успел в свое время - опоздал, свободен. Когда одна группа заходит, другая стоит в тесном предбаннике плечом к плечу, причем предбанник огорожен только стеклянными стенами. У нас было два инвалида на колясках и мы стояли словно в метро в час пик. А рядом закрытыми дверями большие пустые коридоры ))) а если бы было три инвалида? ))) страшно представить. Почему нельзя было стекляшку отодвинуть и запускать большие группы мне не понятно совсем, тем более что билет не из дешевых.




В пространство трапезной фреска вписана идеально.




Сама вечеря вызывает глубокое разочарование.




Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.




Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены.




Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.




Фотографировать там нельзя ( и я понимаю почему), но если осторожно, бесшумно и без вспышки, то все получится )))) лица на фреске вообще даже близко не похожи на лица открыточные Вечери.




Голова Христа ДО реставрации и после реставрации. Я не понял, они там таджиков для реставрации приглашали что ли? )) до реставрации было вообще другое лицо ))


  


Однажды, художник присутствовал в церкви, слушая церковный хор, и там он увидел красивого юношу и решил, что этот молодой человек будет моделью для образа Иисуса Христа. Он пригласил его в мастерскую, чтобы сделать наброски.

Для образа Иуды Леонардо очень долго не мог найти подходящий типаж. Прошло три года, заказчик торопил Леонардо с завершением работы, но фигура Иуды ещё не была написана. Мастер не мог найти подходящий образ. "И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали". Нищий оборванец "толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо". Но самое удивительное не это.




Когда пьяница пришёл в себя и подошёл к мастеру чтобы посмотреть, что он делает, то был поражён. Он сказал, что уже видел эту картину: "Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа. Может быть, у Добра и у Зла одно и то же лицо. Всё зависит лишь от того, когда встречаются они на пути каждого из нас".


Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. А через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломав стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать.

В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена, затем как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Варвары эти лягушатники! Мы то думали так они себя вели только в России...

Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Но вернемся к Вечере.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его ("и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня"), и реакция каждого из них.

После последней реставрации обнаружили у рукава Иуды солонку, которую он рассыпает на стол (это придает картине дополнительную динамику), ранее на фреске были просто складки его одежды (сказал экскурсовод). Иисус на неё и смотрит! А рассыпанная соль, как известно - к ссоре!

Существует ещё одна расхожая легенда о том, что на картине вместо Иоанна художник изобразил возлюбленную Христа - грешницу Марию Магдалину. Лик Св. Иоанна действительно имеет женственный характер.




Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;

позади Иисуса - три окна;

контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.




Апостолы расположены вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:
В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

15 августа 1943 г. трапезную разбомбила англо-американская авиация, однако фреска Леонардо чудом не пострадала.

Напротив находится другая фреска «Распятие» Донато Монторфано, в несколько раз больших размеров (на всю стену). Которая совершенно "плоская".Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».




Дворик в который попадаешь на выходе из сувенирного магазина монастыря.










Выход на площадь.




Честно говоря, не в обиду миланцам, но смотреть там особо нечего. Экскурсия только на английском. Близко к фреске не подойдешь. Стоит пойти, чисто ради "посмотреть" на оригинал. так все и идут и совершенно не понятно, почему было не увеличить число туристов в каждой группе.







Соседние улочки.




Все посты о Милане в феврале 2014 года

Долетели...
Утренний Милан из окна
Часть1. Прогулка по центру Милан
Часть 2. Пешком по городу
Часть 3. Замок Сфорцеско
Часть 4. Парк Семпьоне
Часть 5. Мокрый  Милан
Часть 6. Пешком по Милану
Часть 7. Дуомо - главный собор Милана
Часть 8. Бродилка по Милану
Часть 9. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи
Часть 10. Вечерний и ночной Милан
Часть 11. Иезуитская церковь Сан Феделе
Часть 12. Мокрый Милан
Часть 13. Музейная выставка Леонардо да Винчи
Часть 14 Миланский вокзал
Часть 15. Средний палец напротив биржи
Часть 16. Экскурсия на трамвае
Часть 17. Милан в дождичек...
Часть 18. Прогулки по богемному Милану среди каналов и мостов
Часть 19. Пешком по креативному Милану
Часть 20. Миланский метрополитен
Часть 21. Миланский дом и квартира

Миланские зарисовки и связь с С-Петербургом

Милан  ● Обзорный пост. Достопримечательности и что посмотреть

Инфа и пара фото (С) Википедия и др. интернет

путешествия, Италия, история, житиЕ моЕ, семья, искусство

Previous post Next post
Up