НЕСОИЗМЕРИМЫЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ

Mar 31, 2006 20:02

1. По Шардену-Вернадскому. История - естественно-исторический процесс, продвигающийся во времени согласно природным "законам". Это значит, что история рассматривается как дальнейшее движение естественной эволюции, только уже с трудящимися или пассионариями вместо динозаврорв.

2. Пансоциологическая модель (Маркс и т.д). История как деятельность "преследующего свои цели" человека. В этой модели все факты, события и движения истории выводятся из первофеномена или конструкта, из "клеточки" типа товар, власть или деятельность.

3. По бл. Августину. История как некоторое действо, разыгрываемое на Земле по замыслу и сценарию, написанному на Небесах. Бог выступает как Творец и Режиссёр этого действия, чьи творческие пути неисповедимы.

История движется, потому что движется её материал, природа.
История делается. Она есть ни что иное как деятельность.
История развивается, потому что развивается её смысл, идея.

Природа движется себе и движется. Время течёт из будущего в прошлое. Земля катится по своей орбите, не замечая, как мы на ней копошимся. Толчки и содрогания природы вбрасывают всё новый и новый материал в круговорот форм деятельности.
Массы людей и "пассионарии" всё делают чего-нибудь и делают.
Но даже пассионарии - ещё не творцы. Творцы одержимы демонами, ибо демоны (в смысле Сократа) - это идеи, которые одерживают победу. Именно идеи-демоны, а не сами творцы упорядочены по ступенькам небесной "лествицы".

В приводимом здесь материале я опираюсь и что-то впрямую цитирую из книги С.Чернышёва "Смысл", М., 1993.

Нельзя доказать, но можно показать, что у этих моделей независимые и непересекающиеся сферы предметного содержания. Возникает вопрос: это несоизмеримые модели или всего лишь ортогональные в едином универсуме интерпретаций? Похоже, что модели 1,2 и 3 вполне совместимы. Более того, они нуждаются друг в друге. Если составить из них "вектор", то история предстанет как цепочка сознательных (верных и ошибочных) выборов человека, который, осуществляя свою свободу, в деятельности на каждом шагу, с одной стороны, упирается в противодействие природного материала, а с другой - получает подкрепление свыше через Благодать или творческое вдохновение идеалами (истина-добро-красота).

В первом посте про несоизмеримость в области восприятия было отмечено , что вектор из несоизмеримых восприятий составить невозможно. Или возможно? длительной работой и воспитанием? А можно ли совместить в один вектор несоизмеримые культуры? Скажем, Гомеровскую архаику с Модернити или магические практики с научными?

В заключение приведу цитату из поста shulga "Что такое русская национальная идея" на близкую тему.

Никакой русской национальной идеи нет, как нет и британской, чеченской, китайской. «Национальная идея» - бессмысленный набор слов, обманка для простаков. Если бы национальные идеи существовали, сказал просвещённый читатель, холоднокровные математики сформулировали бы стандартную структуру национальной идеи, создали бы группу идей, ввели бы в ней операции, алгебру, проекторы, поля…. А вот это не в бровь, а в глаз, в самую его десятку. Отдельно её нет. А что есть?

Есть триада динамических систем (А-Б-В).

А) Русский национальный проект, который более тысячи лет совместно развивают народы, живущие между Днестром и Амуром. Живут они тут, и будут сопровождать проект в будущем.

Б) Русская история <проекта (A)], которую нужно понимать в расширенной шкале времени (прошлое, настоящее, будущее). Если проект - вещь в себе, то история - та же вещь для нас. Динамические системы предсказуемы. У таких долгоживущих систем, как русская история, будущее на 60% определяется прошлым, на 10% настоящим и только на 30% многовариантно. Причём многовариантность дискретна: основной и альтернативный сценарии (т.е высокопродуктивное и низкопродуктивное состояния), план "Б", и план эвакуации руковоства. Наше будущее зависит от того, какое прошлое мы помним, какие у нас есть исторические данные.

В) Русская культура то, что накоплено сегодня народом в душе и извилинах. Культура передаётся из поколения в поколение в семье, школе, повседневном общении. Бывает личная, фамильная, корпоративная, народная, национальная культура. Общемировой культуры нет, а европейская есть. Национальная культура и национальные интересы - синонимы. Традиции, предание, обычаи, понятия, смешное - пафосное, технологии, навыки, памятники, якоря, язык, государственность и т.п. Кратко говоря, культура есть духовный генотип народа по состоянию на сегодняшний день.

Верно и обратное. Успешное переписывание истории возможно лишь в рамках текущей культурной традиции. Что сегодня не ложится на душу, то отторгается. Не прижились возле наших пенатов архипелаг ГУЛАГ, холокост, британский проект Д.Е. Галковского. А предатель Суворов пока держится, как и 200 лет вместе/в тесте.

В терминах развитых выше представлений, мне кажется, что у Шульги "русский проект" - это универсум развития или замысел о России. А вот "русская история" + "русская культура" - это универсум деятельности. А где природный универсум движения? Может, он в шульгинском подходе, который сводит универсумы к динамическим (физическим) системам?

Что такое сила характера, которой иностранцы, несомненно, превосходят нас? Может быть, сила характера есть просто сгущение сознания, уплотнение идей до степени воли». (М.О.Меньшиков).
Previous post Next post
Up