Посещение усадьбы-музея А.Т. Болотова в селе Дворяниново (недалеко от Серпухова) подарило нам самые лучшие и приятные чувства. С невероятным удовольствием ставлю эту усадьбу на 2ю ступеньку пьедестала почета в нашем рейтинге после Поленово, оставляя Ясную Поляну, Мелихово и ост. позади.
А ведь сейчас многие вскинут удивленно брови, мол, кто это?
У нас так всегда...
Андрей Тимофеевич Болотов, первый русский ученый-агроном, энциклопедист, которого если сравнивать по масштабам деятельности (350 томов научных произведений!), то с Ломоносовым.
Именно Болотову Россия обязана распространением картофеля!
Но сейчас не об этом.
Смотрительница музея, милейшая женщина, показывая гербарий, привлекла наше внимание к сиреневому цветку. Сказала, что это - буквица - любимейшее растение Болотова. Чая без буквицы он никогда не пил, и надо заметить, что благополучно и плодотворно прожил 95 лет (1738-1833)! Эта волшебная травка наделена всеми мыслимыми лечебными свойствами, и июль - пора её расцвета. Растет она везде, особенно на солнечных лесных лужайках! Все мы видели этот цветок, но не знали о его волшебных свойствах)).
Почитайте про её свойства, и насушите себе букетик! Я лично получила свою порцию сиреневого удовольствия)).
Вашему вниманию предлагаю скан из восхитительной книжки А.Т. Болотова «Нечто вообще об огородных произрастаниях», продающейся только в Дворяниново (тираж 2000 экз).
Буквица лекарственная
Betonica officinalis
О полезностях травы буквицы
Славная и повсюду по лесам и лугам в великом множестве растущая трава всем деревенским жителям, так довольно известна, что мне не для чего читателей моих с нею наперед спознакомливать и наружные ее приметы обстоятельно описывать, чего ради оставляя то, поспешу спознакомить их со всеми сей полезной и изящной травы врачебными качествами и силами, и тем паче, что хотя многим оные и без того известны, но множайшим и половины из того не сведомо, к чему трава сия пригодна, и какие изящные имеет силы и качества.
Иностранные приписывают сей траве многоразличные лекарственные силы, и она не призирается ни мало и самыми медиками, и как она ими нередко употребляется в лекарства, то для самого того содержится она в Аптеках, где из ней приуготовляются разные медикаменты, как то дистиллируется вода, делается ессенция, сироп, соль, сок, консерв, екстракт и пластырь.
Что касается до медиков, то они причисляют траву сию в число пот производящих также лекарственных от головы трав, и утверждают, что она, питая как чай имеет силу мокроты и кровь разделять, слабить на низ и поспешествовать исхождению паров и выгонять все вредные соки, потом и уриною, чему в особливости и употребляется она вместе с прочими травами от головных болезней, от реза и ворчания в животе от груди и от ран.
Что касается до прочих писателей, то все превозносят ее похвалами и утверждают, что она полезна во многих болезнях как то головных, грудных, в легком, в селезенке и печенке, а особливо от ран на голове, от укушения ядовитых гадин, глазных, зубных и желудочных болезней.
О цветах ее говорят, что они пригодны от яда, от падучей болезни, от глухоты, звона в ушах, нарывов в легком, от кровохарканья и от мокроты с гноем. Она употребляется всячески,. иногда вареная, иногда перегонная с нею вода, иногда сушеная, столченная, смешанная с медом, и питая в чем-нибудь.
У древних, а особливо у Римлян была сия трава в превеликой славе. - Антоний Муза Лейбмедик Императорский написал об ней одной целую книгу и выхвалял ее одну от 47 разных болезней, а итальянцев прежде в пословице было говорили, что надобно кафтан продать, а купить буквицу. Сам Плиний.много помог к прославлению ее, написав между прочим об ней, что она так действительна против яда, что если сделать из ней круг вокруг змеи, то прежде, она околеет, и саму себя умертвит, нежели вон выползет.
От болезней от глаз в особливости похваляют ее листья, которые сырые надобно толочь и варить в воде до тех пор покуда укипит треть, и потом привязывать ее ко лбу.
Вот что говорят о сей траве иностранные, а во многих ее полезных действиях случилось довольно и самому мне удостоверится, и я приметил, что ни в котором случае, так она не хороша, как от простуды и от сделавшейся от того грудной или головной болезни. В первом случае надобно ее пить смешанною с ромашкою и шалфеем; или хотя одну и чем ранее приметив простуду, тем лучше, а во втором сварив в щелоке примачивать голову.
Я окончу примечание сие тем, что в тех местах, где ее в лесах нет или очень мало, можно заводить ее через посев семян на огороде: а кому хочется освобожденным быть от труда собирать ее в лесу, тому нужно в саду или огороде однажды накопав в лесу кореньев или насадить ее целые гряды, так она тут всегда в готовности будет и разрастается превеликими кустами.
Пост «Одуванчиковый мед»