Гжель - в стране голубых роз и синих птиц. Часть 2: Технология. Гжельская роза и "Азбука мазков"

Mar 18, 2024 16:10


Очень важное понимание - в Гжели целая россыпь больших и малых фарфоровых заводиков. Мы были на старейшем и самом крупным заводе Ордена Дружбы народов, «создателе и правообладателе современных художественно-стилевых особенностей гжельского промысла» - Объединении Гжель! Нас встречала обаятельнейшая красавица Галина Голинкова, кипучий и энергичный человек, про которого говорят «земля под ногами горит». Ранее она была главой сельского поселения Гжельское, сейчас работает заместителем директора. И выделили нам самого лучшего экскурсовода предприятия, дочь купеческую в девичестве Воронову, в замужестве Хлудову Анастасию, представителя двух славных купеческих династий.




«Сквозь огонь и воду»

Технология производства керамики. Гжельская роспись

Поскольку я лично не знаток технологических подробностей и немного путаюсь в терминах, поэтому сейчас набросаю «Гончарный словарь». Это понимание очень важно, потому что позволяет разбираться в качестве Гжели.

Фарфор (от турецкого farfur) - изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов - это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом.

Фаянс (от французского faїence) - изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚).

Керамика - изделия из обожженной глины. Майолика - поливная керамика т.е. покрытая непрозрачной глазурью.

В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.





Технологическая цепочка

Сейчас же технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) - Сушка - Ручной осмотр - Контроль на трещины (обработка фуксином) - Обжиг (электропечь) - Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов!

Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

Формовка

А что вылепить из глины? Здесь мастер (вернее его творческое воображение) «рождает» образ будущего изделия. Оно материализуется в виде карандашного наброска-эскиза и расписывается задуманным художником узором. Далее делается пластилиновая модель, по которой вытачивают гипсовую форму. Готовый гипс разрезают вдоль на две половинки. С помощью ведер или кувшинов заливают исходное сырьё - очищенную глину (шликер) - разведённую до состояния густых сливок. Резиновыми шлангами с пистолетами пользуются  крайне редко для литься больших форм (вазы). Этим занимаются литейщики. На твёрдом шликере швы от разъёмов до гладкости зачищают оправщицы. Это и есть формовка.













Фуксиновый контроль на трещины

Далее изделия опускают в красный раствор фуксина и оно становится розовым, а весь возможный брак (трещины, некачественно обработанные швы) - не прокрашивается и становится видимым.



Обжиг

Потом - всё в печь! Первый (предварительный) обжиг проводится при t-900˚.  Он придаёт изделию характерную фарфоровую твердость.
Печи - газовые, не электропечи. Как говорят гжельские мастера, фарфор, обожжённый в «электричке» будет иметь другой оттенок, чем тот, который обожжён на газу. После «электрички» черепок немного желтоват.



Роспись в живописном цехе

Дальше роспись. Изначально, придуманный художником рисунок, в живописном цехе точечками переводят на изделие, которое ставят на крутящуюся турнетку и точными движениями воссоздают узор. Ошибиться нельзя - пористый черепок сразу впитывает краску!

Инструмент живописца - кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта).

Кобальт - не краска, а металл изначально чёрный как сажа, который становится ярко-синим только после обжига. Почему происходит подобная алхимия? - Знание химии нам в помощь. Окись кобальта - ДИоксидная. Диоксид при втором обжиге, в химической реакции при высокой температуре восстанавливается до оксида и становится синим.

При всем этом добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете какое нужно иметь чувство цвета!





Снимаем работу живописцев через стекло. Ни в коем случае их нельзя отвлекать! Рука может дрогнуть или мысль творческая исчезнуть от постороннего вмешательства.













Окунание в глазурь и второй обжиг

Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в подглазурь (ванна со специальной водяной смесью), а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350˚ на 18 часов. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.



Одна и та же ваха: ДО обжига и ПОСЛЕ обжига (усадка)

Гжельская роспись делится на три вида.  Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки - несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда -

Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.

Гжельская роза. «Азбука мазков»

Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола: каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи - сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Окись кобальта - краска модная в городе, но гжельские мастера, не стесняясь новой синей моды, для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!







К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику - это зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца). Синяя понятно - соли кобальта. Основа всему - белая эмаль. Это гжельская «пятицветка».

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой.

Главный секрет - это мазки. Мазок - это родовая примета Гжели

* Главный приём - правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».













** Другое правило - каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

*** «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше - мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше - мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.



«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!



Представим, что мы гжельские художники. Давайте нарисуем розу. Нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.



В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются - учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку; в школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский государственный университет и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна: стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н.И.Бессарабова

**-*** А.Б. Салтыков «Азбука мазков»



Блогеры играют в настольную игру "Скандинавский бой" - одну из самых увлекательных и занимательных российских настольных игр с драккарами и викингами



Галина Голинкова, Заместитель генерального директора «Гжель-художественные мастерские » («Объединение Гжель») по вопросам развития туризма

Продолжение следует.

Серия постов про Гжель:

Часть 1: Что такое Гжель. История промысла

Часть 2: «Сквозь огонь и воду». Технология производства. Гжельская роспись. Гжельская роза. «Азбука мазков»

Часть 3: Настоящая Гжель. Музей. Мастера. Поделки «под Гжель». Подделки. Как покупать Гжель. 

*Подmoskovie, я/Мои путеводители, РУССКИЕ ПРОМЫСЛЫ: Гжель/Жостово и др., РОССИЯ

Previous post Next post
Up