С величайшей гордостью и радостью сообщаю, что период упадка гжельский промысел миновал, и сейчас мы являемся свидетелями Гжельского Возрождения! С 2019 года у главного фарфорового завода России два мощных плеча, их подставили АФК Система (отвечают за реконструкцию предприятия) и Сбербанк (занимаются развитием туристического кластера «Гжель»). Все, что мы видели на заводе, в том числе и великолепный музей, о котором я расскажу в этом посте, вселяет уверенность в благополучной перспективе этого драгоценного народного промысла.
Наша замечательная экскурсовод - Анастасия Хлудова
Заместитель директора Объединения Гжель - Галина Голинкова
Гжель. Мастера
Я так долго подступаюсь к вопросу - что же такое НАСТОЯЩАЯ Гжель? Ответ ко мне пришёл не сразу, хотя я перечитала кучу разных источников на эту тему. Что самое ценное в гжельском производстве? Это люди - настоящие мастера. Самородные таланты. Индивидуальный почерк. Поиск образа. Поиск формы. Это генная память. Не секрет ведь, что многие потомственные «безграмотные» гончары без всякой теории изготавливали то, что было не под силу «умным» специалистам. Это Божий дар и человеческий труд.
В живописном цехе работники получают форму изделия, модель и эскиз со стороны. Кто её даёт? Мастер.
Как возникает образ? Что-то затронуло душу, житейскую сценку художник (-ца) подсмотрел, на природу или вышивку старинную полюбовался - очень медленно копятся идеи, порой мучительно, порой через месяцы рождается долгожданный образ.
Форму выдуманной вещи надо собственноручно изготовить. Нужно не только вообразить и нарисовать, но и перевести в натуру - будущую модель; нужно чувствовать глину, краску, чтобы пройти по технологической цепочке без сбоев. Как и древним гончарам современным мастерам нужно уметь не только месить глину, но и «чувствовать», понимать её. Считается, что опытный гончар толщину стенок, которая должна быть одинаковой, умеет проверять пальцами на ощупь.
Шкатулка "Рыба-кит", Л.П. Азарова
Скульптурная группа "Духовой оркестр", В.В. Неплюев, С.В. Жукова
Скульптура "Восточный базар", В.В. Неплюев, С.В. Жукова
Опытные ценители на глаз могут определить авторство Гжели, федотовский это, к примеру, чайник, или окуловская вещь. Они же говорят: «Должен чувствоваться стиль гжели, понимание которого приходит с опытом». Коллекционеры гоняются за работами Дунашовой и Денисова, Азаровой, Окуловой, Розанова, Царегородцева. Произведения Бессарабовой хpанятся в Историческом музее (Москва) и Русском музее (Питер). Поэтому если я хочу прийти к пониманию настоящей Гжели, не обойтись без имён.
На всякий случай добавлю, что если кто-то не интересуется и вполне довольствуется широким ассортиментом Гжели в разных магазинах, через эту главу можно перепрыгнуть, а интересующимся надо обязательно поискать и посмотреть в Интернете, если проблематично купить какой-нибудь альбом с фотографиями гжельских вещей работы этих выдающихся мастеров.
Ещё добавлю - я долго думала писать или не писать про художников. Но эти люди и есть НАСТОЯЩАЯ Гжель. Их имена назубок знают коллекционеры и ценители наши и зарубежные, но вряд ли - массовые покупатели. Японцы от них сходят с ума. Русские сметают претензию «под Гжель» со всех прилавков. Это по их эскизам или образцам расписываются изделия на потоке. Конечно, массовым покупателям и бизнесу нужна относительно недорогая массовая продукция с гжельской маркой. Но не меньше нужна авторская - неповторимая, высокохудожественная, безумно талантливая. Что такое талантливая вещь? Это когда смотришь и не замечаешь, как она расписана, как вылеплена - просто она вызывает некую эйфорию, радостную гамму чувств и ощущений.
Я лично восхищаюсь работами Розанова, Квитницкой, Хазовой, Федотова, Гордеева, Петрова. Они завораживают!
У каждого мастера свой Цветок. Неповторимый. У кого-то полураспустившийся бутон, у кого-то пышная роза или мак, у кого-то клеверок.
Шкатулка "Сенокос", 1988г., С.В.Олейников, Т.Д. Федоровская
Подсвечник двухрожковый, С.В. Олейников, Т.Д. Федоровская
Шкатулка-обманка
Возродили традиции древней Гжели:
Салтыков Александр Борисович (1900-1959). Бывший граф, аристократ. Учёный-керамист. Невероятный эрудит. Написал исчерпывающий труд по истории керамики в России. Воссоздал утраченный опыт мастеров прошлых веков. С нуля возродил производство керамики в Гжели. Создал «Азбуку мазков» (см. раздел «Гжельская роза»). Как ни странно искренний патриот России. Скрыл от военных врачей свои болезни и пошёл на фронт. После того как обман раскрылся, работал гардеробщиком в госпитале.
Бессарабова Наталия Ивановна (1895-1981). Родилась в Воронеже. С детства не расставалась с карандашом, но пришлось работать машинисткой. Закончила художественные курсы и ВХУТЕМАС. Работала театральным художником. Изучала древнюю культуру и костюмы разных эпох. В 44г. её творческая судьба пересеклась с Салтыковым и Гжелью. Её модели стали гжельской классикой. Её называют «Гжельской розой» - она возродила синий цветок на белом фоне. Учила мастеров на Гжельских художественных курсах салтыковской «Азбуке мазков».
Шахматы "1812 год", Ю.Н. Гаранин
Художники. Сине-белая роспись по фарфору. Современная Гжель
Л. П. Азарова. 1919. "Когда расписываю изделия, работаю без подлокотника. Рука на весу - линия легче, мазок прозрачнее". Родилась в Боровске. Закончила Строгановку. Главный художник промысла. Праздничная фантазия, старинные традиции, лепные детали.
Н. Б. Квитницкая. 1919. "Люблю акварельность в кобальте. Прозрачный круговой мазок, точка в середине, тонкие линии лепестков и стебля - вот и цветок". Профессиональный скульптор. Её роспись - прозрачно голубая.
Т. С. Дунашова. 1921. "Расписываю без предварительного рисунка, во всём доверяя руке. Она не ошибается". Из семьи потомственных керамистов. Самородок. Истинно русский, глубоко народный талант. Великолепно чувствует форму вещи, безошибочно находит декор, виртуозно его исполняет. До сих пор работает!...
Г.В. Денисов. 1928. Самородок. Потомственный керамист из крестьянской семьи старых гжельских заводчиков. Закончил «четыре класса и пятый коридор». После Гжельского техникума работал в Скопине. Вернулся. Гипсолитейка, цех обжига, монтажник в котельной. Туда к «дяде Гене» бегали все ребятишки за глиняными игрушками. Его заметили. Взяли его в живописный цех с испытательным сроком, а он остался на всю жизнь. Из всех народных, он самый «народный». В мелкой пластике ему нет равных. Сейчас коллекционеры за его вещами просто охотятся…
Скульптура "Барыня" и маслёнка "Лужок" В.С. Бидак, Н.Т. Бидак
Скульптурная группа "Свадьба", В.С. Бидак, Н.Т. Бидак
А.Н. Федотов. 1937. Самара, из крестьянской семьи. Учился в Рязанском художественном училище, из-за голода бросил, работал грузчиком. В Гжель приехал по совету армейских друзей-пограничников. Его почерк - яркая форма изделий. Придумал свой своеобразный цветок, похожий на пышную округлую чашу.
З.В. Окулова. 1938. «Люблю писать больше цветы: есть, где разбежаться кисти». Гжельский художественный техникум. Любимая роспись - цветочная. Любимый цветок - мак. Даже её изделия, к примеру, простая пельменница, похожи на цветы - повторяют формой, «прорастают» цветами.
В.В. Неплюев. 1950. - С.В. Жукова. Творческий и семейный дуэт. Талантливые художники. Он - гений керамики. Она - разрисовывает знаменитую малую пластику мужа - «Дворников», «Дровосеков». Говорит, что «все вещи делает для души». Любит писать деревенские пейзажи на сырных досках и настенных тарелках. Оба парадокс - и экспериментаторы, и продолжают старинную гжельскую традицию.
В.Г. Розанов. 1955. Закончил Абрамцевское художественное училище. Автор чайных сервизов, шкатулок, кумганов, квасников, маслёнок, светильников, люстр, канделябров, подсвечников, самоваров, часов и т.п. Творческая манера - волнистые текучие формы цветов. Мазок Розанова - это глубина цвета и его тончайшие оттенки.
А.В. Царегородцев. 1955. - М.В. Подгорная. Эта пара вытянула счастливый билет - Абрамцево. Там учились, там познакомились. Гжельские старожилы их «били по рукам». Их часы «Воскресным вечером в парке» назвали творческой неудачей. Но фотографию часов в гжельском каталоге увидели коллекционеры и завалили заказами отовсюду, даже из-за границы. Часы пошли в производство…
С.М. Симонов. 1958. - Е.С. Осташкова Тоже дуэт. Тоже Абрамцево. Она - из холодной Карелии, он - из горячей Осетии. Он говорит: «Её почерк ни с кем не сравнить и нельзя скопировать». Вместе говорят: «Мы художники. Если в какой-то вещи чувствуем повтор или повторение другого мастера, то отказываемся от неё».
Династия Хазовых. И. А. Хазова (мать, 1933). "Если вести мазок с тенями, то нажимая на кисть, то пуская её свободно, лепестки у розы будут широкие, пышные". Художественное училище в Конаково. Практика на Дулёвском заводе. Предложили жильё в Гжели. Согласилась. Работала на потоке в живописном цехе, но однажды почувствовала, что «прорвало». Её сервиз «Клеверок» - всемирно известен. Заметили - этот сервиз вызывает мажорное настроение. Согласна! Он бесподобен! Её сын, невестка тоже талантливые художники. А внуки ими точно будут!
Художники. Разноцветная роспись по глине. «Древнерусская» Гжель
Их работы мы видели в музее в Трошкóво.
В.А. Петров. 1934. Любимец Азаровой. Его Гжель это разноцветная расписная майолика. Она великолепна. Два интереснейших сервиза «Охотничий» и «Рыбацкий». Едва ли не идеальные пропорции. Работает параллельно и в фарфоре, и в майолике.
Н.Б. Туркин - М.В. Коваленко, Ю.И.Петлина, О.Л. Талагаева, И.А. Григоренко. Чего зря писать, надо смотреть их работы. Все они считают, что «настоящая исконная русская Гжель это разноцветная майолика». Про сине-белый фарфор говорят - «для нас синее это прямое наследие английского фаянса, но уж никак не гжели».
В большом, всем известном книжном на Новом Арбате я нашла книгу «Советский фарфор 1930 - 1980. Прайс-каталог». Вообще-то она предназначена для коллекционеров, и стóит 1,5 т.р.. Но я её открыла полистать, а оторваться не могла, настолько интересно. Там рассматривается фарфор производства разных советских фабрик: Ломоносовской, Ленинградской, Вербилок, Дулёво, Конаково, Тверской и среди многих прочих, естественно, Гжели. Взгляд на фарфор коллекционеров, намного отличается от простого обывательского. Они сразу смотрят на ценность, т.е. на авторский характер работ, рукотворность, клеймо, массовую нетиражируемость.
Чайник "Чаепитие", 1966, Л.П. Азарова
Что вычитала интересного про Гжель.
Про Бессарабову: «Она сформировала стилистику и тем самым возродила гжельский промысел. По некоторым её формам выпускаются изделия до сих пор. Собственные авторские исполнения редки и весьма ценны. Одна из самых известных её работ это «Цирковой конь».
Про Дунашову: «Она работала под руководством Бессарабовой и на её формах».
Про историю промысла: «Изделия Новых, Сафронова, Дунашовых, Гулиных, Аксёнова котируются не ниже фарфора Гарднера или Попова».
Про современную обстановку: «Зайдите в любой посудный магазин в Москве, и ваша патриотическая гордость будет уязвлена. …российский сервиз будет задвинут в самый темный угол …а ведь русский фарфор знавал блистательные времена. Достаточно увидеть музейные коллекции Гжели, чтобы убедиться в фантастических способностях наших мастеров далекого и совсем недавнего прошлого. Такого обилия разнообразных форм и роскошного дизайна сейчас не увидишь: сегодняшний ассортимент за редким исключением не вызывает у знатоков ничего, кроме досады».
Поделки «под Гжель». Подделки. Как покупать Гжель
Я не совсем разобралась с заводами, сколько их и каков их юридический статус. Поняла, что есть один основной - компания
«Объединение Гжель» (филиалы раскиданы по деревням).
Есть художественные авторские мастерские - там делают вещи высочайшего уровня. Уникальные мастера работают в своих мастерских, продолжая гжельские традиции. В 2021 году они объединились в
Союз гжельских мастеров (в него входят порядка 40 мастеров-гжельцев), и участвуют совместно в выставках, ярмарках и других мероприятиях.
Есть заводы «Электроизолятор» в посёлке Ново-Харитоново и «Электрокерамика» в деревне Трошково - там тоже гжель-фарфор…
Производства точно ещё есть где-нибудь, только вот что там «ваяют» это вопрос. У них же нет опыта, традиций, нет специалистов. Получается, что кроме «Объединения Гжель» и авторских мастерских, всеми остальными производствами выпускаются изделия с претензией «под Гжель».
Из интервью с генеральным директором ордена Дружбы народов ЗАО «Гжель», Героем Социалистического Труда (!) Виктором Логиновым (1938 - 2009): «К сожалению, сейчас наш стиль подделывается. За последние 10 лет только в Московском регионе было создано свыше 100 предприятий лжегжели. Множатся они и по всей стране. Дешевая, некачественная продукция якобы Гжели является фактически контрафактной… На 95% ныне идёт подделка Гжели, Жостово, Хохломы - замещение истинного искусства подделкой идёт по всему фронту».
На что нужно обращать внимание при покупке Гжели:
Вглядывайтесь в рисунок. Настоящие мастера не ленятся нарисовать множество деталей, а подделки обычно сделаны парой мазков. От красоты настоящей Гжели кружится голова. Она же настоящая кокетка. А размалёванные сине-белые поросята, кружки, вазочки и прочая - это халтура. На коммерческих гжельских заводах выпускают продукцию, которая не соответствует гжельскому стилю! А что вы хотите, это современная ситуация - либо чистая прибыль, либо художественные традиции. В принципе, неопытным глазом с ходу не различить подделку. Но если поставить рядом настоящую Гжель и кустарщину, то сразу заметна какая-то небрежность в рисунке, непрорисовка деталей, чувствуется, что разрисовывали в спешке. Отличить очень сложно, тем более, что под «кустарщиной» понимается изделия и заводские (коммерческих «гжельских» заводиков полным полно, и у каждого тоже есть свой штамп). Но можно!
Спрашивайте производителя. В поселковом магазинчике я услышала, что одна женщина попросила показать её вазу, а продавщица её предупредила, что «учтите, она не заводская». Отсюда вывод: настоящая Гжель - только заводского производства. Настоящие авторские мастерские также работают от завода Ордена Дружбы Народов «Объединение Гжель»!
На донышке должен быть гжельский штамп-клеймо. У госзавода «Объединение Гжель» это двуглавый орел с надписью "Гжель". Про подлинные гжельские штампы и клейма отлично написано
здесь. На авторских работах есть авторский знак и фамилия мастера или художника, например, «Неплюев» или «Бидак». Надпись «хендмейд» - это знак для иностранцев - ведь не ручной работы Гжели нет, это то же самое, если, к примеру, Айвазовский подписывал бы свои картины «хендмейд».
Оценивайте функциональность. У настоящей Гжели не может «хромать» ножка или «клевать» носик - гжельские мастера отшлифовывают и продумают все мельчайшие детали. Форма изделия должна быть продуманной и удобной, если, к примеру в заварной чайник еле засыпается заварка или пальцы еле пролезают в ручку чашки, то это наспех сделанная кустарная Гжель.
Уточняйте сорт. Только дома я увидела, что на икорнице стояла цифра 2, т.е. 2-й сорт. Не знаю кому как, но для меня это немаловажно. Я хотела её подарить, а теперь сомневаюсь, дарить второй сорт как-то неудобно.
Обращайте внимание на качество фарфора. Гжельцев часто упрекают в том, что их фарфор не очень тонкий, не светится. Они отвечают, что это у них «такая очень своеобразная роспись», которая будет смотреться именно «на таком фарфоре». Но именно этот «гжельский фарфор» меня и смущает - ведь фарфор не должен быть тяжёлым. Думаю, что большинство изделий всё-таки делают из фаянса. Вот в авторских художественных мастерских точно имеют дело исключительно с фарфором. И честно говоря, взять в руки такую лёгкую, к примеру, розеточку для варенья - совершенно другие ощущения.
Цена. Авторская Гжель не может быть дешёвой, а поточная заводская - дорогой. Ну а «Гжель подельщиков» тем более.
Не забывайте также, Гжель - настоящая женщина и не терпит конкуренции: либо сине-белая посуда у вас везде, либо проходите мимо! Это я к тому, что Гжель сама украсит вашу кухню без помощи других фарфоро-фаянсовых собратьев. Нужно выбирать. Иначе ваша Гжель потеряется в толпе прочих чашек или одинокий гжельский чайник обязательно затребует какую-нибудь симпатичную гжельскую сахарницу для весёлой компании, а там уже не и маленькие чашечки с блюдцами не замедлят себя долго ждать. Главное начать!
P.S. После того, я поместила свой рассказ в интернете на одном из туристических сайтов, мне написал
Валентин Гельевич Розанов. Я уже писала про него выше, стоит добавить, что этим летом я увидела его работы в Русском музее Санкт-Петербурга.
Наша команда-бойцов в замечательную настольную российскую игру "Скандинавский бой"
Серия постов про Гжель:
Часть 1: Что такое Гжель. История промысла Часть 2: «Сквозь огонь и воду». Технология производства. Гжельская роспись. Гжельская роза. «Азбука мазков» Часть 3: Настоящая Гжель. Музей. Мастера. Поделки «под Гжель». Подделки. Как покупать Гжель