В наше лукавое время, когда постоянно, искусно, ловко и незаметно происходят подмена понятий и искажение смыслов, такие спектакли как «Капитанская дочка», которую режиссер Павел Сафонов поставил в Театре Российской Армии, можно назвать «живой водой».
Думал ли Александр Сергеевич, обмакивая перо в чернильницу в осеннем Болдино в 1833 году, что произведение его в жанре «исторического романа», и оцененное современниками как «вальтер-скоттовское», сохранит всю мощь и прелесть русского языка, станет своеобразной художественной исторической реконструкцией и не утратит ни капли актуальности.
Павел Сафонов обещал, что спектакль будет лишен хрестоматийности и, действительно, освобождает повесть Пушкина из клетки школьных сочинений, сохраняя при этом пушкинский дух до последней запятой и максимально избегая «классической сценографии». Актерские образы, усилены гротеском, мизансценический рисунок имеют особую пластику. «Закадровый текст» в спектакле читает взрослый герой Петр Гринев - актер Николай Козак обладает изумительно поставленным голосом. Размах декораций соответствует величине большой сцены Театра Армии. Белогорская крепость окружена сугробами. Наклонный пандус для трона Пугачева, виселицы, пушки, отчий дом, казематы, деревянный частокол. Густой буран, в который попадают молодой офицер и его слуга Савельич, реален до непроизвольного ощущения холода.
Спектакль выстроен великолепно, Павла Сафонова всегда отличает тонкое умное умение расставить все фигуры по местам. Великолепный актерский ансамбль, где наряду с маститыми, играют юные - и все держат внимание.
Удивительны различия силы Добра и Зла. Актерская природа отдает предпочтение героям с червоточинкой, такому, как, например, Швабрин. Прилизанные волосы, бегающий взгляд, внутренняя ржавчина завистливости, подобострастность перед сильным, жестокость к слабому. Пластически и по-актерски образ, который создал Дмитрий Оболонков, весьма убедительный.
Или фигура Пугачева. Понятия чести, оказывается, не чужды разбойнику и бунтовщику. На виселицах качаются тела, на обшлагах тесного мундира с чужого плеча пятна крови, глаза налиты бешенством, но милосердие все же стучится в его сердце. Он знает, что конец жизни предопределен плахой и топором палача, но свирепая любовь к воле и власти, свои личные человеческие понятия «правды», всё же дают ему шанс на снисхождение на Высшем небесном суде. Эта сложная противоречивая натура блестяще сыграна Вячеславом Разбегаевым и Александром Рожковским (во втором составе).
В спектакле две любовные линии, первая и основная, нежная лирическая - Петра Гринева и Маши Мироновой, вторая и неочевидная, зрелая глубокая - коменданта Белогорской крепости капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. Эта пара в безупречном и блистательном исполнении Андрея Кайко и Марии Голубкиной предельно обостряет драматизм происходящего.
Сила актерской правды не всегда в эффектных позах или вычурном костюме. Безыскусность и простота пленяют гораздо больше, так как честнее. Мария Голубкина великолепна в роли Василисы Егоровны, персонажа не сказать, чтобы главного. Подкупающе проста, понятна, без вензелей и пафоса, она являет собой пример настоящей преданной спутницы жизни, которая разделит с любимым мужем и «горе и радость».
В спектакле много ярких нестандартно воплощенных образов из повести - хороша чета Гриневых (Юрий Сазонов и Анна Глазкова), хорош преданный Савельич (Александр Дик), хороши подручные Пугачева (Валерий Шелофаст и Дмитрий Карпеев).
Прима Театра Армии Ольга Богданова играет императрицу Екатерину II, и ей легко удалось уйти в иное раскрытие довольно заштампованного образа, обойтись почти без утрированного немецкого акцента, и не пощадить самоё себя, представ без парика и потеряв «красивость». Письмо Вольтеру, которое она зачитывает со сцены, не просто красивая переписка умных людей, а парадоксальная квинтэссенция русского менталитета.
Какими гранями искрит пушкинская повесть на сцене! Кажется, что усилиями школы и многочисленным сочинениями хрестоматийное произведение выжато до последней капли. Но нет! Оказывается, от внимания ускользнула пронзительная мистичность истории, а художественный аллегорический подтекст как никогда сильно имеет точки соприкосновения с настоящими реалиями, поскольку перед каждым без исключения всегда стоит выбор - предательство, двурушничество или достоинство и честь. Время для «Капитанской дочки» выбрано идеальное. Тянется мостик от пугачевских времен ко дню сегодняшнему…
Дворянский сынок Петр Гринев мог бросить Машу, смириться с непреодолимыми обстоятельствами, мог надменно отнестись к мужику в трактире и не подарить ему заячий тулуп, не отдать долг прохиндею Зурину, не вызвать Швабрина на дуэль. Гринев-то совсем мальчишка! Почему же для одних честь - это пустой звук, а для других стержень личности? Максим Чиков (Петр Гринев), Екатерина Шарыкина и Карина Балашова (две Маши) - предельно достойно выступили в своих образах.
Спектакль спокойно, просто, но убедительно показывает известную истину - жизнь человека бессмысленна без опоры на нравственные вещи. Душа питается высокими целями и высокими смыслами. Сохраняя её чистоту человек множит её силу. Никакая ситуация не оправдывает подлости. Любовь же - духовно спасительна и душевно целительна.
Изломы судеб и характеров стягиваются в финале в единый узел-апофеоз. Перехватывающее дыхание торжество справедливости и благородства.
На медали в честь коронации Екатерины II было выбито: «За спасение Веры и Отечества». Когда с нами Бог, когда чиста совесть, тогда все наши дороги ведут к Свету.
Милена Авимская, директор ЦАТРА
В год 250-летия со дня рождения Пушкина мы подготовили три спектакля - «Сказку о царе Салтане» для детей, «Египетские ночи» с участием народной артистки РФ Людмилы Чурсиной и «Капитанскую дочку» режиссера Павла Сафонова, с которым мы долго вели переговоры, поскольку материал для нашего театра знаковый. Для Театра Российской Армии спектакль «Капитанская дочка» представляет собой большое событие. Это высокое произведение о нашей великой стране, о служении нашему Отечеству, о семейных отношениях.
В повести «Капитанская дочка» воспевается мужество российских воинов, способность принять правильное решение, и за Родину жизнь отдать. В текстах Пушкина есть те сегодняшние необходимые для нас посылы, важные мотивации, о которых мы должны говорить молодым людям. На сцене вы увидите наших лучших артистов - Ольгу Богданову, Александра Дика, Андрея Кайкова, Марию Голубкину, Вячеслава Разбегаева, наших молодых артистов Максима Чикина, Екатерину Шарыкину, Карину Балашову, Дмитрия Оболонкова.
Павел Сафонов, режиссер
Произведение широко охватывает историю нашей страны, много мест действия. Петр Гринев подобно древнегреческому герою попадает в выбранный отцом далекий Оренбург и проходит через целую вереницу настоящих серьёзных испытаний, где ему помогает мистический случай, но спасает все равно любовь.
Мы подошли к повести не впрямую, создали ещё одного героя - Гринева-старшего. События на сцене являют собой его взгляд в прошлое через воспоминания. Этот ход помогает не линейно, не академично воспринимать происходящее, рождает поэтические, гротесково-ироничные и трагичные образы персонажей.
Пушкинский эпиграф «Береги честь смолоду» мы избрали началом спектакля. Что такое честь, что это за особенное состояние духа, которое ты не можешь предать в себе безотносительно любых событий, в силах сохранить в любых ситуациях, оставаясь самим собой. Если человек действует исходя из сердца и чести, то ему начинают помогать какие-то невидимые силы. В спектакле мы показываем, что эта честь есть и в Пугачеве, хотя его личность соединяет в себе стихию, смерть и кровь, есть ещё и другие люди, в которых эта честь, тоже, оказывается, есть.
В этой истории много юмора пушкинского, нежности и любви, которая возникла внутри этой крепости, и надежды в финале. Мы собирали эпичный взгляд, нам хотелось, чтобы это было красиво, театрально, мощно, убедительно и в меру серьёзно, но и с ощущением Неба и всего что над нами есть.
Надеюсь, что наша история не будет совсем хрестоматийной, как может казаться.
Павел Ивлев, хореограф
Хотели прежде всего показать любовь между двумя молодыми людьми, любовь к миру, жизни, людям. В Театре Армии прекрасные артисты, внимательные и чуткие.
Екатерина Шарыкина, актриса, исполнительница роли Маши Мироновой
Моей героине всего 17 лет, но в ней есть и мягкость, и чистота, и сильный характер. Светлая душа очень важна в наше время. В этой роли мне приходилось в какой-то степени переступать через себя, работать над своим собственным характером. Роль очень сложная физически, у меня сбиты все колени. Сцена меня избила со всех сторон, но я думаю, что мы всё-таки с ней подружились, потому что я отдала частичку себя, своего пота и крови, принесла своего рода жертвоприношение.
Карина Балашова, актриса, исполнительница роли Маши Мироновой
Павел Сафонов - мой педагог, в Щукинском училище мы с ним ставили дипломный спектакль. Для меня главная во всей истории - любовная линия. Моя героиня проходит через жестокие испытания, заточение, пытки, и после этого остается чистой душой, решается на тяжелый и сильный шаг. Маленькая девочка приезжает в Царское село, к самой государыне, чтобы своими руками, просьбами спасти своего любимого - немногие на это решатся.
Николай Козак, актер, исполнитель роли Гринева-старшего
Для меня это открытие и Пушкина, и Павла Сафонова, и моих партнеров, особенно молодых. Увидел насколько они трудолюбивые, насколько серьёзно отдаются своему делу. А также открытие меня самого, потому что моя роль тяжелая, неожиданная и очень интересная. Пушкин подсветил то, что мы потеряли. Взять хотя бы слог, которым мы сейчас пользуемся. Там такие слова, такие удивительные фразы, в которые надо либо искренне верить, либо не произносить. Честь, слово офицера, предательство, любовь - ничего не меняется на самом деле со временем.
Андрей Кайков, актер, исполнитель роли капитана Миронова
Мой герой - капитан Миронов, отважный комендант крепости, который погибает, не предав Родину, не нарушив присяги. Такие люди в России есть всегда, были и будут. И всегда их будет много, слава Богу!
(с) фото Наталья Pamsik
Аккредитация от сообщества московских блогеров
МОСКВА ЛЮБЛЮ