Если человек говорит, что он был в Грузии, уточните у него где именно? Тбилиси - это большой город, столица, отдельная Грузия в Грузии. Кахетия - это Алазанская долина и виноградники. Аджария - Батуми и море. В Сванетии горы, холодно и башни. Тушетия - тоже горы, тоже холодно и там снимали «Мимино». В Грузии много регионов, которые отличаются друг от друга кардинально.
Когда нам постоянно задавали сакраментальный вопрос, что больше всего понравилось в Грузии, то мы научились отвечать «всё». Ничуть не кривя душой, ибо плотность достопримечательностей на квадратный километр здесь трудно вообразимая. Каждый день мы посещали неповторимо прекрасные места и пики испытываемых эмоций были похожи волны кардиограммы.
Но, вот, пожалуй, в Джавахетии случилась особая солнечная вспышка.
Джавахетия - это странная марсианско-монгольская холмистая местность в Грузии. Здесь холоднее, чем в остальной Грузии, поскольку она находится в 1,5-2 километрах над уровнем моря. Здесь случается резкий контраст, когда жаркий летний воздух внезапно и резко меняется на морозный осенний, и из рюкзака достаются утрамбованные в самый низ шапка и куртка.
Джавахетия для нас это русские сектанты-духоборы и загадочная крепость-мегалит Шаори на вершине горы Керогли (в посте буду использовать название Шаори). Вот про неё я и начну рассказывать про Джавахетию.
Загадочная Шаори. Как добраться?
Поскольку мы не брали в аренду машину, то передвигались на общественном транспорте (маршрутки, автобусы, поезд), немного на такси и автостопом. В труднодоступные места добираться было проблематично. Мы очень хотели добраться до горы Шаори, на вершине которой находится странное каменное сооружение, называемое «крепостью великанов», построенное непонятно кем, непонятно для чего и непонятно когда. Дата постройки археологами приблизительно датируется бронзовым веком.
Но ехать мы всё же решили до соседней горы Абули. До неё ближе и от Ниноцминды, где мы остановились, и от деревни на дороге, да и подниматься легче. Каменная палеотическая крепость там попроще, чем на Шаори, но где брать транспорт, чтобы проехал 10 км по холмам и камням, подождал нас часа четыре и доставил обратно?
Точкой-тире-точкой движемся понемногу стопом в сторону Абули. В очередной раз поднимаем руку. Останавливается джип. В джипе иностранец. Он разгребает заднее сиденье от своих вещей, мы садимся, говорим привычное «Хай, хауаю, вотизёнейм?» И столбенеем, слыша в ответ на чистейшем русском я зыке - «Привет, русские, я Петр из Австрии, турист и путешествую по Грузии». Далее вторично впадаем в столбняк, когда Петр, рассказывает нам, что он полиглот, айтишник, много лет работал в разных городах России, и сейчас он хочет посмотреть гору Шаори.
Преодолевая смущение и неловкость, мы предлагаем свою компанию ему в помощь. Прекрасный Петр легко соглашается и вот уже мы мчим по холмам, бьемся днищем о каменюги, разбиваем на половины овечьи стада, нас облаивают злые сторожевые собаки, а грузинские пастухи пытаются понять, что мы ищем и что потеряли в этих лунных пейзажах.
Если посмотреть на нас сверху, до движения машины напоминали траекторию пьяного - потеряв еле различимые на рыжем бархате травы следы дороги, едем наугад в сторону Шаори. Налетев на камень в очередной раз, решаем парковаться. Подходим к указателю.
Подъём на Шаори = подъём на Останкинскую башню
На нем какой-то оптимист написал время, которое занимает подъём - 1 час 20 минут.
Высота Шаори, на минуточку, около 400 метров. Склоны покрыты слоем разнокалиберных шершавых камней от гигантских до мелкотни. Можно подняться на Останкинскую башню по гладкой лестнице за это время? Наверное, да. Но писатели указателей - молодцы, они прагматично и психологично решили не пугать туриста заранее. И вот мы уже лезем наверх, попеременно стаскивая с себя теплые вещи, утираем пот, отдыхаем, скачем по шатким камням, иногда как кузнечики, иногда как горные козы, а иногда и на четвереньках.
В принципе здесь есть отметки, которыми отмечена туристическая тропа, хотя «тропа» здесь понятие более, чем условное. Там, где можно хоть немного протиснуть ногу между камнями, уже и тропа. Петр, как истинный австриец, следует официальным указателям и прилично обогнал нас. Мы же, как истинные русские, не ищем легких путей, изо всех сил скачем и ползем вперед, и я стараюсь не смотреть в зиящие черные пустоты между громадными валунами. Неверный прыжок, шаткое приземление, и можно улететь в расщелину. Камни, кстати, не просто камни, а вулканические, потому что Шаори не просто гора, а потухший вулкан.
Долго ли, коротко ли, вершина близко. Здесь уже свищет ветер, и все ранее снятое, надевается вновь. Молнию на куртке затягиваю до подбородка, на голове шапка и капюшон. Петр уже достиг каменной цели. Как спортсмен и йог я иду первой. С конца.
Тут наверху все по-иному. Сверху вниз всегда приятно смотреть. Здесь летают птицы и самолеты, причем самолеты чаще. Шаори - гора двухмакушечная, и на обоих вершинах по «крепости». Дойти бы хоть до одной!
Загадка номер 1: дорога из плит на верхушке горы
Внезапно лезть по камням как будто бы становится легче. И вдруг начинается казаться, что хаотически разбросанные по всему склону камни, как будто бы укладываются в более-менее ровную дорогу. Дорога на вершине горы?? Вот вы какие - миражи, утираю я пот со лба. Говорят, только в пустыне можно вас увидеть, ан нет, вы и в горах тоже есть.
Продвигаемся дальше и - о боги первобытных людей! - под ногами каменные плиты, да ещё ровно уложенные, стык к стыку. Это абсолютно точно настоящая дорога! И ведет она ровно ко входу к «крепости» на макушке горы.
Кто, когда и зачем выложил плитами дорогу!?! Варианты ответов на выбор.
Когда земля была плоской, на ней жили великаны! Археологи знают об этом, но скрывают!
В бронзовом веке сюда подогнали строительную технику, например, подъёмный кран, и каменная дорога на вершине горы дело рук первобытных строителей. Динозавры им помогали. Что тут сложного, всё очень просто!
Ледник сошел и аккуратно уложил каменные плиты нужного размера в ровную дорогу. Почему бы нет?
Мы на вершине. Входим внутрь. Загадка номер два: «это» - не крепость
Вот мы достигли цели, и согнувшись в три погибели проникаем внутрь через маленький арочный вход.
Что видим мы перед собой?
И тут я предлагаю распрощаться с термином «крепость». В крепостях обороняются от врагов. Кто и от кого будет обороняться на вершине горы?
Внутри круглого каменного периметра из стен, выложенных из камней, не скрепленных никаким связующим раствором находятся рукотворные «квартиры», сложенные из каменных плит, очень похожие на соты в ульях. На черноморском побережье подобные сооружения называют «дольменами», хотя они и различны. В дольменах входом служит узкое отверстие в плите спереди, здесь - потолок, две боковые стенки, внутрь забираться можно свободно.
Красиво там очень.
Такого рода сооружения называют «солнечными станциями». Археоастрономические исследования показали, что комплекс сориентирован в направлении точки горизонта с геодезическим азимутом 98-100 градусов. Это может указывать на вероятное использование комплекса в качестве Солнечной обсерватории, определяющей в т.ч. моменты Солнцестояний. Здесь, стоя возле центрального менгира, древние могли наблюдать восходы и закаты Солнца в дни Солнцестояний. И целый ряд других астрономических явлений.
Не приходили ли в голову там какие-то особенные мысли, инсайты, сверхъестественные озарения? Думалось ли о возвышенном, об устройстве мироздания и космосе?
Признаюсь честно. Многих разочарую. Думалось о еде. Очень хотелось есть, аппетит на вершине повышенный.
Мы сладострастно разложили припасы на своеобразном каменном столике и вкусили чурчхелы с армянской колбасой. Сделали селфи и совместное фото. Молча постояли на краю стены, вглядываясь в застывшие каменные волны холмов и потоки стекающих по склонам камней, действительно, очень похожих на застывшую лаву. И пошли вниз.
Спуск не менее сложный, чем подъём, и пусть вас не обманывают на фото участки с травой. Она скользкая! Ноги скользят по ней, на камнях хотя бы есть сцепление.
Итог:
Более чем 2 часа подъёма, и около двух часов спуска. Наверху минут 40.
Головокружение от увиденного на вершине.
Крепкая обувь, крепкие ноги и воля к победе приветствуются.
На прощание нам помахала черным с белым роскошным хвостом рыжая лисица, эндемик здешних мест. Выехали на дорогу мы через другую сторону синего озера Паравани, камней чуть меньше, но тоже сложновато.