Палата №6 в горошек и в виде тыквы - выставка сумасшедшей японки Яёи Кусамы в HAM

Jun 07, 2017 22:00


Yayoi Kusama (草間 彌生, Яёи Кусама) - очень нестандартная личность (88 лет, родилась в 1929).
Wikipedia говорит, о ней как о японской художнице, чья «живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором. В её работах присутствуют черты феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием». В основе работ Кусамы - внутренняя реальность, галлюцинации, страхи, навязчивые идеи. В её искусстве одно из важнейших мест занимает бесконечность, повторы, стремление слиться с окружающим миром.
Сама Яёи Кусама описывает себя как «навязчивого художника».
Публике озвучено её психическое заболевание в виде «галлюцинаций и навязчивых мыслей с детства, часто суицидального характера».
А публика - дама любопытная, как чего непонятное, странное, не поддающееся логике материального бытия, перевёрнутое с ног на голову, а ещё лучше с сумасшедшинкой да приправленное хорошими такими ядрёными галлюцинациями, так то и вызывает шквал самого непосредственного любопытства.
А как там оно, интересно - по ту сторону бытия?
На «Даму с горностаем» да Винчи посмотреть успеется, а вот на выставку сумасшедшего современника поспешить необходимо.


Я в
и




Трудно сказать, сколько настоящего сумасшествия содержит в себе творчество Яёи Кусамы и сколько там игры в сумасшествие, эпатажа, амбиций и …коммерческой составляющей. Невозможно отделать от мысли, что это сумасшествие поставлено на весьма успешные коммерческие рельсы, особенно глядя на ткани, сумочки, одежду, обувь и прочая с принтами «психоделических галлюцинаций от Яёи Кусамы».

Фирменный рисунок Кусамы - горошек.
Фирменный объект - зеркальные комнаты.
Фирменная форма - фаллос. Очень много она насоздавала мягких отростков из ткани в горошек (естественно) в виде фаллосов, а потом их ещё и зеркально отобразила-размножила.
Нравится или не нравится подобное - решать вам, но имейте в виду, что «в 2008 на аукционе Кристи её работа «Абстракция №2» (1959) была продана за $5 794 500, рекорд для живущей женщины-художника».
*тут мне вспоминается мальчонка трех лет от роду из программы «Лучше всех», который знал всех художников и названия картин, которые ему показывали. Опознал он и картину «Абстракция» Джона Поллака, невинно заметив при этом, что он сам «тозе лисует абстлакции как Дзон Полак» - но это к слову*.

Ещё Кусама очень любила бегать голой и раскрашенной в крапинку. В Америке в 60-е - 70-е годы это было модно, называлось словом «хепеннинги» и обязательно имело значение протеста. Против того пробежаться нагишом, против сего, против Вьетнамской войны, например, теме очень популярной. Денег это не приносило, но, конечно же, приковывало к себе активное внимание. О Кусаме стали говорить как о «неординарной личности», «художнице, обладающей уникальной творческой индивидуальностью» и «создателе уникального художественного языка».

Станция метро Kamppi (выход к музею) выглядит так






Выставка в HAM (Helsinki Art Museum) или Художественном музее Хельсинки - первый крупный ретроспективный обзор искусства Яёи Кусамы в Финляндии.



В БЕСКОНЕЧНОСТИ
Художница известна своим рисунком в горошек и нескончаемым рисунком, повторяющим поверхности и целые помещения.



ГОРОШЕК ИЛИ СЛИЯНИЕ С ВСЕЛЕННОЙ
«Как-то раз я смотрела на скатерть в красный горошек и вдруг увидела, что и потолок, и подоконник, и стены комнаты, и мое тело - вся Вселенная - покрыты этим красным горошком, - вспоминает свою первую встречу с параллельной реальностью восьмидесятидвухлетняя Кусама. - Мне захотелось превратиться в ничто. Живопись стала единственным спасением».



ФОРМЫ ФАЛЛОСОВ
Кусама всегда говорила о своем сложном отношении к сексуальности.
«У людей часто складывается ощущение, что сама я просто обожаю секс, потому что у меня столько такого рода объектов, но это абсолютное недопонимание. Всё как раз наоборот - я создаю эти объекты, потому что испытываю от них ужас».






РОСТКИ - РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Для Кусамы с детства была очень важна связь с природой. В течении 1950-х годов Кусама рисовала и писала мир органики - семена, микробы (!), затем постепенно перешла к языку абстракции. Кусама ещё в молодости писала повторяющиеся пятна, сети, различные аккумуляции, позже это стало отличительной чертой её творчества.



СЕТИ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Бесконечность и повтор - центральные темы творчества Кусамы. С конца 2015 года она пишет небольшие петли, образующие огромные сети. В этих произведениях особое значение имеет медитативный характер творчества (!). Работа над созданием сетей стала для художницы своеобразным физическим и душевным испытанием. «Видимо, я оказалась под властью чар», - говорит Кусама. Она не приглашала помощников, сама могла непрерывно работать до 50 часов в сутки.
С помощью этой техники Кусама боролась со своими фобиями, не замыкаясь в себе и своих переживаниях.



Сети бесконечности, желтая



Сети бесконечности, красная






Сети бесконечности, белая



ЗЕРКАЛА
В 60-х Яёи Кусама дополняет узоры в горошек зеркалами, создавая с помощью бесконечных отражений
фантастические сюрреалистические пространства.

Вот в такой на вид невзрачный аппарат смотришь...



…и открывается космос!



ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМНАТА БЕСКОНЕЧНОСТИ - ФОРМЫ ФАЛЛОСОВ
Всё помещение зеркальной комнаты заполняют тканевые выросты в форме фаллосов. Когда в 1965 году экспонировался первый вариант инсталляции, Кусама лёжа среди окрашенных в горошек тканевых фаллосов, приглашала также посетителей выставки полежать рядом с ней. Оригинал «Поля фаллосов» был демонтирован, но позднее Кусама в своих экспозициях использовала его фрагменты. К сожалению, к произведению нельзя больше прикасаться (!).
В свое время Сам Энди Уорхолл поражался одержимости художницы изображением мужских детородных органов: «Что за …?» - спросил как-то он на выставке художницы…






Кстати, очередь на экспозицию "Поле фаллосов" приличная!






Вот так надо ходить в музеи!)) Со всеми детьми)



ТЫКВЫ
Первая встреча Кусамы с тыквой стала значительным событием. «Тыква сразу со мной оживлённо заговорила. Она была всё ещё сырая от росы, неописуемо привлекательна и приглашала до себя дотронуться. Она заворожила меня своей очаровательной, кокетливой формой. Наибольшее впечатление на меня произвело отсутствие в ней претензионности».
Кусаму всегда интересовали природные формы. Она уже в конце 1940-х годов писала и рисовала тыквы и в 1980-е годы снова вернулась к этой теме. Сейчас тыква - наиболее известная тема Кусамы и выполняется в различной технике. Тыква - первая скульптура художницы, расположенная в общественном месте. Одной из инсталляций она дала трогательное название «Бесконечная любовь, которую я испытываю к тыквам».
*В Японии есть остров Наосима, который называют «островом дизайна». Символом этого модного острова является одна из тыкв Яёи Кусамы - красная в горошек, она установлена в центре, а вторая, желтая с черными крапинками - на морском причале. Автобусы и паромы здесь тоже раскрашены в горошек*.









ЗЕРКАЛЬНАЯ ТЫКВЕННАЯ КОМНАТА
Все инсталляции с зеркалами предназначены для того, чтобы зритель смог «потеряться в потоке вечности».

А вот теперь держитесь! Сейчас поедет крыша!))



























Знаю, знаю, всем интересно, что видно в таинственном окошке?))
Ничего нового. Опять бесконечные миры и тыквы.



Здесь новая зеркальная комната с подсвечеными шарами. Название не запомнила. Но - одно из самых ярких впечатлений получили именно в ней. Заходила два или три раза.

У кого крыша ещё держится - вперёд! Сейчас снесена будет окончательно!))


















image Click to view



ВИТРИНА МАГАЗИНА LOUIS VITTON 2012-2015
С 1960-х годов творчество художницы пополнилось дизайном и модой. В конце 60-х Яёи Кусама основала собственный бренд «Kusama Fashion Company Ltd.» В 2012 году художница сотрудничает с Луи Виттоном и модельером Марком Джейкобсоном. В результате была создана коллекция модной одежды и акссесуаров, а также витрины Виттона в духе художественных инсталляций Кусамы.












Звездная пыль ста миллионов световых лет



ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
«Мое искусство берет свое начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне в картины и скульптуры. Все мои работы пастелью являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже, когда не вижу галлюцинаций».

КУСАМА СЕГОДНЯ
Этой крошечной японке - 88 лет. Носит оранжевый парик в цвет любимой тыквы. Живет и работает в токийской студии, рядом с психиатрической клиникой, и находится под постоянным наблюдением врачей (почти по Харуки Мураками - как же японцы любят сходить с ума!)
! Самые известные галереи мира устраивают ее ретроспективные выставки.
! Яёи Кусама - первая японская женщина, награжденная Императорской премией (Praemium Imperiale) «за достижения, международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества в области искусства».
! На сегодняшний день Яёи Кусама возглавляет рейтинг самых дорогих из ныне живущих художниц.
В ноябре 2014 года её полотно «Белый №28» было продано на торгах Christie’s в Нью-Йорке за $7,3 млн.

Надо признать, что без Яёи Кусамы в мире было бы скучно!
Очень хотелось бы, хотя бы одним глазком взглянуть на проиллюстрированную ею книгу «Алису в стране чудес»!

СУВЕНИРЫ
Хотите уйти без тыквы? Даже не надейтесь на это!))






Инстаграмм Yayoi Kusama
Сайт Yayoi Kusama

Рассказы о Финляндии
Госпожа Северное Сияние - Финляндия. Хельсинки
Барышня и крестьянка. Хельсинки. Зимние истории.
Авто-полёт над Финляндией и Швецией. Плюс Аландские острова.

Посты о Тарье Халонен:
Оранжевое лето, оранжевое солнце, оранжевая Тарья! …
Узнали девчонку?
Финский Йоханнус … с президентом Финляндии
Финские 6 соток или дачи в городе

Финские посты:
Приключения в СУПЕР ПАРКЕ ВАНТАА (Super Park Vantaa) в Хельсинки
Верёвочный ПАРК ПРИКЛЮЧЕНИЙ KORKEE (Adventure Park Korkee) в Хельсинки
Необычное в Хельсинки - памятник Землянике и Часовня Тишины
О привиде-ениях в Хельсинки + кафе «Усадьба»
Хельсинки. Мыс Каменный клюв (Кivinokka), Смешное кафе, Деревянные люди и пончики
Хельсинки. Район Vuosaari
Хельсинки. Район Vuosaari. Порт. Гольф-поле. Кофейная фабрика Paulig
Хельсинки. Рынок Хаканиеми + вегетарианское кафе “Silvoplee”
Эврика, - воскликнул Архимед, - Heureka!
Юг на Севере. Ботанические сады Хельсинки
Не дарите финнам русских сувениров…
Место откуда есть пошёл Хельсинки - Старый Город или Vanhakaupunki - и Технический музей
Две башни Хельсинки - Олимпийская и Водонапорная
Наантали. “VÄSKI” - Парк Приключений на Острове Пиратов /Путеводитель
Наантали. ПАРК МУМИ-ТРОЛЛЕЙ /Путеводитель
Хельсинки. Парк развлечений Линнанмяки (Linnanmaki) и Аквариум (Sea Life)
Финская Опера
Хельсинки. Эспланады. Витрины и отражения

Основные достопримечательности Хельсинки. Что вы must see (должны увидеть) в городе. Рыночная площадь
Мини-путеводитель по финскому метро
Что вы must have (должны привезти) из Финляндии. Marimekko
Финское необычное, встречайте - Мямми (Mämmi)!
Sex-просвещение детей в Скандинавии или нужна ли любви формула?

Черно-белое. Финское
Прогулка по Финской Осени
Про финских моржей и …финский характер
Улыбка от Туве
12 июня - День города Хельсинки (HELSINKI päivä)

Посты об Аландских островах:
Мини-путеводитель по паромам “Viking Line” (Финляндия - Швеция) №1
Как мы искали коттедж на Аландских островах (Финляндия). Наш выбор
Аланды. Замок Кастельхолм/Kastelholm и Фермерский (Этнографический) музей под открытым небом

Лапландские посты:
Апрель. Лапландия. Полярный круг. Санта Клаус или в гостях у сказки
Вопрос-ответ. Деревня Санта Клауса под Рованиеми
Рованиеми

ФИНЛЯНДИЯ

Previous post Next post
Up