Интересно как описать в чем разница. Концентрация разного рода.
palaman:
[Краткий ответ на длинный вопрос.]В работе человеческого ума важную роль играет бессознательное, откуда всплывают помыслы, воспоминания, подсказки, неожиданные решения. Немолящийся человек может осознавать важность этого вклада, однако относится к нему пассивно, так как не может повлиять на этот процесс.
Немолящиеся люди интуитивно (или же вследствие специального обучения) используют специальные психотехники, повышающие эффективность их взаимодействия с бессознательным. Каждая из этих техник в той или иной степени основана на осознании того факта, что у нас есть некий внутренний собеседник, которому можно посылать какие-то запросы, задавать вопросы, получать ответы и прочее. То есть, всё это "стыдливые" форма молитвы, боящиеся осознать себя молитвой.
(В своё время Энгельс писал "агностицизм это стыдливый материализм". Сегодня мы можем ответить Энгельсу в его же стиле: "психотехника это стыдливая молитва.")
Вопрос, однако, в том, к кому обращена эта молитва. При детальном рассмотрении оказывается, что у нас там внутри не один собеседник (Бессознательное), а целый "Интернет", результат общения с которым может быть самым различным в зависимости от того, как мы с ним взаимодействует, какой сегмент этого Интернета выбираем.
Старец Ефрем говорит о молитве Иисусу Христу, но приступая молитве вообще, молитве как таковой,человек открывает себя для взаимодействия с целым Пантеоном, который даже в самом упрощенном и схематичном представлении обнаруживает в себе как минимум двух разных собеседников - верхний и нижний миры шаманов, ака Сверх-Я и Оно у Фрейда.
При этом важно понимать, что Сверх-Я вовсе не тождественно Богу христиан: там "наверху" обитает не Единый Бог, а целый сонм богов, а там "внизу" - легион бесов. Всего этого не могут не учитывать люди, занимающиеся "психотехниками" - они и учитывают, по мере силы выставляя какие-то предохранители против хулиганства "нижнего" мира и пытаясь как-то повысить эффективность взаимодействия с "верхним". В чём и состоит смысл любой психотехники, собственно.
Человеческий ум изначально сотворён Богом для беседы с Ним Самим, то есть именно для молитвы. И с точки зрения Православия наш обычный способ использования ума, при котором человек без конца болтает "сам с собой" (а на самом деле бессознательно втыкает во внутренний Интернет) это "забивание гвоздей микроскопом": по самому большому счёту, бессмысленная трата ресурсов.
Разница в том, что в любой более-менее правильной молитве человек обращается к Тому, Кто может решить любую проблему и дать ответ на любой вопрос. Как бы это описать на языке материалиста? Скажем так: не теряя времени на фривольный "сёрфинг", опуская все промежуточные этапы, человек сразу обращается к самой сердцевине "бессознательного" - к той глубине сердца, где изначально есть ответ на все вопросы.
Более эффективной психотехники не существует, и вопрос далее лишь в том, что помимо Единого Истинного Бога там есть иные боги, каждый из которых достаточно серьёзен, чтобы претендовать на роль Абсолюта. Различить их между собой материалист не способен в принципе, и здесь мы должны его оставить, так как дальнейшее движение вверх в рамках даже самой "стыдливой" материалистической парадигмы уже невозможно.
Любой более-менее уважающий себя бог может дать ответ на любой вопрос, может так увлечь за собой прикоснувшегося к нему человека, может так одарить, что разбираться с этим хватит на всю жизнь - собственно, этим и занимаются так называемые "гении". На современном языке "гением" именуют человека, который обрёл устойчивый контакт с каким-либо божеством "верхнего" мира. А в древности "гением" называли само это божество: не "он гений", а "у него гений".
Получить подобный дар гораздо легче, чем кажется со стороны, и с точки зрения христианства главная проблема тут - как потом избавиться от "гения", как открыть своё сердце для Бога Истины, потому что любой "гений" это, по самому большому счёту, духовный паразит, занявший в сердце человека место истинного Бога. Сердце человека это храм Бога Истины, и если даже там у нас не свинарник, не овощехранилище (как это бывало при советских гениях нижнего мира), то как правило там храм какого-то иного бога.
Различить это просто: если в сердце человека живёт настоящий Хозяин - Творец неба и земли, Бог Истины, то человек этот подобен Христу, он свят. Впрочем, это "просто" лишь для тех культур, которые сохранили здравое представление о Христе и о святости. Христианские ереси внесли в этот вопрос много путаницы и ужасных заблуждений, подменив полноценную православную святость своим нелепым фальшивым "благочестием".
Когда человек обращается к Богу Истины, для него возможно всё - всё без малейших ограничений. Это исходная точка, не достигнув которой нечего и говорить об Истине. Бог Истины может всё, потому что Он Сам и определяет, что реально, а что нет, где истина, а где заблуждение. Что Ему угодно, то и будет истиной, а что Ему неугодно - заблуждением. Он любит правду и отвергает ложь просто потому, что именно Он и определяет границы того и другого.
Там нет никаких ограничений, там возможно всё. И единственный вопрос при молитве вот такому Богу - хочет ли Он то, чего хотим мы. И вот здесь на первый план выступает Его человеческая природа. Бог стал человеком - в этом соль христианства. Христианство это единственная религия, в которой человек обращается к человеку. Не духу, не "высшему существу", а подобному себе человеку, что и даёт христианину надежду на то, что его молитва будет исполнена.
Это даёт христианской молитве огромную силу. И естественно, все христианские ереси заняты тем, чтобы как-то отделить молящегося человека от Бога. Грубо говоря, они делятся на две категории: (крипто)монофизитские ереси, в которых Иисус Христос оказывается не совсем человеком, и (крипто)несторианские ереси, в которых Он оказывается не совсем Богом. Полностью совмещается одно с Другим только в Православии, в чём и состоит специфика этой религии.