Цикл
Умное делание для мирян > Является ли профилактикой гордыни сама Иисусова молитва? "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного"
Варсонофия Великого спросили:
-- Как избежать помысла глрдости, когда творишь угодное Богу?
-- Когда творишь угодное Богу, помысел гордости не может даже приблизиться к тебе.
Если нам приходят противные Богу помыслы, значит мы ещё не творим по-настоящему то, что угодно Господу.
От помыслов избавляет любое угодное Богу дело, когда оно совершается надлежащим образом, то есть, в полном молитвенном внимании.
Пока мы не молимся или молимся рассеянно, наше дело может оказаться не совсем угодным Господу, даже если внешне мы делаем всё как надо. Сказано даже: "Проклят всякий, кто делает дело Бога небрежно".
По тому, какие помыслы нам приходят, можно судить о том, поавильно ли мы действуем. Если мы всё делаем правильно, то нам приходят лишь молитвенные помыслы, то есть сам поток наших мыслией становятся непрестанной молитвой. Это состояние и называется умной молитвой, то есть молитвой ума.
Оно не совместимо с грехом в принципе, даже на уровне помысла. Чтобы достичь этого состояния, мы и учимся удерживать внимание в молитве несмотря на приходящие поиыслы. Сколько от нас зависит, мы внимаем лишь молитве, а если помысел отвлекает нас против воли, мы бросаем его в топку молитвы, исповедуя его Господу и тем самым превращая в молитву.
При этом мы понимаем: сам факт, что отвлекающие помыслы нам по-прежнему приходят, означает, что наше дело пока не совершенно, не вполне угодно Богу. И пока мы действуем таким образом, сам дьявол, пытающийся отвлечь нас от молитвы, тем самым удерживает нас от гордости. Ну, а если он оставит нас в покое, то поглощенный молитвой ум естественно восходит к престолу Бога, где нет места для гордости и прочих пороков.