Страх

Aug 20, 2022 16:02

> Здравствуйте, если у вас найдется минутка, то прошу вас рассказать мне о такой вещи как "Страх Божий". Мне интересно, что он означает и почему его важно иметь.

Минуткой тут не обойдёшься: очень большая тема.

[Нажмите, чтобы разобраться в этом многослойном вопросе]Страх это одна из основных человеческих страстей. А именно: страсть, сопряжённая с возможностью пережить фрустрацию обманутых ожиданий.

Наше будущее в руках Бога. Собственно, будущее это и есть то, что называется "воля Бога", ведь Всемогущий непременно совершит всё, что Он хочет. Бог сотворил нас бесстрастными и неуязвимыми, однако мы в этом состоянии пренебрегли Его волей, и за это Бог наказал нас, придав нашему естеству страстность и смертность. Будучи изначально сотворён для Вечности, всякий человек, начиная жизнь, естественно ожидает бесконечности впереди (и ожидание это не будет обмануто: всех нас ждёт Воскресение), но перспектива смерти вызывает у нас страх именно потому, что смерть противна нашему естеству.

Назначение естественных страстей - привязать нас к Богу. Будучи бесстрастными, мы пренебрегли Его волей, а оставаясь бесстрастными, уподобились бы демонам ("будете как боги, знающие добро и зло") - и вот, чтобы избежать этого ненужного повтора, Бог обременил нас естественной страстностью и естественными страхами, которые и отличают нас от бессмертных богов (=демонов). Будучи страстными и уязвимыми, мы естественно боимся неизвестного будущего (=боимся Бога) и нуждаемся в Его помощи.

Но всякая естественная страсть может перерождаться в своего "тёмного двойника" - противоестественную, греховную страсть. Это происходит, когда вместо Бога истины мы пользуемся помощью демонов (=ложных богов), и они занимают в нашей душе центральное место в сердце, которое Бог изначально приготовил для Себя, не позволив нам занять это место самим, сделавшись самим себе богами подобно демонам. Демоны утешают человека ложными ожиданиями, и будучи обольщён ими, человек испытывает страх всякий раз, когда встречается с реальностью (=волей Бога). Это уже не естественной, но греховный страх, неразлучный с самообманом и самообольщением.

Страх Божий это начало выздоровления души от греха, когда человек, оставив все ложные ожидания, надеется только на Бога - Единственного, от Кого полностью зависит наше будущее. Кто обрёл страх Божий, тот свободен от греховного страха обманутых ожиданий, свойственного людям обольщённым, не знающим Господа. Потому что Господь не обманывает наших ожиданий.

Однако страх смерти, страх боли и другие проявления нашей естественной страстности при этом не исчезают, снова и снова подвигая человека на молитву к Богу, в руках Которого наше будущее. Избавление от всех страстей это более высокий уровень: когда человек утверждается в любви к Богу, Бог отнимает у него естественные страсти, данные нам временно, для воспитания - и человек возвращается в состояние неуязвимости и бесстрастия, в котором пребывал Адам до греха.
Об этом состоянии Писание говорит: "Совершенная любовь вон изгоняет страх". Важно отметить, однако, что человек в этом состоянии не теряет способность переживать страх и другие страсти; это способность остаётся, исчезает лишь необходимость, принудительность страстей. Достигшие этого уровня люди могут, подражая Христу, добровольно переносить боль и страх, если это им нужно для каких-то особых целей - а их цели всегда согласны с целями Самого Бога, являются частью Его замысла, и потому ничто не может воспрепятствовать их осуществлению.

Но вот что нетривиально! Даже в этом сверхъестественном состоянии обожения, уподобления Христу, святым людям всё-таки свойственно особое переживание, которое омонимически тоже называется "страх Божий". Это совершенное иной "страх", смысл которого можно отчасти понять, если вспомнить, что всё тварное в отношении Бога остаётся страстным по самой своей природе. Этим людям уже ничего не страшно в тварном мире, однако же прикосновение Самого Бога всегда остаётся страшным, так как выходит и выводит человека за рамки тварного бытия. Бог это Новое - в и этом смысле всякое прикосновение Бога выходит за рамки ожиданий - даже для тех, кто Его уже познал на опыте, потому что Бог никогда не повторяется.

Итак, есть два разных "страха Божия". Один из них естественный, он даруется человеку на пути покаяния, чтобы удержать его от ошибок подобных ошибке бесстрастного Адама.
Второй страх Божий - сверхъестественный: Бог всякий раз выходит за рамки вообразимого, и это не перестаёт устрашать всякого, кто с Ним соприкасается. Чтобы избавиться от этого Страха, человеку надо было бы познать Бога до конца, до самого дна - но Бог это Бездна, и потому об этом втором страхе Божьем говорит в Писании: "Страх Господень чист пребывает во век века".

Обрисовав общую "карту" этих смыслов, сосредоточимся на том, что для нас практически важно: к первому страху Божию, свойственному грешникам, ещё не познавшим Бога опытно, а только верующим в Него.

Этот страх - первый существенно важный плод веры. Кто не имеет веры, не может иметь этого страха Божия. А о вере сказано: "Кто имеет веру с зерно горчичное, тот может и горы переставлять". Вера сама по себе нетривиальна, и обрести истинную веру - большая задача. Многие веруют в Бога, но немногие имеют ту веру, о которой мы сейчас говорим. Эта вера обретается через опыт Богообщения, когда человек, ещё не зная Бога-как-Он-есть (что невозможно на этом уровне) опытно соприкасается с Его делами в этом мире. Человек просит у Бога помощи - и Бог помогает ему. Этот опыт укрепляет веру, а укрепляющаяся вера подталкивает человека снова и снова искать помощи Господа. Многократно проходя по этому кругу, человек и приходит в итоге к страху Божию, осознавая в какой-то момент, до какой степени всякая вещь в этом мире и он сам зависит от Бога, насколько всё хрупко и зависит от милости Создателя и Его постоянного промышления о мире. Из этого осознания и рождается первый страх Божий. И вот что происходит: человек перестаёт бояться чего бы то ни было и кого бы то ни было кроме Самого Бога. Потому что с Богом он может всё, а без Бога не может ничего (так он это переживает).

Этот страх - плод и признак истинной веры. Истинная вера в Бога рождает страх Божий, а если не рождает, то это ещё не истинная вера - и прежде чем человек придёт к Истине, ему ещё предстоит пережить некие разочарования. Если говорить об уровнях молитвы, первый страх Божий соответствует уровню умной молитвы и ведёт человека вглубь - к молитве умно-сердечной.

Естественно, дьявол со своей стороны может обольщать людей, своими демоническими страхами, не имеющих настоящего страха Божия, имитировать страх Божий. Признаком настоящего страха Божия является воздержание от греха. Кто познал страх Божий, то не грешит даже в мыслях, потому что ум его занят беседой с Тем, от Кого зависит всё - всякое дело без малейшего исключения. Достигший этого состояния человек говорит с Богом обо всём, что его занимает, всецело полагаясь на Него во всех вопросах.
(Дьявол же со своей стороны настойчиво предлагает такому человеку свою помощь, надеясь отвлечь его от Бога. Но это отдельная большая тема, см. Ступени духовной жизни в Православии)

Сейчас важно следующее: страх Божий рождается от истинной веры и рождает воздержание от греха даже в мыслях - то есть, умную молитву. Ведь грех находит себе место лишь в уме, не занятом молитвой.

Кто достиг этого уровня, тот обрёл истинную веру, а значит, твёрдо ступил на путь спасения. Кто этого уровня не достиг, тот ещё не имеет истинной веры, но в его убеждениях имеются ошибки, препятствующие ему утвердиться в умной молитве. Дьявольские помыслы ещё имеют власть над его умом и увлекают его в сторону от молитвы даже в то время, которое человек специально молитве посвящает.

Вот что означает страх Божий и вот почему важно его иметь: кто не имеет даже этого первого страха Божия, тот пребывает в самообольщении, не разумеет реального положения вещей и бредёт во тьме, пугаясь призраков и не замечая Того Единственного, Кто поистине достоин страха. Об этом-то и сказано у пророка Давида: "Тамо убояшася страха, идеже не бе страх" (то есть: боялись, да не Того)

> "Страх Господень чист пребывает во век века". Век века - это всегда, потому что Бог - бездна, а чист - это о чëм?

"Чист" это о страхе. Страх Божий чист - и этот чистый страх пребывает во век века (вечно). А страх Божий, свойственный кающемуся, не чист, так как сопряжён с действием страстей.

молитва, религия

Previous post Next post
Up