Вкус и запах чуда

Apr 12, 2021 12:46

[Вступление, которое можно пропустить. Мне пришлось его написать лишь потому, что иначе не получалось заговорить о главном. Далее -- главное!]На страницах моего ЖЖ я уже много говорил о тропосе -- одном из ключевых понятий зрелой античной философии (Максим Исповедник, см. заметку Тропос: гламур и дискурс), дающем возможность соединить, сплести между собой воедино самые разные, на первый взгляд не связанные сущности и темы. Значение тропоса для Богословия просто невозможно переоценить: не понимая или  просто не используя "тропос", невозможно внятно объяснить, каким образом человеческая природа могла соединиться с Божественной, или что общего между иконой Христа и Его Божеством.

Здесь самая суть, смысловой центр Православия, и будь я преподавателем в каком-нибудь (неформальном) учебном заведении, я бы начинал изложение Богословия прямо с тропоса. Потому что именно тропос позволяет связать между собой конкретный жизненный опыт каждого человека с тем новым знанием, которое он обретает в Богословии. Через тропос абстрактные термины наполняются живыми впечатлениями -- смыслами, звуками, запахами, входят в человеческую жизнь не как абстракции, а как живая часть этой жизни. А иначе -- зачем они? Иначе -- зачем вообще слова и учёба? Не в том ли смысл Богословия, чтобы Христос вошёл в нашу жизнь, стал частью нашего опыта?

Синестет -- это человек, способный видеть звуки или слышать цвета, тактильно ощущать запахи или ощущать аромат слов, переживать музыку форм или видеть форму музыки. По сути же своей Синестезия это конкретно-чувственное переживание тропоса некоторых ощущений и восприятий, у каждого синестетика своих. Синестезия похожа на гипноз (хе-хе, это утверждение само по себе -- пример синестетического мышления). Гипноз это по сути магия, самый простой, примитивный пример магии, именно в силу своей примитивности безусловно признанный и довольно хорошо изученный и описанный наукой. Так же и синестезия -- самая простая иллюстрация понятия "тропос", именно в силу своей примитивности доступная пониманию науки, зафиксированная и подробно описанная.

Увы, с духовным миром всегда так: он не то чтобы совсем недоступен для науки, просто сам метод научного мышления способен охватить лишь самый простой, наглядно-чувственный уровень духовных феноменов. Наука требует повторяемости, воспроизводимости, а в жизни всё неповторимо. Повторяется лишь банальное, скучное, примитивное. Чуть выше, чуть сложнее -- всё инвидуально. По сути, неповторимость это самый повторяемый феномен живой человеческой жизни. Ну, и куда тут науке?! Сам её метод ограничивает её кругозор вещами банальными, и именно благодаря своей банальности понятными. Потому и изучая человека, наука ограничивается лишь изучением его тела, не дерзая касаться души.

А живём-то мы душой. Понятием "тропос" мы фиксируем то неуловимое, индивидуальное, что на каком-то высоком уровне повторяется и потому является узнаваемым для нас. Как знакомый человек -- он текуч, он каждый день иной, и всё-таки тот же самый, не перепутаешь ни с кем. Его легко узнаёшь, на фотографии или даже на картинке, в дружеском шарже, по голосу в телефоне, по поступку, по походке издалека, по интонации. Хотя если рассуждать по-научному, ну что может быть общего между шаржем и походкой?! Самая натуральная синестезия. Казалось бы, науке тут делать нечего. А тем не менее, опознать хорошо знакомого человека и отличить его от других способна даже нейросеть. Нейросети это хорошо, потому что они немножко расширили горизонт банального, сделали научным то, что прежде было не. И это закономерно. По мере развития науки, усиления её технической мощи, она медленно-медленно приближается к возможности вот именно научного, основательного и глубокого осмысления, понимания того, что вообще-то и так ясно, интуитивно ясно с самого начала, что может с лёгкостью уловить и маленький ребёнок.

Чудо неудобно для науки, потому что оно индивидуально, неповторимо.  Можно ли указать то общее, что есть между всеми чудесами? Да, можно. Можно дать определение чуду. Но определение это оказывается странным, потому что это попытка познать самого себя. Вообще-то всё просто. Чудо это действие разума, вот и всё. Неудобство этого определения в том, что мы сами -- чудо. И любое действие нашего разума это тоже чудо -- животные очень хорошо это понимают, ощущают, и потому боятся нас. От человека можно ждать всякого, они это знают по опыту. Вообще-то для человеческой науки человек непостижим, тут опять работает теорема Гёделя, работает не буквально, а вот именно на уровне тропоса. Чтобы постичь действие разума, надо обладать разумом более мощным, стоящим на более высокой ступени в некоей иерархии разумов.

Но рассуждать на таком уровне строго-научно уже невозможно, так как обязательно скатишься в парадоксы саморефлексии, один из которых и лежит в основе доказательства теоремы Гёделя. Парадоксы теории множеств и подтолкнули науку в этом направлении, вынудили её дойти до горизонта, обнаружить ограниченность её собственного метода, как это случилось и с квантовой теорией: неравенство Белла, придуманное для опровержения копенгагенской интерпретации, послужило её доказательством, о чём см. заметки Можно ли проковырять дырочку в объективной реальности и Материализм на пороге смерти. Та же драма разворачивается буквально на наших глазах с теорией эволюции. Ибо наступит день, когда материалисты проклянут Дарвина за то, что он втянул их в неприятную историю со своей эволюцией.

Научное мышление требует повторяемости изучаемого феномена, однако развитие самой-то науки индивидуально и неповторимо. Наука не может и никогда не сможет познать самоё себя, потому что её пониманию доступно лишь материальное, а сама она духовна. По этой же причине наука не может осмыслить чудо. Чудо это действие разума, как и сама наука. Сама наука это чудо. Она изучает то, что ниже её, но ей не дано подняться даже до своего собственного уровня. Потому-то очень ценно, когда духовный мир проявляет себя на конкретно-чувственном, наглядно-образном уровне, снисходя до науки, давая ей в руки конкретный материал, перед которым она бессильна. Но само это бессилие ценно для учёного, потому что сила Моя в немощи совершается, и соприкоснувшись с чудом учёный получает возможность освободиться от отупляющего гипноза идеи универсальности научного метода мышления. Потому что на самом деле наука хотя и верна, но не универсальна.


Завтра годовщина начала чуда в Борозде, свидетелем которого был и я лично, наряду с десятками тысяч других людей. Ровно 20 лет прошло с того момента, когда...

Было так: умиравшая от рака женщина закончила порученную ей священником работу -- вышила к Пасхе Плащаницу Господню. Вышила со слезами и великим умилением, потому что это была её последняя работа, последняя служба Господу здесь на земле. Она окончила эту последнюю работу. И в её доме появился таинственный аромат Святого Духа, который знаменовал приближение Чуда и сам был уже Чудом. А затем начала мироточить икона, сначала лишь одна -- икона Русских Новомучеников -- и случилось это именно в Великую Пятницу, день Распятия и Погребения Спасителя, для тела Которого и предназначалось это погребальное покрывало. Была пятница, 13 апреля 2001 года. И... она не умерла.

Прошло 20 лет, и Валентина жива до сих пор. Болезнь -- ушла, растворилась без остатка в аромате Святого Духа. Но в результате -- на протяжении многих, многих лет в её доме продолжалось мироточение икон. Не одна, не две, не сотни, но тысячи икон, которые приносили люди в эту Комнату, ставшую храмом. Храм это место, где Господь присутствует не только Своею благодатью, но и материально, телесно. В комнате Валентины я своими глазами видел Его кровь, которую источала Его икона. По ссылке выше (http://мироточение.рф) мой дорогой читатель может найти документы, в которых описываются подробности. Я же хочу здесь изложить свои личные, субъективные впечатления от соприкосновения с этим феноменом.

Я был в Борозде многократно, она оставила глубокий след в моей душе.

Первое впечатление -- аромат. Я ощущал его уже на КПП, лишь входя на территорию военного городка. Дом Валентины находится в сотне метров от КПП, и я сомневаюсь, что этот отчетливый, сочный аромат мог иметь материальную природу. Ведь мы ощущаем запах не только тогда, когда что-то касается обонятельных рецепторов в носу или возбуждает соответствующие зоны коры головного мозга. Причиной запаха может быть присутствие вещества в воздухе, материальное нечто. Но у запаха может быть и чисто духовная причина, когда этих рецепторов или зон в коре головного мозга касается некто. Говоря на языке науки, запах может быть и галлюцинацией.

Галлюцинация это любое чувственное восприятие, не имеющее материальной причины. Мне этот феномен очень хорошо знаком, это часть моего жизненного опыта. С точки зрения материалиста, галлюцинация это не более чем ошибка восприятия. Что касается меня, я не верю в ошибки и глупости. Моя реальность устроена так: за любой ошибкой и за любой глупостью скрывается злой умысел Бессознательного (см.). Нет в моей реальности места также и случайности или совпадению. Всё случающееся имеет своей причиной разумный замысел -- Божественный, человеческий или дьявольский. Случайность это лишь псевдоним, под которым скрывается действие разума, превосходящего ум человеческий. И потому когда мы видим галлюцинации, на самом деле мы просто воспринимаем нечто нематериальное.

Кому-то мои слова покажутся безумием, но в сущности, это банальность: все мы видим галлюцинации постоянно, каждую ночь, чувственно соприкасаясь с иным миром в наших сновидениях (см. заметку Сон и явь), и это не считается чем-то ненормальным. Способность такого видения естественна. Галлюцинации пугают нас лишь потому, что здесь прорывается граница между явью и сном -- граница, которую мы привыкли считать непреодолимой. Но по сути она очень тонка.

В моей жизни был целый период, когда я намеренно изменял своё восприятие, смешивая сон и явь. И в то время галлюцинации стали на какое-то время обычным фоном моей жизни. Мне не нужно было для этого никаких "веществ", достаточно было просто изменить состояние ума, расширив сознание таким образом, чтобы оно охватывало сон и явь одновременно. Тогда я во сне сознавал себя спящим, а наяву видел обрывки снов. И вот тогда, наряду со слуховыми и зрительными галлюцинациями я впервые познакомился с галлюцинациями обонятельными. И знакомство это было неприятным: меня преследовал запах разлагающегося трупа. Запах, вполне соответствующий выбранному мною в то время образу духовной жизни, и даже выражающий самую его суть.

Но всё это было до того, как я принял очистительное Крещение в православной Церкви, и обрёл своего настоящего Учителя.
А с тем ароматом, который встречал меня на КПП военного городка Клин-9 (называемого в просторечии Борозда по имени ближайшей деревни), я познакомился уже в 1992 году, после Крещения, но за девять лет до начала чуда в Борозде, и к 2001 году он был мне уже очень хорошо знаком. В Борозде я этот запах не узнал, а опознал. Я бы его не спутал ни с чем иным.

История вопроса такова.

Когда я начал ходить в храм, я часто ощущал этот самый запах от икон в храме. Точнее сказать, не "этот запах", а "эти запахи", потому что ароматы были разные, но в то же время все они были чем-то одим, в них обнаруживался легко опознаваемый общий тропос. Я думал, что иконы просто принято умащивать какими-то благовониями, и не обращал на это внимания, пока однажды не ощутил тот же самый запах у себя дома. Андрей Лазар (a_lazar) с супругой, уезжая, оставил у нас свою икону. Я поставил её в сервант, за стеклом, на видном месте, и... каждый раз, когда я открывал дверцу, я ощущал не сильное, но очень отчетливое благоухание -- то же самое, которое ощущал и в храме от икон. Этот феномен меня удивил, но не привлёк внимания -- хотя тут-то уже умащивать икону было некому. Я решил, что это просто галлюцинация, и перестал об этом думать. Ведь я уже тогда понимал, что галлюцинация это штука интересная, но отдельная от материальной жизни. Это как бы сон наяву, не более. Особенность моего восприятия. Потому я об этом явлении как-то не задумался, пока не случилось следующее.

Мы с другом сидели в гостях у знакомого японца, в общежитии ГЗ МГУ. Я рассказывал другу о православной Литургии, а японец беседовал о чём-то со своим другом. Нас было четверо в комнате. Чтобы проиллюстрировать свой рассказ, я процитировал священнический возглас начала Литургии, торжественно произнес нараспев: "Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь." И сразу запел первый антифон, простым обиходным распевом: "Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его" и так далее.

И когда я это запел, по комнате разлилось то самое благоухание. Его ощутил и мой друг, и спросил:

-- Что это?

-- Это Святой Дух, -- объяснил я, почему-то ничуть не смутившись, как будто так и надо, как будто так должно происходить всякий раз, когда кто-то вздумает цитировать Литургию.

Аромат ощутили все. Японец отреагировал так: он встал и открыл окно, однако аромат не "проветрился", а даже усилился, будто весь мир за окном был залит тем же самым ароматом. Но они там вдвоём у окна продолжали разговаривать между собой, никак не связав это явление с происходящим в комнате. А я продолжал петь псалом до конца. Вообще, все повели себя на удивление спокойно, ни у кого (включая меня) это происшествие не вызвало даже особого интереса. Как будто так и надо. И это отсутствие интереса характерно для Божественного чуда, и вот почему. Хотя Чудо и нарушает обычный повторяющийся порядок вещей, называемый "законами природы", но оно не нарушает какого-то главного порядка, тропоса бытия Вселенной, потому что оно исходит от Бога, Творца этой вселенной. Это как поцелуй супруга.

После этого случая, кажется, я впервые задумался о том, что же я ощущаю в храме. А может быть, никто и не умащивает эти иконы, а просто я псих, и по своей старой привычке галлюцинирую? Но и у этой версии не сходились концы с концами. Дело в том, что обычная галлюцинация это штука индивидуальна. Один её видит, а другой не видит, потому что хотя телом они находятся рядом, но душою пребывают в разных состояниях, далеко друг от друга. Тот факт, что аромат Святаго Духа ощутили все присутствующие, показался мне очень важным. Значит, если это и галлюцинация, то какая-то совсем иная -- не разделяющая людей, но объединяющая их так же, как объединяет их материальный мир. При этом важно, что друг мой был вообще-то неверующим, не говоря уже о японце! То есть мы, находясь телесно в одной и той же комнате, в духовном смысле были далеко друг от друга, и при обычном порядке вещей аромат ощутил бы я один.

Меня поразило это обстоятельство. И меня удивили мои слова, сказанные мною в ту минуту по вдохновению. "Это Святой Дух" -- "объяснил" я не задумываясь, и ведь попал в точку. Этот аромат знаменовал собою присутствие Господа, равно владеющего и верующими в Него, и неверующими. И вот тогда... тогда я совершил глупость.

Я начал проводить "научное" исследование феномена Божественного аромата, который я то и дело ощущал от икон в храме. Я мучительно пытался понять закономерность, когда он появляется и почему. Это была глупость, потому что Божественное чудо это не просто действие разума, но действие безмерно превосходящего нас Разума, за Которым можно следовать, но Который невозможно постичь. Как я сейчас понимаю, на эти "исследования" меня толкал дьявол, желавший лишить меня этого чуда. И увы, он добился своего.

Теперь я то ощущал аромат от одной и той же иконы, то нет. Иногда благоухала лишь одна икона в храме, а иногда несколько. Непредсказуемость и кажущаяся "нелогичность" этого явления сводила меня с ума: теперь мне полезли в голову мысли, что наверное, этот аромат вообще от лукавого. Наверное, думал я, это дьявол пытается сбить меня с толку, внушить мне идею моей исключительности, внушить гордыню от моей сопричастности чуду. В другие моменты я понимал, что это от Бога, и каялся в своём маловерии. Все эти мучительные сомнения привели к тому, что в какой-то момент, совсем отчаявшись, я помолился так: "Если это чудо от Тебя, Господи, то пусть я больше не ощущаю его: я поверил Тебе, и этого довольно!" И... подойдя к иконе Серафима Саровского, я ощутил небесный аромат в последний раз. До сих пор я вспоминаю это с горечью, потому что благоухание от икон очень утешало меня. Нужно было не дёргаться, не сомневаться и не исследовать, а просто наслаждаться благоволением Господа.

Не то, чтобы я совсем никогда более не ощущал это благоухание. Просто теперь оно стало для меня такой же редкостью и ценностью, как и для любого верующего. А не так, как было прежде, когда оно было частью моей обыденной реальности. Реальность моя изменилась, и изменилась к худшему. Похоже, что я оказался недостойным чуда, уподобившись жителям страны гергесинской, цитирую:

И бесы просили Его: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней». И Он сказал им: «Идите». И они, выйдя, пошли в стадо свиней. И вот всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем и о том, что было с бесноватыми.  И вот весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, они просили, чтобы Он отошел от пределов их. (от Матфея 8:31-34)

И вот, спустя годы, я вновь ощутил этот небесный аромат, входя в КПП военного поселка Клин-9 (Борозда). Каждый раз, по мере приближения к дому, когда я входил в подъезд, поднимался по лестнице и наконец входил в квартиру Валентины и в Комнату, где совершалось чудо, аромат (изначально неслабый) постоянно усиливался и доходил наконец до степени, когда казалось, что его можно потрогать руками. И здесь его действительно можно было потрогать руками и ощутить на вкус.

Чудо мироточения я наблюдал многократно, и в доме Валентины, и в других местах. Как правило, конечно, в храмах. И из этих наблюдений я вынес убеждение, что название "мироточение" неточно и не передаёт сути происходящего явления.

Обычно считается, что икона источает миро (отсюда и название). Но я думаю, что это не так. Мне кажется, что миро конденсируется из воздуха, касающегося иконы. Дух Святый присутствует и чувственно проявляет Себя в виде аромата в пространстве вокруг, а на самой святыне Его аромат доходит наконец до стадии овеществления, материализуется в виде капелек вещества, именуемого миром (а может быть сам воздух и становится миром, как вода вином?).
Запах этого мира очень характерный, его ни с чем не перепутаешь, хотя у него есть множество вариаций.

Кто не сталкивался с этим ароматом, может составить о нём представление, вдыхая дым от обычного церковного ладана. Похоже, что запах ладана это попытка имитировать запах мира, хорошо известный христианам из древности. Но всё-таки это приблизительное, неточное представление: в мире нет ничего от дыма, там лишь приятный, густой и сладкий аромат. Более точное представление можно получить, если понюхать святое миро, которым помазывают священники во время таинства Крещения. Святое миро варят раз в год, в главном храме страны, и варит его лично патриарх, добавляя в новое миро растворение старого мира, идущего от самих апостолов, а затем его рассылают по всем храмам страны. Вот это миро -- да, там тот самый запах. Думаю, первоначальное апостольское миро и было тем самым, нерукотворным, оно было материализовано Духом Святым, а иначе какой смысл?

В нашем храме в селе Никольском 12 октября 2007 года произошло такое же чудо, только оно не дошло до стадии мироточения. В какой-то момент благоухание в храме было настолько сильным, что я уже ожидал, что начнётся мироточение, но этого не случилось -- благоухание начало слабеть. Затем это явление повторилось снова, только теперь аромат исходил не от иконы, а от частицы мощей Николая Мирликийского. Это чудо продолжается и сейчас, но теперь аромат едва ощущается, причём разные люди ощущают его в разной мере, а кое-кто уже и не замечает.

Я думаю, всё это разные стадии или разная мера одного и того же явления.
  • Вначале аромат слабый, его ощущают не все присутствующие, а лишь некоторые люди, с обострённой духовной чувствительностью.
  • Затем аромат усиливается и постепенно становится настолько густым, что его в той или иной мере ощущают все присутствующие без исключения.
  • Затем на икону или другую святыню, где аромат сильнее всего, начинают оседать микроскопические капельки мира, вначале как дымка от дыхания на холодном стекле. Тёплое дыхание Духа Святого теперь оставляет уже и видимые следы.
  • Затем наконец миро начинает собираться в крупные капли, и их можно собирать, уносить с собой или пробовать на вкус.
  • И наконец миро образуется в таком количестве, что стекает по иконе струйками. При этом и кажется, что миро источает именно сама икона, откуда и название феномена: мироточение.
Мне случалось наблюдать это чудо на всех его стадиях. Чаще всего, конечно, на первой, а реже всего -- на последней.

Так вот, в Борозде мы имели это чудо в самой крайней его форме, когда миро текло изобильно, образовывалось прямо на глазах и стекало струйками. Православные скептики, противники этого чуда, даже указывают на то, что "настоящее" мироточение должно быть более точечным. Миро должно исходить лишь от некоторых святынь, а не от всех подряд икон в этой комнате. Но это возражение мне кажется неубедительным, поскольку миро я связываю не с самой иконой (как предметом) даже, а с воздухом, пространством возле иконы, где дышит Дух Святый. Комната была наполнена Его дыханием, которое освящало всё. Это лишь моё мнение, но как бы то ни было -- невозможно представить себе какие бы то ни было методы, которые позволили бы сфальсифицировать подобное явление, так как мироточила там не одна икона, а сотни икон. Мира было МНОГО. Даже если предположить, что у Валентины была подпольная фабрика по производству мира, сам способ доставки этого мира на иконы (у всех на глазах, по воздуху?) пришлось бы признать чудесным, нарушающим законы природы.

Но главное -- зачем? Наше священноначалие не приняло это чудо, как в древности иудейское священноначалие не приняло чудес Самого Христа. История -- она повторяется, и это очень характерная черта.

Отрицать сам факт, спорить с реальностью чуда в Борозде просто невозможно. Оно оставляло явные следы на грубо-материальном уровне, и следы эти таковы, что ни в какую материалистическую картину мира они не укладываются. Кто после этого может оставаться материалистом? Многие! Очень многие люди настолько глубоко веруют в Мать Материю, что веру эту невозможно поколебать фактами. "Нет ничего кроме материи, и Ленин пророк её."

Однако есть другой путь отрицания чуда в Борозде. Отрицать чудо ведь можно и признавая его реальность. Для этого достаточно объявить источником чуда -- дьявола. Именно этим путём и пошли в своё время иудейские лидеры, объявив чудеса Иисуса Христа дьявольскими: "Духом Веельзевула, князя бесовского, он изгоняет бесов". По этой же проторенной дороге пошло и церковное начальство РПЦ, постаравшись изолировать чудо в Борозде от православной Церкви. Но итог этих намерений в общем-то известен и предсказуем: отделив Христа от иудейской общины, князья иудейские услышали от Бога: се, оставляю дом ваш пуст. То же самое будет в итоге и здесь, нет никаких причин в этом сомневаться. Просто Бог не спешит, Ему спешить некуда, у Него в руках Вечность.

А для меня это был один из первых случаев, когда я начал догадываться, что Церковь и Патриархия это не синонимы, и что не следует путать МП РПЦ с РПЦ МП. Иное дело Московская Патриархия РПЦ -- организация, получившая (от Бога! всякая власть от Бога) власть управлять Русской Церковью и использующая эту власть по своему разумению. И иное дело - сама Русская Православная Церковь (Московского Патриархата), которая принадлежит не Патриархии, а непосредственно Самому Богу, Который будет судить всех нас и каждого из нас по делам нашим -- равно и нищего, и князя. МП это часть (и вовсе не главная часть), а РПЦ это целое. Не следует путать малую часть и целое.

Чудо в посёлке, именуемом в просторечии Борозда, произошло в Русской Православной Церкви, но Московский Патриархат не обратил на него никакого внимания. Это обстоятельство удивило и заставило меня сделать далеко идущие выводы, которые затем не раз подтверждались другими фактами и обстоятельствами.
Во всяком случае, по-своему хорошо уже и то, что никакой выгоды из этого чуда никто не извлёк. Хотя вот именно священноначалие могло бы и даже должно было бы, по логике вещей. Цитирую:

Как должны реагировать священники на чудо? Казалось бы, пиарить и рекламировать! Ведь ничто так не привлекает людей к религии, как чудеса и знамения. Но... всё не так просто.
Всё не так просто, потому что дьявол имеет влияние на ум всякого грешного человека, каким бы высоким саном ни был почтён этот человек. Грех человека даёт дьяволу перед Богом право влиять на этого человека и использовать это влияние. И дьявол пользуется этим ресурсом в своих целях. А Бог попускает ему влиять в Своих целях, и Он не скрывает Свою цель. Бог прославляет имя Своё. И уже прославил, и ещё прославит. Что же касается нас грешных, каждый из нас может сделать свой выбор:
  • или содействовать Богу, прославляя Его имя
  • или противиться Ему.
Во втором случае Бог всё-таки прославит Своё имя, прославит именно тем, что сломит противящихся, смирит их в персть, как это случилось с фараоном в книге Исход, о котором сказано:

«Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. (Римлянам 9:17-18)

Кто-то здесь захотел повторить подвиг фараона и войти в историю подобно ему? Врата велики и открыты настежь, и скатертью покрыта широкая дорога.

Мы же не спешим никуда. Мы спокойно ждём, когда время расставит всё по своим местам. Вернее, Сам Творец времени расставит всё по местам течением Своего времени. Мы же в день 20-летия великого Чуда в Борозде свидетельствуем о том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, Которому угодно было явить Себя, и о том, как приняли или не приняли это свидетельство те, кому Бог дал власть принимать или не принимать -- в обоих случаях, чтобы прославить имя Своё.

В математике есть два способа доказательства теоремы. Либо можно, опершись на аксиомы, вывести из них утверждение теоремы. Либо можно вначале предположить, что теорема неверна, и затем, опираясь на аксиомы, довести это предположение до абсурда, до самопротиворечия -- из чего и станет очевидным нелепость предположения. Тут у нас кто-то предположил, что Чудо в Борозде было от лукавого -- и я думаю, будет очень поучительно поглядеть, каким образом эти люди дойдут до абсурда и самопротиворечия. Кураев вон уже дошёл, дойдут потихоньку и прочие -- дайте только срок.

Мы же будем со своей стороны понемногу доказывать наше понимание сих происшествий позитивным способом, опираясь на факты и аксиомы Православия (догмат в религиозном дискурсе это и есть аксиома в математическом). Как я уже сказал, в духовной жизни есть два способа доказать правоту Бога, и каждый из нас выбирает, каким из двух способов доказательства станет его собственная жизнь. Выбор -- свободный.

Материалы мы будем пока собирать на сайте http://мироточение.рф/. Следите за новостями в ЖЖ a_lazar! Частично я буду их репостить у себя, но лучше подписаться на сам его ЖЖ, чтобы ничего не пропустить.

Лично мне эта тема кажется очень важной, потому что здесь, в этой точке совершается синестезия духовного и материального. Дух здесь материализуется и становится доступным для наблюдения. А материя одухотворяется и становится проводником тончайших Божественных энергий, выводящих наш разум за пределы, в которые мы неизбежно упираемся при попытках саморефлексии. Здесь дверь и путь к постижению самой Сути вещей.

религия

Previous post Next post
Up