Эта заметка продолжает предыдущую Тональ и дискурс (политтехнологии современной элиты), и возможно, её понимание требует контекста. Рассуждая о дискурсах, французах, Галковском и постмодернизме, я уже довольно давно хожу кругами, никак не решаясь приступить к сердцевине этой темы.
[Spoiler (click to open)]Не то, чтобы я боялся, что меня неправильно поймут читатели. (Этот ЖЖурнал, как я уже говорил неоднократно, я веду для себя самого и узкого круга своих единомышленников, которых я ничем напугать уже не способен.) Я боюсь, что мне просто не хватит литературных способностей, чтобы выразить эту сложную и масштабную мысль. И потому я множу и множу контекст, чтобы создать как можно больше точек опоры. Но шаг за шагом, мне становится понятно, что тут меня не спасут никакие контексты и опоры. И у меня просто нет иного выхода, кроме как прибегнуть к Твоей помощи и Твоему покровительству. Потому что Ты являешься Автором реальности и кто как не Ты мог бы ответить на вопрос, как изменить мир?
Есть одна общая черта, объединяющая все разнородные средства изменения мира (науку, политику, магию, религию). А именно, все они требуют вначале, чтобы человек, желающий изменить мир, вначале изменил самого себя. Если точнее, изменил своё восприятие мира, своё сознание. Наука ведь тоже изменяет сознание человека, и получив высшее образование (если оно настоящее), мы начинаем смотреть на реальность иными глазами. В прошлой заметке я уже говорил, что это значит. Если человек действительно изменился, то ему самому кажется, что изменился мир вокруг него. Только так. Пока такого изменения не произошло, не было настоящего и изменения сознания. Может быть, имела место перестройка каких-то элементов сознания, но пока мир в его глазах остался прежним, это значит, что и сам он остался прежним. Но лишь когда тебе кажется, что сама реальность стала другой - это знак того, что изменился ты сам, действительно изменился.
Мир изменяется, и в ином, новом мире появляются какие-то новые возможности, которых не было в старой версии реальности.
Вот чем мне не нравятся всевозможные литературные маги из фэнтези? Тем, что они по сути-то обычные люди. "По сути" в данном случае означает, что их сознание остается обычным. Их "магический мир" это копия повседневного немагического мира. (Кстати, Роулинг это сходство даже подчёркивает.) А это неправда. В мире повседневности бесполезно говорить заклинания и размахивать волшебной палочкой: эта методика ну просто просто не работает. У нас тут так дела не делаются, вот и всё.
То же самое с наукой. Дикари, создающие копию самолета из палок и глины, никогда не взлетят на этом "самолете" к небесам, потому что для того, чтобы самолет полетел, они должны вначале получить образование. Бесполезно подражать магам, совершая ритуалы и бормоча заклинания. Желающий стать магом, должен вначале увидеть мир таким, каким его видят маги. Желающий построить реально летающий самолёт, должен вначале увидеть мир таким, каким его видят физики. Изучая аэродинамику, физик начинает видеть механику полета, ему открывается настоящий секрет этого фокуса, и в его изменённой специальным образованием реальности обтекание крыла потоком это совершенно понятная штука, кажущаяся чудом лишь дикарю, не понимающему аэродинамики. Входя в мир магов, человек начинает понимать механику магии, и в его изменённой реальности она становится совершенно понятной вещью, перестаёт быть чудом.
В сущности, магия Гарри Поттера и прочих книжных магов тоже относится к иной реальности - к художественному миру, внутри которого они обитают. Законы художественного мира задаёт его автор, потому-то магия там и возможна. У каждого мира есть свой автор, вот основная мысль моей предыдущей заметки (см. Тональ и дискурс). Есть автор и у того мира, который видит мой читатель вокруг себя, оглядывась по сторонам или вспоминая эпизоды своего прошлого опыта. Этого автора я в прошлой заметке обозначил словечком, заимствованным из Кастанеды: тональ. Мой православный читатель, скорее всего, подумает о Боге. Но нет, не обязательно. Тоналей на свете много, и у каждого человека, строго говоря, свой собственный тональ. А Бог - Он один.
Потому - нет, при правильном переводе с языка Кастанеды тональ это не Бог, а всего лишь бог. Я хочу сказать, бог с маленькой буквы. У каждого мира есть свой автор, но чаще всего (увы, как правило!) этот автор вовсе не Бог, а всего лишь бог. Боги бывают разные, потому люди живут в разных мирах. Бог един, а способов осознания реальности, то есть, миров - много. Боги разные, потому и миры разные. Правда, индивидуальные миры разных людей бывают очень схожими, и причину этого ещё надо будет указать. Но, к примеру, мир первобытного обитателя джунглей - ну совсем иной, чем мир современного горожанина. Потому-то горожанин без провожатого не выживет в джунглях, а дикарь без провожатого не выживет в городе. Очень уж различны их миры, смертельно различны.
Надо, наверное, привести побольше примеров. Остановимся на этой теме. Вот в Античности в официальном пантеоне Рима имелось множество различных богов. Современный человек не понимает, что это означает. А означает это, что обитатели Империи совершенно официально жили в разных мирах. Каждый выбирал себе реальность по вкусу. Иной бог - иная реальность. Сегодня мы стремительно движемся в том же самом направлении; постмодерн готовит человечество к возвращению в Античность. Множество обитаемых миров - это уже почти официальная версия философии мироздания. Панки, хиппи в 60-е годы прошлого века - это были первые пробные группы, обитающие каждая в своей отдельной реальности. Футбольные фанаты, готы, поклонники того или иного сериала, компьютерной игры, рок-группы или поп-звезды, толкинисты, свидомые, кастанедисты, евразийцы, разного рода националисты, йоги, галковскоманы, разного рода христиане- новые и новые социальные группы, возникающие буквально и нас на глазах, просто невозможно уже перечислить, а будет их всё больше и больше. Их будет очень много, и они будут дробиться сильнее и сильнее, потому что множеством малых групп удобнее управлять (подробнее см. об этом заметку Конец Власти).
В рамках старого дискурса этот феномен понимается как возникновение социальных групп. Но если копнуть чуть глубже, речь идёт о создании новых дискурсов, ещё глубже - новых "реальностей". А ещё глужбе - речь идет о нашествии новых богов. Пока это мало кто осознаёт, но осознание уже близко, очень близко. Достаточно понять, что каждый дискурс это особое вдохновение. Когда мы знакомимся с новым дискурсом, мы вначале не понимаем, не улавливаем, что происходит. Новый дискурс это новый способ использования языка, и пока ты не ощутил его дух, он представляется тебе странным набором слов, каждое из которых в отдельности понятно, и многие словосочетания тоже понятны, а всё в целом - какая-то бессмыслица. До тех пор, пока дух/бог этого дискурса не коснётся тебя лично. Через дискурс и через артефакты дух и передаётся. Пока что мы более-менее успешно работаем с дискурсами, не осознавая этого важнейшего обстоятельства, но на каком-то этапе это осознание неизбежно произойдёт. Это и будет возвращением самой настоящей Античности. [Пара слов в дискурсе Кастанеды - для тех, кому этот дискурс понятен и интересен.]Кстати, тут мне задавали вопрос: можно ли сказать, что тональ и нагваль это одно и то же? Ответ: не совсем и не всегда. Тональ магов действительно строится вокруг нагваля, потому действительно можно сказать, огрубляя, что тональ мага это нагваль. Но тональ обычного человека вовсе не предполагает существования нагваля, так что в этом случае формула тональ=нагваль заведомо ошибочна. Да и тональ магов помимо нагваля включает в себя кучу всего помимо нагваля. (Подробнее см. под спойлером в заметке Тональ и дискурс, нагваль и континуум.)
[А этот абзац имеет смысл читать лишь православным. Причем лишь тем из них, кто хочет по-настоящему разобраться во всех этих дискурсах и прочем.]Православному человеку, конечно, хотелось бы думать, что богом его мира является Бог истины, Творец неба и земли. Но увы, это не так. Это можно и нужно говорить лишь в отношении святого человека. Грешный же человек лишь стремится изменить свой мир так, чтобы Бог стал его богом. Но до тех пор, пока грех царствует в нашем уме, это не так. До тех пор, пока ум собеседует с помыслами, а не с Богом, его богом является тот, от кого приходят эти помыслы. Ведь состояние нашего ума определяется тем дискурсом, который главенствует в наших мыслях. Потому Бог де-факто является нашим богом лишь в той мере, в какой ум наш пребывает в молитве (причем не в механической словесной, не в простом повторе слов, но в умной молитве). Убедиться в этом очень просто. Христос - Господин реальности, и Он свидетельствует: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Вот так вот устроена истинная реальность - тот мир, для которого Он является богом. Собственно говоря, "уверовать" по-настоящему и означает войти в этот мир, именуемый иначе Царством Божьим. Ибо не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Мф.17:20) Надеюсь, на этих конкретных примерах я достаточно ясно проиллюстрировал мою мысль. Итак, чтобы изменить мир вовне себя, необходимо предварительно изменить своё восприятие мира таким образом, чтобы желательное изменение мира сделалось возможным, а лучше даже неизбежным. Последний случай и именуется, собственно говоря, магией. Наболее успешным, ярким, общеизвестным и неопровержимым примером магии является деятельность Карла Маркса, от жуткого колдунства которого мы все в России уже сто лет не можем оправиться. Карл Маркс придумал дискурс, изнутри которого социалистическая революция казалась неизбежной, и она действительно произошла. (Шучу, но в каждой шутке лишь доля шутки. Вот так вот это и бывает.) В этом заключается магия: найти, нашупать такое видение мира, в котором желательное изменение неизбежно должно произойти - и оно произойдет: истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Пример с Марксом не очень удачный для иллюстрации магии именно потому, что Маркс не ограничился тем, что выдумал свою теорию. Он стал её распространять и насаждать, он замутил целое политическое движение. И главное - за его спиной стояли очень большие и влиятельные Люди с Острова (см. Предыстория революции: Карл Маркс, Отто Бисмарк и европейский театр Большой Игры), которые ему теорию по-видимому и заказали. Но говорить о магии людям, которые целиком в материалистическом дискурсе и отрочества не покидали его пределов, довольно бесполезно. А среди моих читателей есть и такие, и их тоже необходимо уважить.
После всего сказанного я прошу Тебя, мой Бог и Господь истинной реальности, помочь мне донести до читателя то, что я хотел. Я устал от бесконечных предисловий и уже отчаиваюсь, что когда-нибудь смогу наконец высказать главную мою мысль. Главное - что когда восприятие человека изменилось, когда он уже оказался в новой реальности, окружающий его мир изменяется не сам по себе и даже не вследствие его усилий или усилий его единомышленников. У новой реальности новый бог; этот-то бог и оказывает своё влияние теперь уже не только на человека, воспринявшего его дискурс, но и на его судьбу, и на других людей, да и на всю Вселенную - естественно, лишь в той мере, в какой Ты это допустишь. В том дискурсе, в котором "бог" это всего лишь феномен индивидуальной психологии, то подобный ход мысли невозможен. Самое большее, чего там можно ожидать, это что у человека откроются какие-то новые способности благодаря новому способу взаимодействия с его собственным Бессознательным. Если рассуждать в дискурсе "коллективного бессознательного", то уже не покажется невероятным, что через данного человека в общее действие окажутся втянутым и множество других людей. Но только в том случае, если мой читатель готов принять дискурс, в котором Бессознательное существует вовсе независимо от человека, открывается возможность влиять таким образом не только на психику людей, но и на их судьбы, и на животных, и даже в какой-то мере на явления материального мира. Вот это и есть собственно магия, магия в изначальном смысле этого слова. Она достижима лишь в дискурсе Бессознательного как самостоятельной энергии и сущности (а точнее, различных сущностей, объединенных общими признаками, см. Опыты глубинной психологии и затем Фундамент Бессознательного.
Если осмысливать таким образом, в магии нет ничего удивительного или сверхъестественного. Это просто действие иного естества/сущности, которым в материалистической картине мира просто-напросто нет места. Но это не значит, что у материалистов нет своего бога. У всякого дискурса есть свой автор, и материализм не является исключением. Просто материалистический бог задаёт такие правила игры, согласно которым его нет. Он предпочитает оставаться за кулисами. И потому внутри материалистического дискурса возможна лишь та магия, которая совершается умом и руками самого человека. Что же это такое - магия материализма? А это позитивная наука и развивающиеся на её основе технологии! И надо сказать, магия этого типа достигла за последние несколько столетий огромных успехов.
Можно ли каким-то образом заметить материалистического бога? Не выставляет ли он ненароком из-за кулис свои рожки и копытца? Несомненно! А именно, в самом центре святилища материализма - в науке! - есть элемент мистически необъяснимого. Это момент, когда человеку приходит в голову принципиально новая идея. Откуда она приходит? "Из мозга", говорит материалист. И в рамках своего дискурса он не может говорить иначе. Мы же в рамках нашего дискурса скажем: "Из Бессознательного". Именно бог материализма и совершает основное таинство науки, посылая учёным гениальные научные прозрения, на которых и основываются все технологии. Тут можно задаться вопросом, почему блистательная европейская наука возникла именно в Европе, и именно в Новое время. И мне кажется, я знаю ответ на этот вопрос. Она возникла именно как противовес христианству. Её предтечей была Платоновская Академия во Флоренции XV века, организация откровенно языческая и магическая. Для нас немаловажно, что есть какая-то преемственность между Властью Флоренции и современной Властью Франции, перехватившей у французских Королей систему Управления страной в ходе Великой Французской Революции и последующих за ней событий. То есть, современная Франция это и есть в каком-то смысле Флоренция XV века, и есть прямая связь между масонским французским Просвещением, подготовившем Революцию, и высшим взлетом итальянского Возрождения. Так вот, основы европейской науки заложили маги во главе с Плифоном, который приехал во Флоренцию вообще прямиком из древней Греции (шучу), из Византии. А затем основные открытия по физике, химии, математике совершили французы Просвещения (а не англичане, как ошибочно думают некоторые). Те и другие сделали очень многое в плане борьбы с христианством. Так что всё сходится. Современная наука в своей основе это ни что иное как реванш старых европейских богов, которым удалось нанести ответный удар христианству, некогда сбросившему их неба Европы.
Поэтому всякий материалист это служитель невидимого конспирологического бога. Впрочем, основоположники-то этого дискурса прекрасно понимали, что почём, и отдавали себе отчёт в том, что у них есть свои боги, и сознательно вступали с ними в общение, ища у них вдохновения. Невозможно сомневаться, что на высшей ступени своего развития европейский материализм вернётся к своему первоистоку и осознает свои собственные корни. Потому что общаться с Бессознательным сознательно намного эффективнее, чем оставлять это на самотёк. Вначале это будет осмысливаться как формальная психотехника ("ни в каких богов я не верю, а обращаюсь к ним просто потому, что так устроен мой обезьяний мозг, неспособный до конца избавиться от религиозных предрассудков"), а потом - неизбежно! - произойдёт и фазовый переход. Финалом материализма, конечно, будет откровенное язычество. Других вариантов просто нет.
Но я продолжаю ходить кругами, не в силах приблизиться к сердцевине моей темы. Это потому, что я забыл Тебя, увлекшись собственно текстом. А уже по-видимому пора завершать эту заметку, так как сказано уже многое.