Эта заметка относится к циклу "Теория Власти".
Оглавление цикла.
Прошлый пост этого цикла (
Возникновение асимметрии: от дружбы к вассалитету) вызвал у Читателя справедливое недоверие, поскольку я в нём по-видимому совершенно голословно постулировал, что
сеть дружеских связей, которая способна превратиться в В-сеть и претендует таким образом стать со временем полноценной властной группировкой, должна быть прежде всего лишена циклов!
Я называют это недоверие "справедливым" потому, что сам я своим умом никогда не дошёл бы до осознания необходимости такого постулата. Ведь он же явно противоречит здравому смыслу и жизненному опыту. Более того, одно из основных правил этики дружбы гласит "Друг моего друга - мой друг", то есть, не то что не запрещает, но прямо предписывает нам создавать циклы внутри социальной сети наших друзей (для краткости, "Д-сети"). На самом деле, как увидим, эта этика по большому счету имеет своей целью именно не допустить превращения Д-сети в В-сеть.
Если бы не "Лестница в небо", у меня просто не было возможности познакомиться с описываемыми в этой книге законами этики Власти (В-этики), регулирующими отношения между членами любой властной группировки.
Ведь единственная форма властных отношений, внутри которой мне пришлось жить, так что я имело возможность и даже был вынужден детально изучить её законы - это иерархические отношения внутри Церкви. А они при всем их внешнем сходстве с обычной властной иерархией по своей сути глубоко отличаются от открытых Щегловым и Хазиным законов Власти. Прежде всего, там сразу же не работает правило "вассал моего вассала - не мой вассал".
Более того, там действует диаметрально противоположный принцип: "Нет власти не от Бога", который в переводе на язык теории Власти оказывается прямым запретом на возникновение внутри Христианской Церкви описанных авторам "Лестницы в небо" властных группировок. Конечно же, властные группировки в Церкви всё равно возникают и существуют, и влияют на исторические судьбы Церкви, порождая расколы и индуцируя в конечном итоге возникновение новых и новых конфессий. Впрочем, властные группировки внутри Церкви - это слишком серьезная тема чтобы обсуждать её мимоходом. Об этом надо писать специальную заметку или даже небольшой цикл.
"Лестница в небо" дала мне возможность не только познакомиться с детальным описанием действия законов В-этики, но и - самое главное - сэкономить массу времени, представив все эти законы в виде готовой системы. И поглядев на эту систему взглядом физика, я обнаружил, что через неё красной нитью проходит принцип запрета на циклы. Собственно говоря, этот принцип запрета как таковой можно считать первым законом Власти.
Это аналогично Первому закону Ньютона, "предписывающему" материальным телам, на которые не действуют внешние силы, двигаться прямолинейно и равномерно. Этот закон природы в момент своего открытия тоже казался безумием, так как он явным образом противоречит всей совокупности человеческих наблюдений за материальной природой. Здравый смысл подсказывает, что в материальном мире любое дело продвигается вперед лишь до тех пор, пока его толкают! Если бы физику создавал Аристотель, быть может, он написал бы что-то вроде F=mv, но и в коем случае не F=ma!
Все вот эти вот принципы
- вассал моего вассала - не мой вассал
- сюзерен моего сюзерена - не мой сюзерен
- вассал моего сюзерена мне не друг, а конкурент
есть ничто иное как повторяемый на разные лады закон "В-сеть не может содержать циклы".
Скажу больше: именно для того чтобы сделать циклы невозможными вводятся феодальные титулы. Если в сети дружеских отношений (Д-сети) возникает цикл, то там уже невозможно установить иерархический принцип, определить главного, вычислить "кто в доме хозяин".
Между тем, если мы по-прежнему основываемся на идее, что основное назначение В-сеть есть координация человеческого сотрудничества, и что властные группировки есть наиболее эффективная форма такого сотрудничества, позволяющая сложить разрозненных членов социума в кулак, способный разгромить любую противостоящую ему силу - если мы исходим из такого понимания природы В-сетей, то нам придется смириться с мыслью, что наша человеческая дружба по самой своей природе, увы, накладывает запрет на образование В-сети. До тех пор пока "друг моего друга - мой друг", наша скромная дружеская компания не может превратиться во властную группировку.
Как бы много нас ни было, пока у нас нет короля, мы действуем разрозненно и неспособны противостоять даже сравнительно небольшой властной группировке - организованному меньшинству, которое имеет своего короля. "Пока мы едины, мы непобедимы" - это красивая ложь, если понимать под "единством" совокупность горизонтальных связей дружбы, братства и взаимопомощи. Вот это вот "русский русскому помоги", понимаемое как основа нации - это бессильный, беззубый принцип, сам по себе обрекающий на поражение в серьезной схватке. Горизонтальные связи хороши лишь до тех пор, пока они пронизаны связями вертикальными. Братство может быть полноценным братством лишь при наличии отца. Русские были сильны лишь до тех пор, пока у них был русский царь. Нет отца - не будет и братства. Жизнь устроена так.
Я понимал всё это давно, но не мог высказать, потому что не было языка. Речь идет именно о языке теории Власти. Обретя его, я обрел дар слова - и вот, могу теперь выразить коротко и ясно всё то, что понял за годы моей жизни в Церкви.
Жизнь в Церкви лишена смысла, если она не ради Христа. Иисус Христос - царь Церкви, Её единственный Глава. Властные группировки внутри Церкви запрещены её Царем именно потому, что Он желает быть Её единственным Женихом. Как и сказано в Писании "Я - Бог ревнитель". И это очень мучительный запрет, потому что по жизни-то выходит так, что присоединение к властной группировке дает силу, дает безусловное политическое превосходство меньшинству нарушителей этого запрета над "неприсоединившимся" большинством. Потому властные группировки снова и снова возникают внутри Церкви, возникают и всплывают наверх, к вершинам иерархической власти как пузыри в кипящем чайнике. Всплывают и громко люпаются, не оставляя после себя доброй памяти. Впрочем, как я уже сказал, теория Власти в приложении к истории Церкви - это важная отдельная тема, заслуживающая особого внимания.
Продолжение:
Блеск и нищета математики: теория игр в свете теории Власти