Смысл Русской революции (принцип наименьшего действия)

May 09, 2016 17:04

В этой короткой заметке я хочу дать ответ сразу на все вопросы, которые занимают русских православных, размышляющих об исторических судьбах Церкви и России.

- Для чего Иисус Христос, покровитель Православной Империи, допустил её крушение? Почему атеисты сегодня доминируют в мире? И если на то пошло - для чего погибла православная Римская империя (Византия) и стали доминировать вначале иноверцы, а потом и вовсе неверующие? Почему инославный Запад шаг за шагом всесторонне восторжествовал на православным Востоком? Если таков Промысел Божий, то как нам понять Его и как согласиться с Ним?

Лаконичный ответ на все эти вопросы один и тот же: это было сделано ради всемирной проповеди Православия.

Чрезмерно лаконичные ответы вызывают новые вопросы, на которые уже не всегда удается ответить столь же лаконично.

Но - давайте сделаем всё, что сможем:

Очень часто бывает так, что лучший способ ответа на конкретный вопрос состоит в том, что надо поставить этот вопрос в более общем виде.
Итак, обобщим: почему вообще Бог дает сравнительно мало чудес и знамений, во всяком случае явно недостаточно для целей христианской миссии?
На самом деле, обобщая задачу таким образом, мы не так уж далеко отходим от первоначальной задачи, ведь, в сущности, русская Православная Империя сама по себе была весьма убедительным и величественным Знамением. Самим фактом своего существования она проповедовала Православие как религию, угодную Всесильному Богу. А её исчезновение породило массу сомнений, создало ситуацию, когда у многих верующих появилось острое ощущение богооставленности. «Забытый Богом мир».
И правда - если бы Бог захотел, Он без труда мог бы обратить к вере всякого человека. Это совсем нетрудно для всемогущего Бога. И это неизбежно рождает сомнения. Если правда, что «Бог хочет всякому человеку спасись и в разум Истины прийти», и что «кто не уверует, тот осужден будет». Ну, так почему же Он этого не сделает? Какая на то причина?
Незнание, непонимание этой причины приводит христианина к полуосознанной обиде на Бога, а по сути - к неосознанной вражде против Бога, которая порой становится хроническом состоянием, серьезным препятствием в молитве и в духовной жизни вообще.

Об этом важно сказать, потому что это не только и не столько политики касается. Скажу больше. Это вообще не столько политическая, сколько духовная проблема.
Итак...
[Подробное объяснение сути дела]«Кому больше дано, с того больше спросится». Один и тот же грех имеет разную тяжесть у разных людей. Чем больше Божественных благодеяний получил данный человек, тем большую ответственность он несет, тем тяжелее будет осужден, если не получит прощения. Потому-то великие делатели покаяния искренне и совершенно справедливо полагали себя величайшими грешниками, хотя их грехи, если рассуждать объективно, были исчезающе малыми и незначительными по нашим меркам, по меркам обычных людей.
Чем более человек приближается к Богу, тем тяжелее переживает он грех. Кому-то это может показаться даже нездоровым явлением, каким-то болезненным воспалением совести. Но в действительности это вполне здравое и точное переживание той меры ответственности, какую каждый из нас несет перед Богом. Чем ближе человек к Богу, тем выше эта ответственность. Адам согрешил всего лишь один раз в жизни, вкусив запретный плод. Но последствия этого сравнительно малого, по нашим меркам почти ничтожного греха (ну кто из нас не вкушал запретного плода?) просто не поддаются исчислению.
Бог предвидит все наши поступки, слова и мысли. И потому Он как правило просто не приближается к человеку, который не ответит на Его любовь взаимностью. Бог как правило не открывает Себя тем, кто поведет себя недостойно, получив Его благодеяние. Солнце Правды скрывается от тех, кому не принесут пользы Его лучи - просто чтобы не опалить преждевременно, не сжечь своим жаром того, кто пока не готов, но ещё имеет шансы приготовиться к встрече с Ним.
Хотя неверующий, по слову Евангелия, «уже осужден», но мера этого осуждения может быть очень разной. Всё зависит от того, в какой мере обстоятельства жизни данного человека могут оправдывать его неверие, а в какой мере оно есть следствие его собственного произволения. Бог не умножает чудес и знамений для того, чтобы не обременять понапрасну нашу совесть, потому что предвидит, что даже получив эти чудеса и знамения мы все равно не изменимся или почти не изменимся к лучшему.
Когда Сам Христос ходил по земле, проповедуя покаяние, Он изливал чудеса изобильно. Но немногие уверовали. «Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Вот суд Самого Спасителя: содомский грех меньше, чем грех капернаумский. Потому что Содом может быть оправдан неведением, а Капернаум не может.
Полезно помнить, чем окончилась проповедь Спасителя в Иудее. Нет, не Распятием и Воскресением. Ведь дело Христа продолжили апостолы. И они дали великие чудеса и знамения. Но опять-таки - лишь немногие уверовали. Финалом всего этого изобилия чудес стал геноцид всех тех, кто не уверовал. (http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/bahmeteva/0/j36.html)
«Тит послал Иосифа снова убеждать осажденных иерусалимцев, чтоб они сдались. Предложение было отвергнуто с насмешкою. Раздраженный Тит велел распинать на кресте всех захватываемых в плен. Мучимые голодом, люди толпами выходили из города за стены рвать траву для пищи себе; римляне хватали и распинали их. Защитники Иерусалима смотрели на это ужасное зрелище, повторявшееся каждый день, и оставались непоколебимы. Их отважные вожди велели вести подкопы под неприятельские осадные работы, сделали отчаянную вылазку, зажгли римские машины, разрушили работы, которые неприятель возводил 17 дней. Тогда Тит стал строить кругом города Иерусалима с башнями, чтоб отрезать всякий подвоз припасов к осажденным. Озлобленные римские воины построили стену с изумительной быстротою. Но осажденные продолжали с мужеством отчаяния и фанатизма выносить страдания голода и отбивать приступы врага. Иерусалим был переполнен народом, получать припасы было невозможно; голод свирепствовал так, что каждый день осады умирало множество людей; был даже такой случай, что мать зарезала и съела свое дитя. Иосиф говорит, что число умерших от голода простиралось в июле уже до 115,880 человек…
Во время осады Иерусалима погибло от меча, голода и болезней до миллиона ста тысяч иудеев, а в продолжение всей войны около миллиона четырехсот тысяч. Около ста тысяч взяли в плен. Из них большая часть была отправлена в Рим, где строили Колизей - огромное здание для потешных игр. Много иудеев погибло на потешных играх в Риме, Кесарии и других городах, многих отправили в Египет на земляные работы и продали в рабство. Их продавали за самую низкую цену, потому что число было так велико, что едва находились покупатели.»
Такова ответственность тех, кто «видел, но не уверовал». С другой стороны, «блаженны не видевшие, но уверовавшие». Вот в чем причина того, что Бог нечасто дает нам явные чудеса и знамения. А если даёт их - то как правило тем, кто достоин этого, кто готов понести ту ответственность, которую возлагает на человека подобное свидетельство.
В принципе, я не сказал пока ничего нового. Всё это известно и много раз было сказано до меня. Но никто, кажется, ещё не описал связь этого духовного закона с логикой христианской истории, истории Европы и Всемирной истории вообще.


В ответе на этот вопрос заключаются ответы и на все остальные недоуменные вопросы относительно Промысла и попущения.

Например, важнейшего для верующих вопроса современности - вопроса о том, в чем смысл глобализации и почему она сопровождается всесторонним торжеством светской культуры и кризисом религиозного миросозерцания? Размышляя об этом, верующие говорят о «последних временах» и о скором пришествии Антихриста.
[В чем на самом деле смысл Глобализации?]Но в действительности «всё не так плохо, всё гораздо хуже». На самом деле конечный смысл Глобализации - во всемирной проповеди Православия. Вначале Бог все-таки даст великие чудеса и знамения, подобные тем, что видели жители Иудеи незадолго до страшного её истребления. Он даст неверующим шанс уверовать. И только после того как они, подобно древним иудеям, останутся неверующими, настанет время финального акта человеческой истории, самые что ни на есть «последние времена».
Смысл Интернета и Youtube в том, чтобы каждый мог, не выходя из дома, стать свидетелем Божественных чудес, внимательно и придирчиво рассмотреть каждую деталь совершающегося и сделать каждый сам для себя свой вывод, занять свою личную позицию относительного происходящего. Но наибольшая ответственность будет, конечно, на тех, кто увидит всё своими глазами - и потому почти очевидно, что главные события произойдут среди тех, у кого были наибольшие возможности достойно подготовиться, то есть, среди православных. Есть основания полагать, что это случится в России.
Итак, если совсем кратко:
Смысл наблюдаемого ныне торжества светской культуры в том, чтобы снять с православных бремя предварительной грязной работы по Глобализации, пресловутое «бремя белых». Это бремя досталось тем, кто с радостью за него ухватился, думая использовать неразрывно сопряженную с ним власть в своих корыстных интересах. Это нормально. Бог всегда использует в Своих целях тех, кто мнит использовать Его замыслы в своих целях. «Над кощунниками Он посмеивается».
Люди воспользовались христианством как поводом, чтобы огнём и мечом подмять под себя все народы, а добившись своей цели отбросили христианство как что-то лишнее? Ну, так пусть они знают, что в действительности они просто унавозили почву для настоящей проповеди. И сами будут отброшены как что-то лишнее.


Конечно, всё могло сложиться иначе.
[Но почему Путь должен быть таким трудным и кровавым? Неужели нельзя было...][Глобализацию могли провести русские]Глобализацию мира могла провести Православная Империя, и это было бы намного лучше - было бы намного меньше крови и напрасных жертв. Революции могло не быть, Россия могла быть в числе победителей в Первой мировой, затем в союзе с Францией одолеть Англию, а затем мало-помалу одолеть и саму Францию. Мир сегодня был бы намного чище, светлее и интереснее. Но это было бы возможно только при условии, если бы в самой России к тому времени не доминировала уже светская культура, если отравленные её ядом православные сами не подталкивали Империю к революции. А для этого нужно было совсем немного - чтобы Бог умножил Свои чудеса и знамения, чтобы разжег в сердцах русских угасающую веру, пусть и против их воли… Почему Он этого не сделал - на этот вопрос я ответил выше.
Всё могло пойти иначе и тысячелетием раньше.[Византия могла не погибнуть, но стать мировым гегемоном]Тогда ведь православная Византия была гегемоном Европы. Не Италия, а Греция могла и должна была стать колыбелью современной цивилизации. Не гуманизм католического Возрождения, а святоотеческое Православие могло стать основной её культуры. Но если бы не было светской культуры с её «чудесами» науки и техники - кто бы тогда подчинил культурному влиянию Европы весь окружающий мир? Пришлось бы православным самим нести «бремя белых», доказывая цивилизационное преимущество христианства над другими религиями. И это было совсем нетрудно устроить - достаточно было бы Бог опять-таки дать Свои чудеса и знамения… Почему Он этого не сделал - на этот вопрос я ответил выше.
[Апостолы могли обойтись и без помощи государства]Наконец, Бог изначально мог обойтись и вовсе без христианской государственности. Апостолы и их ученики в следующих поколениях могли бы и сами обойти всю Вселенную, по слову Христа Бога уча все народы и «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» Для этого достаточно было бы, чтобы не оскудевал изначальный поток апостольских чудес и знамений, от которого питались первые поколения христиан… Почему Бог этого не сделал - на этот вопрос я ответил выше.

Итак, вот в чем смысл и суть совершающихся на наших глазах великих событий.
Бог не изменяет Своего намерения. Если Он решил проповедать Истинную веру всем народам, то Он и сделает это. Просто Он делает это исходя из некоего «Принципа наименьшего действия» - в максимальной степени опираясь на свойства нашего естества, в минимальной степени обременяя нашу совесть неотвратимой убедительностью действия Своего Божества. Бог предвидит, что люди в подавляющем большинстве окажутся недостойными Его любви. И Он по Своему человеколюбию щадит человека, насколько возможно избегая чрезмерной по отношению к нему требовательности. Вот почему всё идёт именно так, как идёт, и никак иначе. Потому что именно такой ход истории в максимальной степени отвечает нашей внутренней готовности и желанию принять Его слово и последовать Ему.

Я поставил эту заметку завершающей к небольшому циклу, посвященному судьбам русского народа. Или, если угодно, написал предисловие к ней:

"Смерть и жизнь русского народа"
Три источника и три составные части
Взгляд извне и изнутри
Избран Тобою?

историософия, религия, выход есть

Previous post Next post
Up