Последний пост
bohemicus-а -
Путеводитель по близкому будущему - вызвал во мне такую сложную и масштабную цепь историософских ассоциаций, что я пока не до конца осознаю, к какому выводу она меня приближает. Похоже, рождается цельная концепция Всемирной истории, концепция религиозно-философского характера. И я хочу зафиксировать некоторые ключевые пункты этой концепции.
Может быть, Богемик не совсем прав, чего-то недооценивает или что-то переоценивает. Но до сих пор именно этот автор проявил себя как, скажем осторожно, один из наиболее удачливых предсказателей будущего. Случайно вырвавшаяся у одного из читателей в комментариях изумление ("у Вас там что весь сценарий перед глазами?") - во многом отражает и моё впечатление от чтения его постов на протяжении последних двух лет, когда мое собственное видение ситуации множество раз изменялась почти до неузнаваемости. И каждый раз я обнаруживал, что Богемик подобно недвижному маяку во время морской бури продолжает светить с одной и той же неподвижной точки зрения - очень удачно выбранной точки.
Итак, если Богемик прав, то что же получается?
Получается, что мы стоим у конца целой эпохи, начало которой положили завоевательные походы арабов в 7-м веке от Рождества Христова. Прошло целых 14 веков и вот впервые(!) сегодня Европа затеяла ответный поход в самое сердце мусульманского мира. Век 21-й станет веком, когда мусульманский мир будет ассимилирован в Европейскую цивилизацию как одна из её составных частей. Цифры красивые: 7, 14, 21. Посередине между 7-м и 21-м веком лежит век 14-й, первый век Реннесанса, век детства, начала той Европейской цивилизации, зрелость которой мы и наблюдаем сегодня.
Падение Рима в 5-м веке, которое принято на Западе считать концом Античности, в действительно было всего лишь "локальным концом света" для Западной половины Империи, но Восточную Империю оно почти не затронуло. И Императоры Востока вовсе не рассматривали территории Запада как потерянные для Империи. В 6-м веке Юстиниан отвоевал Рим и всю Италию, и Восточная Империя бы не успокоилась до тех пор, пока не вернула бы всю прежнюю территорию Империи под свой контроль. Всё изменилось в начале 7-го века, когда нашествие арабов заставило Империю уйти в глухую оборону. Если искать точную границу между Античностью и Средневековьем, то это именно страшный Седьмой век, век арабского набега на Римскую Империю, положивший конец Древнему миру, перекроивший саму географию этого мира.
Античность не знала такого понятия как "Европа". Миром Античности было Средиземноморье - Римское озеро, которое связывало в единую экономическую, политическую и культурную систему всё разнообразие стран по его берегам. Европа родилась в 7-м веке, когда победоносное арабское войско отторгло от Империи всю Африку и заодно Испанию. Европа родилась в муках войны с "сарацинами", которых в России ещё совсем недавно именовали "басурманами" (сиречь мусульманами). Сначала грекам на Востоке, потом франкам на Западе удалось остановить экспансию арабов, но борьба между двумя цивилизациями с переменным успехом тянулась все 14 веков.
Подчеркну - речь идет не о борьбе двух религий, а о борьбе двух цивилизаций, каждая из которых в ту далекую эпоху безусловно отождествляла себя со своей религией. Сегодняшняя Европа не ставит своей целью уничтожение Ислама как религии и уж конечно вовсе не судьбы Христианства её тревожат. Её цель - насаждение светской культуры, которая с одинаково благожелательным безразличием относится к любому религиозному культу, если он только не посягает на её цивилизационные основы. С христианством Европа покончила в этом смысле ещё в 1648 году, завершив Тридцатилетнюю войну утверждением безусловного примата светского начала в своей политике.
До России эта новация дошла с обычным для нас запозданием. Мы всегда идем в кильватере культурной эволюции Европы, воспринимая утвердившиеся там нормы с запозданием в одно-два поколения. С воцарением Петра Великого это общеевропейское новшество вошло и в жизнь России, а формальным и окончательным его утверждением стало упразднение патриаршества в 1700 году. Это было немного больно, но вовсе не смертельно. Теперь подобную же процедуру предстоит пройти Исламу как мировой религии. Но для Ислама это будет, судя по всему, намного больнее.
Христианство как религия и культура безусловно победило все языческие культы на всех территориях, которые европейцы считают своими. Певрое время христианские народы терпели язычество, затем искореняли его. Но затем ему было найдено лучшее применение. В настоящее время язычество (в том числе буддизм) вполне сознательно культивируется европейцами как опиум для отсталых народов, судьба которых - быть вечной колонией Запада. В их богов никто не верит, за их смешными посмертными ужимками с удовольствием наблюдают многочисленные -ологи и простые зеваки. Безуспешные попытки насадить "традиционное язычество" в России, к счастью, окончились пока пшиком.
А вот Ислам оказался крепким орешком. Исторический опыт показывает, что народы, принявшие Ислам, становятся неспособными принять Христианство. Ислам оказывается в смысле культурной конкуренции удивительно прочным - не менее прочным чем само Христианство. Эта простая религия, предпочитающая синицу в руках журавлю в небе, оказалась не по зубам христианским миссионерам. Греки не смогли обратить в свою веру своих завоевателей - турок. Русские не смогли обратить даже завоеванных ими татар. Ислам обладает прочным иммунитетом против христианства. И вот христианская цивилизация, столкнувшаяся с этой неразрешимой проблемой, с веками вырабатывает против неё свой собственный иммунный ответ: светскую культуру.
Светская культура - незаконнорожденное дитя Христианства. Это прямое продолжение Христианства и вместе с тем его отрицание. И именно светской культуре предстоит нанести Исламу окончательное поражение.
Светская культура по своей природе есть культура гуманистическая. В основе любой культуры лежит культ, и сердце любой культуры бьется религиозным пульсом, даже сердце атеиста. Богом светского человека явялется он сам. Безрелигиозность светской культуры насквозь религиозна. Объектом её поклонения является ЧЕЛОВЕК.
Христианство родилось в тот момент, когда Бог стал Человеком, и умерло в тот момент, когда человек сделал себя богом. Византия девять веков противостояла напору сарацинов и погибла. Но Запад устоял в этой тяжкой борьбе и выработал убийственный для любой религии яд, при помощи которого он духовно подчиняет себе все народы - и никто не в силах помешать. Потому что грешный человек не может устоять против соблазна самообожения. Даже чистый чердцем Адам в раю не смог ему противостоять.
А кто же может ему противостоять? "Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо всё возможно Богу. Из-за умножения беззаконий иссякнет любовь. И Сын Человеческий, придя, обретёт ли веру на земле?" Эти вопросы, кажется, ещё рано ставить. Но "сейчас уже позже, чем вы думаете".
Как православному человеку относиться к торжеству Светской культуры? Позитивно! Потому что нет ничего, что совершалось бы без Промысла Божия. Кто искренне ищет Бога, кто сознает неизбежность смерти и вытекающую из неё суетность этой временной жизни, тому ничто не может помешать на его духовном пути.
Мы вступаем в эпоху окончательного торжества Светской культуры, в век предельного рационализма. Но что может быть более рационального, чем обменять суетные удовольствия временной жизни на вечное блаженство со Христом? Православие не боится светской культуры, потому что оно, конечно, окажется сильнее её. Да оно уже доказало (здесь в России) свою неуничтожимость. Светская культура - смертельный яд, который убьет всех наших конкурентов. И потому наступающий век Торжества Рационализма будет нашим веком. Это будет столетие, когда духовно погибнут миллиарды людей, но спасутся те, кто останется верным Иисусу Христу.
Наступает духовный пир во время чумы.
Мы 14 веков боролись и не смогли одолеть Ислам. И вот - за это Бог наслал на мир чуму. Кто духовно выживет во время этой эпидемии - тот будет жить вечно.
И в качестве постскриптума цитата из Богемика:
Хотя наши потомки почти неизбежно будут атеистами, мы принадлежим к поколению смертных, которое ещё имеет счастливую возможность считать, что всё происходящее угодно Господу, ибо происходит по воле Его.