Согласно первоначальному замыслу, это должна была быть дилогия -
Путеводитель по реальности 2015 и
Путеводитель по близкому будущему. Однако, как часто бывает в подобных случаях, реакция, которую означенные тексты вызвали у читателей, заставила меня сесть за компьютер и написать продолжение. Или, скорее, послесловие.
Комментаторы отметили, что мои прогнозы имеют обыкновение в той или иной форме сбываться ("У Вас там что, программка от всего спектакля?"), что приводимая мною аргументация при этом сплошь и рядом выглядит недостаточной ("Почему вы полагаете независимую левую журналистку рупором правительственного мнения?"), и что в целом многое остаётся скрыто от глаз читателя ("Этот текст явно процент от чего-то большего").
Разумеется, всё это правда. Когда-то я уже говорил, что любой опубликованный текст (во всяком случае, мой) - это только верхушка айсберга (см.
Айсберг). Сегодня мне захотелось зайти дальше и показать вам больше из своей кухни.
Статья в "Индепендент" - это не аргумент и не доказательство, а лишь илллюстрация к моим тезисам (как, впрочем, и любая цитата или ссылка в "Богемских манyскриптах"). Заканчивая "Путеводитель по реальности" анонсом "Путеводителя по будущему", я ещё не знал о существовании текста Алибхай-Браун и собирался выйти на Саудовскую Аравию совсем другим путём.
Сначала я хотел выстроить текст вокруг правил ношения дамских платков. Серьёзно. Иногда я делаю такие вещи. Ведь и самый популярный из моих текстов,
Bang-bang или интервью с Хищником, построен вокруг памятников, изображающих людей с оселедцами. Столь же роскошных картинок с платками у меня под рукой не было, зато было сообщение правозащитной организации In Iustutua о резком увеличении числа нападений на мусульман в Чехии.
В 2014 году было зафиксировано 10 нападений, за 9 месяцев 2015 года - 23. Для сравнения: на иудеев чехи нападали 3 раза в 2014 году и 3 раза в 2015. Под "нападениями" подразумеваются в основном вербальные оскорбления, а ни одно из зафиксированных физических нападений не было квалифицировано как уголовное преступление. Чаще всего речь шла о срывании платков с женщин на улицах или в торговых центрах (некоторые из этих женщин не имели к исламу никакого отношения; им просто нравилось ходить в платках, а прохожие приняли их за мусульманок). (см.
http://www.blesk.cz/clanek/zpravy-uprchlicka-krize/345551/strach-z-islamu-v-cesku-roste-pocet-utoku-proti-muslimum-a-zenam-v-satcich.html , на чешском языке)
Сообщение правозащитников вызвало дискуссию, в ходе которой один чешский исламовед сделал интереснoе замечaние. Он сказал, что двe его прабабки жили в деревне, и ни одна из них никогда не вышла бы из дому без платка. Это навело меня на мысль, что европейцы видят в исламе не внешнюю угрозу, и не конкурирующую силу (ну какая тут может быть конкуренция), а собственное прошлое, с которым они расстались, и о котором не хотят даже вспоминать.
Всё это оттенялось статьёй в "Коммерсанте", на которую в моей френд-ленте сослался ув.
diak_kuraev. В статье говорилось, что до революции интеллигентные дамы носили шляпки и береты, а платки считались признаком принадлежности к нижнему сословию. К 60-м годам ХХ века, когда оппозиционно настроенные горожане стали проявлять интерес к православию, культурная преемственность с исторической Россией была уже настолько разорвана, что уходившие в православие комсомолки приняли платки за атрибут веры:
"Старшее поколение верующих смотрело на эту непонятную молодежь с некоторым недоумением. Еще в 80-е годы в церковной среде можно было слышать ироничные высказывания в адрес заполнявших храмы девушек в юбках до пола и платках, которые мечут театральные поклоны и даже (о ужас!) могут пойти в платке на работу.
Когда одни видят в платке предмет из простонародного гардероба, а другие - специфический православный головной убор, возникает масса забавных недоразумений. В мемуарах о митрополите Питириме (Нечаеве) приведен рассказ о сотруднице патриархии, которая стала ходить на работу в платке. Увидев очередной раз эту женщину, митрополит Питирим указал на платок и с любопытством спросил: "Что это за гадость такая у тебя на голове?"
http://diak-kuraev.livejournal.com/935567.html Такой вариант поста подразумевал жёсткую тираду по поводу нынешней религиозной политики властей РФ. И она там, естественно, была. Там много чего было, а мостом, ведущим к Саудовской Аравии, мне служила вот эта картинка:
Понятно, что в эпоху, считающую гадостью даже платок, страна, в которой женщин заставляют носить хиджабы - не жилец. Саудитов вполне могут стереть в порошок за одни цифры из этой таблицы...
... написав это, я нашёл текст совершенно неубедительным. И удалил его. В окончательной версии поста от варианта с платками не осталось ни строчки.
Началась работа над вторым вариантом, посвящённым книге Найджела Барбера "Почему атеизм сменит религию". Барбер - живущий в США ирландский социолог. На Западе его работа стала предметом активного обсуждения, у нас, насколько я знаю, её не удосужились перевести.
На титульной странице книги ирландско-американского социолога Найджела Барбера "Почему атеизм заменит религию" изображена Прага
Основной тезис Барбера заключается в том, что если сейчас лишь около 14% населения Земли причисляют себя к атеистам, то уже к 2041 году карта обернётся, и неверующие станут на планете большинством. Pелигию oн рассматривает, как механизм психологической защиты против неприятных эмоций, вызываемых войнами, бедствиями и нищетой. Барбер указывает, что если в земледельческих обществах в Бога верит порядка 95% популяции, а в несчастной субсахарской Африке - 99% (за исключением более развитой ЮАР, где эта цифра ниже), то в благополучных, стабильных и богатых социумах - Скандинавии или Японии - атеисты давно уже составляют большинство населения.
Экстраполируя нынешние темпы экономического роста на ближайшие десятилетия, Барбер приходит к выводу, что средний класс большинства стран мира скоро достигнет уровня жизни, при котором перестанет нуждаться в религии. Что касается вызываемых религиозными чувствами эмоций, то их заменят развлечения, игры, спортивные зрелища и "некоторые химические субстанции". Найджел Барбер допускает, что серьёзный экономический кризис мог бы затормозить процесс атеизации человечества, но не более, чем на 10 лет. Вероятность возврата человечества к религиозному мышлению Барбер оценивает примерно как вероятность, что взрослые люди вернутся к вере в Санта Клауса.
Переход от грядущей атеизации планеты к неизбежному разгрому обскурантистских обществ вообще и Саудовской Аравии в частности слишком очевиден, чтобы останавливаться на нём подробнее...
... но я не дописал этот пост до конца. Он перестал мне нравиться уже в середине. Текст слишком напоминал атеистическую пропаганду советского времени. Это была не моя стилистика и не моя система аргументации. К тому же пост оказывался слишком завязан на один-единственный источник, да ещё известный мне лишь по рецензиям и пересказам, а обращение к трудам иных авторов сходных взглядов лишь усугубило бы стилистичeскую дисгармонию.
Я стёр вариант с Найджелом Барбером и в третий раз начал сначала. Теперь в центре моего внимания оказались географические карты. Мысль о картах возникла у меня чуть раньше, я хотел использовать их в качестве иллюстрации к тезисам Барбера. Однако теперь мне казалось, что будет куда интереснее сделать карты каркасом, удерживающим весь текст.
Карт могло быть две или три (я так и не принял окончательного решения относительно их числа). Их цветовая гамма была восхитительна. Первая изображала мракобесие в чистом виде и с минималистским изяществом обходилась одной чёрной краской:
На этой карте показаны страны, в которых в XXI веке вероотступничество карается смертью. Это примерно половина исламского мира. Саудовская Аравия - в самом центре мировой Тьмы.
Вторая карта, напротив, фиксировала зоны свободомыслия в мире и была выдержана в прохладных, освежающих тонах:
На этой карте показано распространение на планете атеизма. Наиболее атеистические страны мира - это скандинавские королевства, японская империя и Вьетнам. Ну, и крошечное пятнышко в центре Европы - благословенная Богемия. Кроме того, довольно много атеистов в Германии, Франции, Великобритании, бывших британских доминионах, России и некоторых отторгнутых русских губерниях.
Ну и, наконец, третья карта. Та, относительно которой я не решил, нужна ли она:
На этой карте показано распространение в Европе веры в существование Бога. Нетрудно заметить, что наиболее верующие страны - это Румыния, Албания, Хорватия и Босния. А чемпионы неверия - Чехия и Эстония.
Использование карты Европы, посреди которой буквально светится атеизмом страна, в которой я обитаю, неизбежно влекло за собой отступления от основной темы. Например, мне пришлось бы сравнивать некоторые аспекты жизни в безбожной Чехии и в набожной Польше. И оказалось бы, что известные из российских криминальных новостей сюжеты с охотой похоронных бюро за трупами детально воспроизводятся польскими католиками, зато совершенно неизвестны чешским атеистам. Или что благодаря запретам интеррупции польки вынуждены ездить на аборты в Чехию (или в Германию, или в Россию, это зависит от их географических и финансовых возможностей).
В общем, композиция выстроенного вокруг трёх карт поста была бы довольно сложной, но меня это скорее вдохновляло, нежели отпугивало. Я взялся за дело. Мне хорошо писалось, и некоторые из найденных оборотов даже вошли в окончательный вариант текста...
... но тут мне на глаза попалась статья блистательной Ясмин в "Индепендент", и результат вам известен. Я убрал из "Путеводителя по будущему" карты, нашёл подходящую к случаю фотографию Мекки, и написал то, что написал. Первые три варианта ушли в контекст и в подтекст постa, в материал для будущих постов и для ответов комментаторaм. Четвёртый я счёл достойным вашего внимания.
Примерно так пишутся все посты в "Богемских манускриптах". Если вам это интересно, могу сказать, что и данный текст - не исключение. По ходу дела у него сменилось не менее шести названий, в диапазоне от "Путеводитель по хаосу" до "Путеводитель по ratio".
Его первый вариант строился вокруг одного известного психологического теста (пожалуй, сохраню ссылку на него, вдруг когда-нибудь пригодится
http://socionika-test.info/test/ ). Oн содержал рассуждения о рациональном мышлении и множество автоцитат.
Вторая версия выходила на тему бессмертия и предварялась двумя эпиграфами (это были цитаты из "Этого бессмертного" Желязны и из римского цикла Галковского). Она крутилась вокруг тезиса о скором достижении человечеством физического бессмертия и о ненужности бессмертным других богов.
От этого текста осталась только концовка. Звучит она так:
И хотя наши потомки почти неизбежно будут атеистами, мы принадлежим к поколению смертных, которое ещё имеет счастливую возможность считать, что всё происходящее угодно Господу, ибо происходит по воле Его.
Click to view
В 2014 году Господу было угодно, чтобы в итальянском "Голосе" победила двадцатипятилетняя сестра-урсулинка Кристина Скуччия. Первoe же выступление монаxини произвелo на жюри неизгладимое впечaтлениe, а в финале сестра Кристина получила 62% голосов телезрителей.