Американский телесериал «Декстер», повествующий о добром и положительном маньяке-убийце - это настолько большой и любопытный материал для исследования, что какое-то время мне даже хотелось написать по этой теме большую и подробную работу. Но последнее время я что-то устал ковыряться в душепагубных увлечениях мира сего, устал от нестерпимой вони, которую ощущаешь всякий раз в своей собственной душе, стоит только расшевелить подобную тему. Потому что и сам я грешник, подобный убийце Декстеру, и слишком большой резонанс в моей душе вызывают его греховные страсти.
Потому я решил ограничиться небольшой заметкой, в которой набросаю две-три основных идеи, возникших у меня по этому поводу, не углубляясь излишне в порой неаппетитные подробности биографии общественно-полезного маньяка-убийцы. Хотя материал это любопытный. Особую пикантность этому образу сообщает то обстоятельство, что этот маньяк работает в полиции, в отделе по расследованию убийств - и таким образом активно участвует в каждом следствии по своим собственным преступлениям.
Основная идейная драма, основной вопрос этого сериала, вокруг которого вертится сюжет - может ли человечество извлечь пользу из общения с дьяволом? И основное достоинство этого сериала в том, что на этот вопрос после долгих и мучительных копаний его создатели дают совершенно определенный отрицательный ответ.
Каждый из восьми сезонов сериала посвящен одной из существенных жизненных тем Декстера:
И по каждой из этих тем Декстер терпит сокрушительное поражение, подобно старухе из сказки Пушкина оставшись в конце концов у разбитого корыта.
Конечно, создателям сериала не удалось создать образ доброго маньяка. Декстер - каким его видно в фильме - действительно добрый человек, но вот только он никакой не маньяк. Он всего лишь социопат, подобно Холмсу из британского сериала "Шерлок". Он лишь классический василиск (пользуясь термином Богемика). И да, он тоже гений, хотя и необычный гений. Бывают гении - художники и поэты, ученые и политики. Декстер - гений убийства.
Или, лучше сказать, у Декстера есть гений убийства. Фильм довольно любопытен в том отношении, что в нём гений Декстера показан тем, кем любой гений и является в действительности: отдельным существом, в тесном контакте с которым находится человек, метонимически также именуемый «гением». Гений Декстера является ему в виде его отца, беседует с ним и учит его добру в самых неожиданных смыслах этого слова. Этот мнимый покойник, дух отца Гамлета Декстера, является в этом сериале пророком и музой его создателей. Как и любая муза, этот демон-убийца не лишен эстетического чувства. Хотя это, конечно, весьма специфическая эстетика, эстетика крови. Её красивые красные брызги с детства приводят Декстера в восторг.
Гений Декстера вселился в его сердце в раннем детстве. И это не примитивный дух смерти, вселяющий в человека тупую неодолимую жажду убийства. Нет, это скорее заботливый отец, который постоянно опекает, кропотливо обучает его, как именно ему следует реализовать эту свою мучительную одержимость. И дело тут не только в детальных инструкциях по заметанию следов. Прежде всего, демон дает Декстеру нравственный кодекс, позволяющий тому балансировать на грани добра и зла, никогда не переходя её настолько, чтобы на него немедленно обрушился гнев Божий.
Прежде всего, Декстеру ни при каких обстоятельствах нельзя убивать тех, кто сам никого не убил. Ему суждено всю жизнь охотиться на других маньяков-убийц, тем самым исполняя слово Писания: Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Это и позволяет ему прожить достаточно долгую и по-своему счастливую жизнь, методично уничтожая подобных себе - чему естественно способствует и его работа в полиции. К слову, другие маньяки, отрицательные герои - жертвы Декстера - показаны в сериале весьма правдоподобно психологически. Образ доброго маньяка американцам создать не удалось, в чем винить их невозможно - эта задача неразрешима. Зато образы злых маньяков, заслуживающих смерти, американцам удались на славу. Они проходят перед глазами зрителя разнообразной и нескончаемой чередой, а увлекательная охота на них составляет главное зрелищное содержание фильма. "Декстер" намного круче и несравненно реалистичнее китайских боевиков; это настоящая энциклопедия реального боевого искусства, включающего в себя не только и не столько примитивное дрыгоножество и рукомашество, сколько умение выслеживать, скрадывать и плести интригу.
Самый любопытный сезон сериала - несомненно шестой, в котором Декстер входит в соприкосновение с христианством. Естественно, Декстер в Бога не верит. В противном случае у него возникло бы к своему гению слишком много недоуменных вопросов, на которые тот ответить бы не смог, и сюжет фильма просто не состоялся бы. И естественно, Декстер входит в соприкосновение не с Православием, а с какой-то там формой протестантизма. То есть, его контакт с христианством - почти невесомый, косметический. Тем не менее, музу это весьма сильно напрягает, и она вынуждена выложиться по полной. Это единственный сезон, в котором Декстер вступает в ссору со своим мнимым «отцом», отказывается от услуг своего служебного духа, так что тот вынужден сменить обличие и вот - теперь он является Декстеру уже в виде его брата-маньяка, убитого самим же Декстером в первом сезоне.
При этом если, являясь в виде «отца», гений Декстера учит его в некотором роде «добру», то теперь, явившись в виде «брата», он учит Декстера уже злу. И не случайно здесь единственный случай, когда демон Декстера помогает ему в его страшных делах не только полезным советом, но и прямым действием, сверхъестественно убивая одного противника, от которого Декстеру, казалось, уже не было спасения. Этим опровергается ошибочная идея, будто речь в фильме идет всего лишь о фантазиях или галлюцинациях Декстера. Нет, в фильме показан натуральный дьявол, хотя показан и с известной долей художественной условности.
В шестом сезоне Декстер слишком приближается к Истине. Конечно, он пока далек от веры во Христа, но уже готов признать по крайней мере нравственное превосходство религии. И дьяволу приходится принять экстренные меры, чтобы удержать своего клиента от «падения» в столь опасную область. Достигнув в этом решительного успеха, он пытается окончательно погубить Декстера, уговаривая его теперь отказаться от всех правил и убивать всех подряд, а не только маньяков. Если бы Декстер поддался соблазну, он несомнено подставился бы как и его многочисленные клиенты-убийцы и скоро кончил бы жизнь на электрическом стуле. Но Декстер оказывается крепким орешком и твердо стоит на своем нарвственном кодексе, после чего демону остается лишь удовольствоваться прежним статус кво. Он вновь является Декстеру в виде его покойного отца, мудрого и доброго полицейского, который когда-то покончил с собой, увидев, какое чудовище он вырастил.
Можно сказать и так, что «Декстер» - это фильм о ревности. Ревности демона к своему избраннику-человеку. И это заставляет нас провести неожиданную параллель «Декстера» с аниме Миядзаки «Служба доставки Кики». Миядзаки рассказал нам историю о том, как демон возревновал свою ведьму к мальчику, с которым та подружилась. Создатели «Декстера» рассказывают нам историю о том, как демон Декстера возревновал своего подопечного ко всему на свете, ко всем человеческим привязанностям и ценностям.
В первом сезоне Декстер должен убить своего брата-маньяка, чтобы спасти сестру, которая тоже работает полицейским, в том же отделе по расследованию убийств. Дело облегчается тем, что его брат - тоже маньяк убийца, по которому давно плачет электрический стул. Во втором сезоне Декстер вынужден уничтожить своего коллегу, который напал на след Декстера и почти вывел полицейского-убийцу на чистую воду. Драма тут в том, что Декстер считает себя не вправе убивать этого честного человека - ведь это против его правил. Так что эту часть работы демону приходится взять на себя, и он с нею отлично справляется, организовав любопытную многоходовку. В третьем сезоне Декстеру приходится убить единственного друга, прокурора, под влиянием Декстера вкусившего прелести маниакального убийства и ставшего слишком опасным для общества вообще и для самого Декстера в особенности. С кем поведешься, от того и наберешься. В четвертом сезоне Декстеру не удается защитить от очередного маньяка-убийцы свою собственную жену. Внимательно вглядываясь в логику происшедшего, можно понять, что случившееся - несомненная подстава «гения», который таким образом «освободил» своего клиента от супружницы. Когда им это выгодно, демоны порой становятся удивительно неловкими. В пятом сезоне Декстер влюбляется и почти сразу теряет любовь. Женщина, ставшая жертвой насильников, просит Декстера помочь её совершить совершенно справедливую месть. Общее правое дело до самой глубины души объединяет любовников, но, достигнув желаемого, она признается Декстеру, что всё-таки не сможет жить с убийцей. Месть сладка, но на ней не построишь прочного счастья. В шестом сезоне демон Декстера наносит ему первый удар в самое слабое место его души. Его сестре Дебре внезапно (опять неловкий случай) открывается правда о том, чем в действительности живет и дышит её любимый брат-полицейский. В сущности, сестра - самый близкий человек Декстера. Они любят друг друга действительно от всего сердца. И именно вот это откровение Дебры - начало конца Декстера. Как я уже сказал выше, в шестом сезоне Декстер слишком уж близко (по мнению его гения) подошел к Истине. И потому где-то наверху в воздушных слоях было принято решение, что с Декстером пора кончать. Шестой сезон - это начало конца, именно здесь завязываются узелки на шее всех главных персонажей трагедии. В седьмом сезоне теперь уже сестра Декстера, Дебра, чтобы спасти своего брата вынуждена убить невинного человека, их общую начальницу по отделу расследования убийств. Наконец, в последнем, восьмом сезоне демон добивает Декстера окончательно, методично уничтожая одного за другим всех, кто ему дорог, или в лучшем случае удаляя их от Декстера навеки. Он теряет возлюбленную, учителя и ученика. Последней каплей становится смерть сестры, Дебры, после чего полностью опустошенный, потерявший смысл жизни Декстер уходит навеки.
Естественно, я отмечаю здесь лишь самые общие вехи происшедшего, выстраивая даже не логическую цепочку толкования, а лишь общий принцип - под каким углом зрения следует взглянуть на эти фильмы, чтобы понять их действительный смысл, чтобы не остаться навеки зачарованным музой Декстера.
Да, демоны часто кажутся дружелюбными и порой даже приносят реальную житейскую пользу - а иначе люди давно отвергли бы их и обратились к Истине - однако рано или поздно всё подаренное ими золото обязательно превращается в черепки. В этом смысле кровавая фантазия американцев о добром маньяке, очень нелегкая для зрителя трагедия жизни Декстера, все-таки несет печать жизненной правды и духовного откровения без чего не может обойтись настоящее искусство.
Читая и перечитывая полезнейший для православного мирянина журнал уважаемого ortopas, я внезапно осознал то, что для моего внимательного читателя, наверное, было очевидно с самого начала. Конечно же, "добрый" дух убийства, который наставлял и бережно "пас" Декстера (см. Два слова о добром демоне Декстера), был его Супер-Эго, дух его приёмного отца, полицейского Гарри Моргана, полученный Декстером по наследству через психический механизм, описанный ещё Фрейдом и затем переосмысленной ortopas-ом с точки зрения Православной Церкви. (А следовательно, ";дух брата" из самого интересно Шестого сезона - это на самом деле дух, погубивший его мать и тем самым толкнувший Декстера в объятия духу Гарри Моргана![Spoiler (click to open)]То есть, дух матери? почему нет, но это уже чистая спекуляция.
Если так, то выходит, что мы имеем дело с американской версией Гамлета. :)
PS: очень подробный и любопытный разбор сериала -- целый сайт посвящен этому!