Необходимое предисловие.
Я уже касался вопросов взаимоотношения полов, освещая
матриархат,
патриархат и
доклассовую групповую семью. Дошла очередь и до современных отношений между полами. Я постараюсь наиболее полно осветить этот вопрос, включая проблемы сексуальных девиаций, проституции и, традиционно, коснусь гендерных отношений в бесклассовом (послеклассовом) обществе. Будут сформированы принципы, на которых должны стоять марксисты по вопросам семьи, брака и прочих половых отношений. Абстрактный, бесклассовый, бытовой анализ этого вопроса смысла не имеет, он сводится к бесконечному обсуждению и решению частных проблем.
При раскрытии темы не будут рассмотрены вопросы половых отношений, протекающих на фоне и/или являющихся следствием психических заболеваний и пограничных состояний. Это частный случай и является делом психиатрии и сексопатологии. Так же задачей данной статьи не является рассмотрение всего комплекса половых взаимоотношений, всех причин и проявлений девиантного поведения и т.д., рассмотрены будут лишь наиболее общие, принципиальные вопросы.
Половые отношения в классовом обществе.
Традиционная семья.
На сегодня традиционным типом семьи является гетеросексуальная моногамная семья. Не вижу смысла особо рассказывать о том, как такая семья устроена и какие проблемы имеет, читатель и сам в курсе дел, так как другие типы браков (однополый, полигамный, полиандрийный, групповой-«шведский») составляют ничтожное меньшинство. Поэтому сразу перейду к основному вопросу.
Моногамная семья формировалась в условиях классового общества, основанного на эксплуатации человека человеком, на отношениях собственности. При рассмотрении патриархальной семьи я упоминал, что женщина там находилась на положении раба, инкубатора для детей патриарха, главы рода. Это положение в гораздо более мягком виде дошло и до наших дней: сегодня нормой считается доминирование мужчины в семье. В период рабовладения патриархальная традиция отношения к женщине преимущественно сохранялась, порой доходя до крайних степеней, как, например, было в Лакодемоне, когда половые отношения с женщиной считались низкими и необходимыми лишь для продолжения рода, а таковые между мужчинами - высокими. По мере изменения общественных отношений с женщины, хоть незначительно, но все же снималось зависимое, рабское положение. В период буржуазных отношений дискриминация женщин сохранялась, они были лишены избирательных прав (в Европе - до 1930-х гг, в США - до 1920 г) и т.п., но, главное, за равный с мужчиной труд они получали меньше. Поэтому доходило до абсурда, когда в определенные периоды времени в Европе мужчин не брали на работу и они сидели дома, а женщины работали. На сегодня женщина в подавляющем большинстве стран, исключая некоторые государства с сильными традициями полового неравенства (в основном это исламские государства) женщины равны в правах с мужчинами.
Отношения собственности, классовые отношения со времен патриархата занимают доминирующее положение в гендерных отношениях вцелом, и в семейных в частности. В феодальном обществе, например, мы видели сословность брака. Стремление вступить в брак с человеком «своего круга» сохраняется и в буржуазном обществе. Целью брака у представителей эксплуататорских классов является сохранение, преумножение своего состояния и передача его своим наследникам. У них нередки браки по рассчету, нормой является брачный договор, дискриминационное положение одного из супругов, в случае «неравного» брака. Эти и прочие проявления отношений собственности между мужчиной и женщиной являются на данный момент нормой в обществе, но нормой, навязываемой явно и косвенно, эксплуататорскими классами. В более или менее редуцированном виде они доходят практически до самых нижних слоев общества. Наиболее свободными от отношений собственности и, следовательно, наиболее искренне руководствующимися чувствами являются представители пролетариата, хотя и они от них целиком не избавлены, так как семья все равно включена, как минимум, в товарно-денежные отношения в обществе.
Пережитки патриархальных отношений, укрепляемые в обществе эксплуататорскими классами, приводят не только к характерному разделению прав и обязанностей между супругами в семье, но и к тому, что брак и просто близкие отношения между мужчиной и женщиной в большей или меньшей степени становятся потребительскими, приобретают вид сделки (брачный договор является апофеозом таких отношений). И именно остатки патриархальных традиций ставят в этой сделке мужчину на роль покупателя услуг, женщину - на роль их поставщика (в качестве услуг кроме секса могут выступать, например, обретние социального статуса семьянина, дети, ведение домашнего хозяйства, сопровождение на общественных мероприятиях и т.д.). Хотя бывает и наоборот (альфонсы).
Обращаю внимание: я не утверждаю, что каждая пара является результатом сделки, я утверждаю, что на каждую пару извне действуют факторы, вынуждающие подходить к совместной жизни как к сделке.
И дальше все зависит от того, насколько эти факторы (общественная мораль, традиции, этика, государственные семейные законы и т.д.) глубоко проникли в эту совместную жизнь. А это уже зависит от того, носителями какого классового сознания и в какой степени являются мужчина и женщина и насколько сильны указанные факторы. Потому в юношеском возрасте люди и влюбляются и переживают чувства ярче и сильнее, что они пока не обременены отношениями собственности, они привыкли жить беспечно в родительском доме и пока не научились задумываться о материальной стороне совместной жизни с объектом влюбленности.
Таким образом, во многих случаях происходит конфликт между чувственной стороной гендерных отношений и материальной, между коллективистской чертой полового партнерства и индивидуализмом (взращеным капитализмом) каждого из партнеров. Возникают стремления в той или иной мере использовать чувства для улучшения материального благосостояния за счет другого человека. Рождается такое явление как иждивенчество. Появляются недоверие к потенциальному супругу (партнеру) и имущественный ценз у женщин (стремление не продешевить с услугами), зачастую это завуалировано (например, фразами, типа «главное чтобы была любовь, но и нищеброда, который не может обеспечить семью, мне не надо»). Появляется стремление получить в жены (партнерши) женщину, обладающую лучшими определенными душевными и физическими качествами за имеющиеся средства (фразы, типа «главное чтобы была любовь, но чтоб жена была не кривая, не жирная и жить не мешала»). В этой сделке мужчина и женщина в равной мере меркантильны.
Еще раз повторяю, не во всех случаях партнеры руководствуются меркантильными соображениями, но во всех случаях антагонистическое классовое общество и государство пытаются сформировать в (потенциальной) семейной паре черту потребительства по отношению друг к другу.
Насколько это происходит успешно зависит от конкретных людей и обстоятельств.
Проституция.
Проституция (как мужская так и женская) есть конечный результат товарно-денежных отношений в половом вопросе в классовом обществе. Пожалуй добавить больше нечего.
Сексуальные девиации (извращения).
Сексуальные девиации, в частности гомосексуализм, являются следствием воздействия антагонистического классового общества на индивида (как было сказано в начале статьи, патологии в расчет не берутся). Некоторые более-менее состоятельные представители эксплуататорских классов, которые могут позволить себе какой угодно предмет полового влечения, предаются извращениям, например, из-за пресыщения традиционным сексом, в поиске сексуальных экспериментов. Не очень состоятельные граждане приобщаются к девиациям ввиду других причин. Как было указано выше, отношения собственности в классовом обществе формируют определенные общественные отношения, социальные стереотипы. И несоответствие в той или иной мере этим стереотипам приводит к неудачным попыткам создания пары, что в свою очередь может привести к определенным разочарованиям, разрушению идеалов (например, «бабам нужны только деньги», «мужикам нужен только секс») и даже проблемам с психикой (неврозы, депрессии). В таких ситуациях одним из выходов (подчеркиваю, одним из, а не единственным) становится смена сексуальной ориентации. Партнер своего пола в большинстве случаев понимает указанные проблемы, морально поддерживает, с ним проще найти общий язык и т.д.
В т.н. «цивилизованных» странах в связи с тем, что гомосексуалисты до недавнего времени подвергались фактической и юридической дискриминации, развернута кампания за их гражданские права и формирование к ним толерантного отношения в обществе (как к варианту нормальных половых отношений). Причем часто доходит до абсурда, когда в угоду этой кампании фактически в правах начинают ущемляться люди с традиционной сексуальной ориентацией. На деле же конечной, хотя и никем не декларируемой, целью данной кампании является признание нормой и дальнейшее укрепление социального неравенства и отношений собственности в гендерном вопросе.
Отношение коммунистов к половому вопросу в классовом обществе.
В связи с тем, что на половые отношения мужчины и женщины действуют отношения собственности и классовые общественные идеалы, коммунистам следует раскрывать сущность этих явлений в агитационно-пропагандистской работе, бороться за невмешательство государства и общества в семейную и сексуальную жизнь граждан, за снятие половой дискриминации (если таковая имеется), за искоренение влияния материальной стороны семейной жизни и потребительского отношения партнеров друг к другу в максимально возможной степени.
Так же следует бороться за равные гражданские права гомосексуалистов, но всегда говорить о причинах возникновения такой девиации. Кто признает гомосексуализм вариантом нормы, тот фактически признает нормой классовое неравенство и отношения собственности в половом вопросе.
В конечном счете задача коммунистов состоит в убеждении граждан в том, что большинство проблем в означенном вопросе будут сняты лишь с установлением бесклассового общества.
Половые отношения в переходном обществе.
Как было сказано выше, благодаря занимаемому месту в способе производства, наиболее избавленным от материальных отношений в семье близким к созданию пары, основанной лишь на чувствах, на любви, на взаимных симпатиях, является пролетариат. Взяв власть, в период своей диктатуры пролетариат начинает изживать атавизмы антагонистических классовых обществ. Переходное общество несет в себе остаточную классовость, сохраняются некоторые непролетарские социальные группы, сохраняются носители чуждых классовых идеалов, сохраняются элементы товарно-денежных отношений. Все эти пережитки в большей или меньшей степени продолжают негативно влиять на гендерные отношения. Поэтому задачи коммунистов в перходном обществе сходны с задачами в обществе буржуазном. Семейная жизнь открывается обществу лишь в той мере, в какой она оказывает влияние на это общество.
Что касается непосредственно секса, то он остается личной и неприкосновенной стороной жизни человека. Следует помнить, что секс двух людей, не обремененных постоянной заботой о завтрашнем дне, о своем материальном благополучии, становится более свободным и доставляет больше радости партнерам. Однако не следует путать свободный секс с половой распущенностью, каковая является особенностью потребителького общества.
Половые отношения в послеклассовом (коммунистическом) обществе.
Касаясь
проблемы абортов, я уже писал, что переход к бесклассовому обществу характеризуется высоким уровнем производительных сил. Этим достигается удовлетворение в достаточном объеме потребностей такого общества вцелом и каждого из его граждан в частности. Достаток каждого гражданина приводит к снятию индивидуалистических, эгоистических, потребительских черт характера, стремления к наживе, к власти над другими людьми. Проблемы, возникающие в обществе становятся неантагонистическими и их решение приводит не к разрушительным, а созидательным процессам в отношениях. Общество сплачивается, солидаризуется. Отношения между мужчиной и женщиной отныне основываются исключительно на чувствах, материальная сторона жизни семьи и все, что с ней связано, нивелируется. Половые девиации сходят на нет либо становятся крайне редкими эпизодами.Выбор полового партнера становится свободным, секс - максимально радостным. Люди более не боятся ошибиться в выборе, эта ошибка перестает быть трагической. Поэтому продолжительность совместной жизни партнеров зависит только от того, насколько они близки по взглядам и симпатичны друг другу, насколько сильна их любовь и дружеские отношения. Они не опасаются заводить детей, т.к. в случае необходимости опеку над детьми в необходимой части берет на себя все общество.