Самые любопытные и необычные концерты «Аквариума»

Jun 02, 2023 15:54

Недавно я выпустил обзор всех номерных альбомов «Аквариума» в виде субъективного рейтинга от худшего к лучшему. Но творческое наследие БГ столь велико, что одними номерными альбомами объять его невозможно. Помимо них, у группы выходило множество сторонних проектов, компиляций, антологий и, конечно же, концертов. И вот как раз о концертах я хочу поговорить в этом посте.
Я собрал для вас концерты «Аквариума» и БГ, которые считаю самыми любопытными с исторической, культурной или просто личной субъективной точки зрения. Расположил я их в хронологическом порядке, так что на этот раз это не рейтинг. У каждого альбома я сделал ссылку либо на его запись на «Пустых местах» (выдающийся сайт, жаль, уже не обновляется), либо на ютуб. В общем, приятного прочтения и прослушивания!

Go, Фагот, Go! (1980)
В этой записи всего семь песен, но ее значимость для истории переоценить невозможно. Во-первых, здесь с группой еще играет Фагот (Александр Александров), во-вторых, звучит совсем отбитая ранняя версия «Блюза диких людей», в-третьих, звучит раритетнейшая версия «Глядя в телевизор», в-четвертых - пронзительная «Вызываю огонь на себя», в-пятых - малоизвестная «Давай будем вместе». И это за семь песен!

Концерт в ДК Кусковского химзавода (1981)
Не самый известный концерт, но при этом, пожалуй, наилучшим образом характеризующий «Аквариум» того периода. Здесь и тяжелый рок, и блюз, и регги, и медитативные композиции. В общем, за 14 треков идеально показан «срез» того «Аквариума». Плюс здесь звучат две раритетнейшие композиции - «Ребята ловят свой кайф» и «Белое регги», которые нигде и никогда больше не исполнялись. Позднее в рамках проекта «Антология» эти записи включили бонус-треками на альбом «Электричество».

Электрошок (1982)
В нулевые до ума были доведены два концерта «электрического» «Аквариума» 1982 года - «Арокс и Штёр» и «Электрошок». Оба очень показательны по части того безумия, которое устраивала группа в те годы (на мой взгляд, более показательны, чем сторона A альбома «Электричество»). В целом трек-лист альбомов похожий, но из них двух я рекомендую именно «Электрошок». В первую очередь из-за его безумной концовки, где группа начала измываться над «Подмосковными вечерами», им отключили звук, а после этого они еще успели чуть-чуть «Тутти-Фрути» спеть. Если честно, в этот момент я представляю, будто им заламывают за руки и выводят со сцены КГБшники, и они из последних сил тянутся к микрофонам и чуть-чуть играют на бис.

Нью-Йоркские страдания (1991)
В том же году состоялся последний концерт первого состава «Аквариума», где они даже успели спеть с Майком «Пригородный блюз», но, на мой взгляд, «Нью-Йоркские страдания» получились даже лучше. Тут и ранний «Аквариум», и песни переходного периода, и мощные отголоски грядущего «БГ-Бэнда». Очень люблю переслушивать его.

Письма капитана Воронина (1993)
Любите ли вы «Аквариум» периода «Русского альбома» так, как люблю его я? Если да, то вы обязаны послушать «Письма капитана Воронина». Блестящий концерт того состава с программой «Русского альбома» и еще кучей не вошедших туда песен. Одни из них рамках «Антологии» были позднее включены в «Русский альбом» бонус-треками), другие потом были записаны в вышедшие постфактум «Феодализм» и «Наша жизнь с точки зрения деревьев».
По мне «Письма капитана Воронина» - это тот случай, когда альбом заслуживал быть в списке номерных и не попал туда по дикой несправедливости. По большому счету он ничем не хуже тех же «Десяти стрел». На «Стрелах» тоже есть концертные записи песен, которые были на номерных альбомах, и тоже последний трогательный грустный трек был записан в студии (на «Стрелах» - это «Город золотой», на «Письмах» - «День радости»).

Сезон для змей (1996)
История «Аквариума 2.0» (состав группы с 1992 по 1997 год) для меня всегда стояла где-то в сторонке. «Аквариум 1.0» - это буквально история, причем не только группы, а вообще советской подпольной музыки, составы 3.0 и 4.0 развивались и развиваются уже на моих глазах, а что там было с группой в девяностые, как-то не особо интересно. Плюс там, судя по всему, была большая текучка. Тем интересней смотреть на состав группы на этом любопытном концерте. Уже играет в группе Алексей Зубарев, только-только пришел скрипач Андрей Суротдинов (который до сих пор с «Аквариумом» и держит рекорд по непрерывной продолжительности игры в группе), еще в составе Сергей Щураков, вместе с ними британка Кейт Сент-Джон и внезапно примкнувший Дюша Романов.
И, вторя столь эклектичному составу, трек-лист у альбома просто безумнейший. Тут и совсем забытые песни восьмидесятых, и хиты позднего «Аквариума 1.0», и свежие на тот момент композиции, и «Письмо в захолустье», и редчайшее (возможно, единственное) исполнение «Ангела дождя». Очень рекомендую к прослушиванию.

25 лет (1997)
Юбилейный концерт, на котором БГ собрал практически весь золотой состав «Аквариума», включая Фагота, который ушел из группы еще в 1980-м, и Севу Гаккеля, который покинул коллектив со скандалом. Даже барабанщиков смогли пригласить сразу двоих - Губермана и Трощенкова. Жаль только, что Титова не было, и вместо него играл Владимир Кудрявцев, штатный басист «Аквариума 3.0».
В принципе, мне особо нечего сказать про этот концерт. Он ценен в первую очередь тем, кто играл на сцене.
Вообще есть два концерта на 25-летие - московский и питерский. Понятное дело, рекомендую вам питерский. Он и подлиннее, и поаутентичнее.

Молитва и пост (1998)
В 1998 году, видимо, вдохновившись концертом с золотым составом, БГ устроил серию концертов «Новый электрический пес», на которых пел преимущественно песни старого «Аквариума» (а еще почему-то «Афанасий Никити буги» и «Скорбец»). Об одном из таких концертов мы поговорим чуть ниже, но «Молитва и Пост» мне нравится больше всего тем, что это был редкий сольный концерт Гребенщикова, под одну гитару, так что слушать такую версию хоть и непривычно, но любопытно. К тому же на нем целых 26 песен!

50 лет БГ
Далеко не все юбилейные концерты группы я могу рекомендовать к прослушиванию - зачастую они не особо отличаются от обычного концерта того периода. Но концерт на 50-летие БГ был особенным. Там и перформанс, и неожиданные гости с неожиданными песнями, и неожиданный выбор песен («Мама Анархия», «Город золотой», «Зоя и Соня»). К сожалению, в трансляцию не вошла «Коммунисты мальчишку поймали», но при желании можно найти где-нибудь ее запись.
У меня этот концерт был записан на VHS-кассету и затерт до дыр. Представляете, БГ поет в Государственном кремлевском дворце, и концерт почти полностью показывают по центральному телевидению. Вот были времена…

Концерт в Royal Albert Hall (2008)
Если вы читали мой рейтинг любимых альбомов «Аквариума», то знаете, как я люблю состав «Аквариум International» (собственно, альбом «Лошадь белая» у меня на первом месте в списке). Поэтому, наверное, не стоит объяснять, почему я рекомендую всем концерт группы в Royal Albert Hall, где, помимо стандартных песен «Аквариума», звучат еще и иностранные композиции. Потрясающие ощущения погрузения от такой «академической» музыки.

Оракул божественной бутылки (2010)
 В 2009 и 2010 году были выпущены два концертных альбома «Аквариума» 1998 года с программой «Новый электрический пес»: «Зомбияйц» и «Оракул божественной бутылки». Так что если захотите ознакомиться с той программой и тем звучанием, то советую один из двух этих альбомов. Тут уж кому что больше по душе. Лично я рекомендую «Оракул» - там и песен больше, и сам трек-лист поотбитее. Хотя у «Зомбияйц» есть свой шарм - например, Шар на перкуссии.

БГ+. Пятнадцать четвертей (2022)
Концерт 2 марта 2022 года. Первый после сами знаете чего. Такое просто необходимо слушать и смотреть. Это часть тех исторических событий, в которых мы все против своей воли оказались. И лично я вряд ли бы смог так долго держаться, если бы не песни и слова Бориса Гребенщикова.

Музыка, Аквариум

Previous post Next post
Up