Вторая часть моего личного рейтинга официальных альбомов "Аквариума". Первая -
по ссылке.
15. Равноденствие (1987)
Лебединая сталь песня классического состава «Аквариума». Соединение в одно всего лучшего, что удалось БГ и компании сделать за 15 лет. Кстати, это одна из причин, по которым я не воспринимаю «Феодализм» и «Нашу жизнь» как полноценные альбомы. После «Равноденствия» мог появиться только «Русский альбом», с совершенно новым «Аквариумом».
И хоть БГ впоследствии с возмущением рассказывал о проблемах сотрудничества с «Мелодией», все же запись на профессиональной аппаратуре дала о себе знать: группа словно воплотила в жизнь всё то, чего не могла сделать на двух предыдущих студийных записях.
От этого альбома у меня мистическое ощущение погружения. Я буквально не могу слушать его по частям или, например, с рандомным порядком песен. Я заныриваю в него «Иван-чаем» и выныриваю «Поколением дворников». Мне необходимо пройти полный путь, от первого до последнего трека, иначе будет ощущение незавершенности.
Ну и конечно, именно на «Равноденствии» звучат одни из самых пронзительных песен в истории группы - лучшая композиция о любви «Аделаида» и вечно актуальное «Поколение дворников». Неслучайно на новых концертах БГ поет последнюю песню со словами «они не постят в Фейсбук, они не строчат в Инстаграм».
Любимые песни: Партизаны полной луны, Аделаида, Поколение дворников и сторожей
14. Гиперборея (1997)
А вот и второй альбом древних песен, записанных в девяностые. И если «Пески Петербурга» были просто занятным экспириенсом, то «Гиперборея» вышла странным монстром, в котором гимноподобное звучание непонятным образом гармонировало с наглухо отбитыми, в край упоротыми и в слюни убитыми текстами.
Господи, ну как можно не восхититься, когда под целый струнный оркестр БГ замогильно завывает строчки в духе «ежели в доме расцвел камыш, значит в доме разлом, а ежели череп прогрызла мышь, время забыть о былом»!
Альбом многими может остаться непонятым, но если настроиться на его волну, то получится как у меня. Я получил новый «Треугольник», звучащий как новое «Равноденствие». И это великолепно!
Любимые песни: Люди, пришедшие из можжевельника, Ангел дождя, Духовный паровоз
13. Синий альбом (1981)
Первый официальный альбом в истории группы - и сразу такое сильное попадание. Из-за того, что группа после «беспредела» на фестивале в Тбилиси лишилась электрического звучания, «Аквариум» трансформировался в акустический квартет, и boy oh boy, как же им это идет! Просто аппаратура подпольных советских групп просто не выдержала бы проверку временем, и «тяжелый рок» того периода звучит весьма посредственно. А вот такие вот «песни квартирников» - в самый раз.
Возможно, «Синий альбом» не входит у меня в число самых любимых, но я просто не мог поставить его ниже с учетом его влияния и на меня, и на творчество группы. Еще в 1981 году БГ написал ироничную «Молодую шпану» и сатирического «Электрического пса», которые не теряют актуальность и до сих пор. Кажется, Гребенщиков сам дал себе установку: нельзя превращаться в собственный памятник, и он следует этой установке до сих пор. Многим у него стоило бы поучиться.
Любимые песни: Электрический пес, Джа даст нам все, Река
12. Дети декабря (1985)
Очень важный альбом лично для меня (в том числе и потому, что я родился в декабре). В нем группа развивает идеи «Дня серебра», но добавляет новых экспериментов (та же запись «Жажды» в 1985 году, без какой-либо электроники и компьютеров - это вообще что-то из ряда вон), а также делает песни более запоминающимися.
А на выходе - еще один цельный концептуальный альбом, но с более запоминающимися композициями. Большинство из них для меня звучат как какие-то магические заклинания, уносящие в таинственные миры. Особенно эта мистика прослеживается в «Снах», «Деревне» и, конечно, «Кад годдо».
Ну и конечно, для меня «Дети декабря» ценны еще и первой любимой песней БГ у моего сына. Он очень любит цифры, так что что это за песня, догадайтесь сами.
Любимые песни: Сны о чем-то большем, 212-85-06, Дети декабря
11. Песни рыбака (2003)
Это был второй альбом «Аквариума», который вышел после того, как я начал слушать эту группу (о первом - чуть позднее). И, наверное, самый светлый и солнечный. Даже светлее ZoomZoomZoom, где была одна печальная песня. Здесь единственное подобие мрачности было в песне «Человек из Кемерова», но скорее эта мрачность была шуточно-напускной.
Как и в случае с «Днем серебра», на «Песнях рыбака» нет каких-то цепляющих песен, но в данном случае это парадоксальным образом пошло альбому на пользу.
От него веет легкостью и светом, который равномерно распределяется по всем десяти композициям. А еще, в отличие от «Навигатора», здесь самоироничность БГ идет гораздо больше («и все хотят знать, так о чем я пою»).
А еще мне очень нравится, что «Песни рыбака» имеют четкую симметричную структуру сторон А и Б для записи на кассете. Первые песни на каждой стороне - задорный регги («Феечка» и «Пабло»), вторые - философски-ироничные («Человек из Кемерова» и «Туман над Янцзы»), третьи - энергичные («Послезавтра» и «Диагностика кармы»), четвертые - веселые и заводные с упоминанием животных («Морской конек» и «Уткина заводь»), пятые - романтические и умиротворяющие («Зимняя роза» и «Желтая луна»).
…Господи, в этом году альбому уже 20 лет!
Любимые песни: Послезавтра, Зимняя роза, Желтая луна
10. Ихтиология (1984)
Один из самых концептуально-неконцептуальных альбомов группы. Дело в том, что «Ихтиология» по сути является сборником записей с разных квартирников, поэтому не может обладать какой-то общей концепцией. Но при этом гармоничность альбома ощущается сразу, именно за счет той самой «квартирниковой» атмосферы, с нестройными инструментами, местами дефектами записи и скромными зрительскими аплодисментами.
Как раз за эту атмосферу я и обожаю «Ихтиологию». Я словно переношусь в ту самую эпоху и оказываюсь на тесной кухне, где слушаю Боба, Дюшу, Севу, Фана и других, которые рассказывают нам о том, какая все-таки рыба в океане плавает быстрее всех.
А еще это тот альбом, который я не воспринимаю без бонус-треков. Потому что они, за счет особенностей альбома, хорошо вписываются в трек-лист в любом количестве, да и некоторые из них даже круче, чем песни из основного списка. А именно - «Уйдешь своим путем» и «Немое кино».
Любимые песни: Рыба, Уйдешь своим путем, Немое кино
9. Архангельск (2011)
Первый заход «Аквариума» на остросоциальную дорожку современной России. Думаю, если в будущем сделают переиздание альбома, то бонус-треком в него просто обязаны включить «Расти, борода, расти».
Конечно, БГ и раньше писал подобные социальные песни, но когда вышел «Архангельск», я поразился, каким он может быть порой жестким и прямолинейны. Я еще не знал, что нас всех ждет через каких-то три года…
Да, я от многих слышал и читал, что «БГ не надо было лезть в политоту», что ему это якобы не идет и так далее. Но это мой субъективный рейтинг, а потому плевать я хотел на другие мнения. И прямой открытый Гребенщиков - это по мне.
Но «Архангельск» при этом остается тем самым альбомом «Аквариума» с вечными темами и светом в музыке. Я очень люблю этот баланс на альбоме. Но в рейтинге не могу поставить его выше по причине небольшой вторичности, о которой - чуть позднее.
Любимые песни: Назад в Архангельск, Марш священных коров, Огонь Вавилона
8. Кострома mon amour (1994)
С этим альбомом у меня вышла очень забавная история, о которой я уже не раз рассказывал. Чтобы не расписывать заново всё, скажу вкратце: он мне попался случайно, потому что продавцы кассет по ошибке положили его в коробку с обложкой альбома БГ и Майка «Все братья - сёстры».
И, надо сказать, я ни разу не пожалел, что мне тогда досталась именно «Кострома». Это тот случай, когда на альбоме мне в душу запали вообще ВСЕ песни. У каждой я нашел какую-то изюминку, заставляющую меня переслушивать их из раза в раз. Ну, разве что «Русская нирвана» получилась какой-то… обычной что ли. Но это тот случай, когда ты «худший из лучших». А уж две последние песни на альбоме - это просто отвал всего. Я их переслушивал, наверное, чаще всех остальных.
Любимые песни: Из сияющей пустоты, Сувлехим Такац, Не пей вина Гертруда
5-7. Соль (2014), Время N (2018), Знак Огня (2020)
Да, я решил так считерить, что вы мне сделаете, я в другом городе. Моя игра - мои правила.
С выхода всех трех альбомов прошло не так много времени (хотя «Соли» уже девять лет, но все же), и пока что я не могу определиться, какой из них вышел лучше, а какой хуже. «Время N» и «Знак Огня» похожи друг на друга структурой движения от тьмы в полный мрак, а затем к свету. У «Времени N» это получается лучше, но трек-лист «Знака Огня» мне кажется посильнее. «Соль» же дышит в каждой строчке печалью и безысходностью, но при этом содержит мою самую любимую песню «Аквариума» на данный момент - «Любовь во время войны». Плюс она была первой, а два следующих альбома были лишь продолжением идей.
Что можно сказать об этих альбомах в целом? Они отлично отражали мои чувства и настроения в годы выхода. Когда я понимал, что все становится хуже и хуже, и даже якобы живущий в Тибете гуру Борис Борисович перестал сдерживаться и «спустился» на нашу грешную землю (хотя на самом деле он с нее и не уходил). После «Знака Огня» все стало в разы хуже, но сейчас «Аквариум» выпустил совершенно не отвечающий настроениям времени, светлейший «Дом всех святых». Видимо, БГ устал от своей трилогии «Вой» (хотя этот вой и в новый альбом просачивается). Тем не менее, такой прямой и открытый разговор со слушателями мне очень понравился.
Как понравилось и то, что «Аквариум» с годами не становится заложником собственных песен, а продолжает экспериментировать, развиваться и творить. Хотя мог бы, как многие коллеги, почивать на лаврах. Поздний БГ ничем не хуже, а местами даже лучше БГ раннего.
Любимые песни: Губернатор, Любовь во время войны, Stella Maris/Сякухачи, На ржавом ветру, Песни нелюбимых/Вон Вавилон, Знак, Изумрудная песня
4. Акустика (1982)
Ну и закроем тему «раннего» «Аквариума» моей любимейшей «Акустикой». Она в свое время была переписана на затертую кассету, очень часто переслушивалась, из-за чего звучание было просто отвратительным, но по мне это добавляло песням и всему альбому своего шарма. Если меня спросят, что нужно послушать, чтобы получить представление о раннем «Аквариуме», я назову именно «Акустику». Это словно записанная в студии «Ихтиология» или вывернутый на максимум «Синий альбом».
Возможно, конечно, на меня влияют теплые воспоминания из детства (мой второй альбом «Аквариума» после «Синего льва»), но если говорить объективно, «Акустика» прекрасна своим наполнением. Многие песни «Аквариум» до сих пор играет на концертах. Кажется, «Акустика» в этом плане рекордсмен среди альбомов первого состава.
Если некоторые альбомы я критиковал за их «нецельность» и «неконцепутальность», то с «Акустикой» вышла удивительная вещь. Дело в том, что из-за массы переизданий существует сразу несколько вариантов этого альбома, с разным порядком и количеством песен. Но при этом все они смотрятся гармонично и на своих местах. Потому что «Акустика» - это та самая сумма, которая не меняется от перемены мест слагаемых. И это великолепно.
Кстати, у меня была самая редкая версия - издание 1996 года от «Триария», начинавшееся «Укравшим дождь» и заканчивающееся «Контрдансом».
Любимые песни: Укравший дождь, Песня для нового быта, С той стороны зеркального стекла
3. Русский альбом (1992)
Да, трилогия «Вой», делящая в моем рейтинге места с пятого по седьмое, мне исторически ближе. Но «Русский альбом» в рейтинге просто не может находиться ниже третьей строчки, поскольку он слишком хорошо выдержал проверку временем.
Распустив «Аквариум», БГ внезапно ударился в русскую народную хтонь, и вышло у него это настолько хорошо, что сами видите - третье место.
«Русский альбом» одновременно и пытается выразить всю ту древнерусскую тоску, скопившуюся в груди Гребенщикова, и в то же время заговорить об актуальных событиях, обрушившихся на нас всех в «перемену времен».
Странная вещь - у большинства музыкантов мне не нравятся тягучие и длинные песни (я не могу воспринимать тех же «Егоркину былину» или «Ванюшу» Башлачева), но у БГ мне они зачастую нравятся даже больше, чем драйвовые и динамичные. И поэтому когда я услышал свежую «Махамайю», в моем сердце она отдалась приятными воспоминаниями о «Русском альбоме».
Возможно, лет через десять «Соль» или «Знак огня» мной будут восприниматься так же, как сейчас «Русский альбом». Но им, повторюсь, еще надо настояться.
Любимые песни: Никита Рязанский, Кони беспредела, Бурлак
2. Сестра Хаос (2002)
Ну а здесь будет чистейшая субъективщина. «Аквариум» я начал слушать в 2001 году. А в 2002 году вышел альбом «Сестра Хаос». Ну то есть понимаете. Для меня это был первый НОВЫЙ альбом любимой группы. А потому представьте чувства, которые нахлынули на меня от его прослушивания. Вот только недавно я видел по МТВ клип на новенький «Брод», только послушал «Кардиограмму» на «Нашем радио», как вот они уже на альбоме - свеженькие, в стройном ряду, как кирпичики в стене.
Разумеется, кассету с «залитой кровью» обложкой я заслушивал до посинения. Там же познакомился с составом «Аквариума» 3.0 (БГ, Суротдинов, Потапкин, Шар, Рубекин, Кудрявцев). Из них в группе, помимо самого БГ, остался только скрипач Андрей Суротдинов (который вообще держит рекорд по продолжительности игры в «Аквариуме»). В общем, она остается очень дорогой и близкой моему сердцу.
Но даже если судить объективно, то «Сестра Хаос» вышла очень мощной - не только я называю ее в числе лучших альбомов группы. БГ говорил, что для нее было написано двадцать песен, а отобраны девять лучших. Кстати, я до сих пор теряюсь в догадках, что это были еще за 11 песен. Из того периода я помню лишь «Мальчик золотое кольцо». «Скорбец» и «Афанасий Никитин» уже поздновато. «Сутра ледоруба»?
И, кстати, именно «Сестру Хаос» мне по структуре напомнил альбом «Архангельск». Первая - остросоциальная песня («500» - «Назад в Архангельск»), вторая - философская с темой воды («Брод» - «Красная река»), третья - загадочно-мистическая («Над полем клевера» - «Нога судьбы»), четвертая - легкий регги («Растаманы из глубинки» - «Марш священных коров»). Дальше уже шли разночтения, но сходство все равно можно было найти («Псалом 151» - «Тайный узбек», «Северный цвет» - «Небо цвета дождя»).
Но только «Сестра Хаос» была раньше и лучше прошла проверку временем и настроем. Жаль, что песни с нее БГ редко играет на концертах (только «Растаманов» разве что).
Любимые песни: 500, Брод, Северный цвет
1. Лошадь белая (2008)
Ох, как же хороша «Лошадь белая»! В ней словно собрано все лучшее, что делала группа предыдущие годы. И лирика, и социальный подтекст, и философия, и мощные рок-запилы! И все это в красивейшей обертке «Аквариум International» с музыкантами со всего мира и огромным числом инструментов.
И как же все эти инструменты гармонично звучат! Я мог представить те же песни в исполнении акустического квартета периода «Синего альбома», но их новое оформление словно добавляло дополнительного смысла словам и подтекстам.
А еще в свое время альбом мне спас жизнь, не буду снова рассказывать об этом. Так что это тоже, естественно, оказало свое влияние.
А еще на этом альбоме звучит песня, которая подарила мне мой псевдоним - Паисий Пчельник.
«Лошадь белая» стала для меня последним на долгий срок привычным и классическим альбомом светлого солнечного «Аквариума». После этого за полтора десятка лет вышли частично составленные из старых песен «Пушкинская, 10», «Аквариум Плюс» и «Тор», более социальный «Архангельск», пресловутая трилогия «Вой»… И только «Дом всех святых» вернул меня в эпоху белой лошади.
2008 год был одним из лучших в моей жизни. У меня наконец-то появилось стабильное жилье в Москве, я познакомился с будущей женой, порадовался успехам наших ногомячистов и клюшкошайбистов на чемпионатах Европы и мира (тогда меня эта фигня еще беспокоила). Ну и послушал свой любимый альбом «Аквариума».
Любимые песни: Дуй, Аригато, Что нам делать с пьяным матросом
В будущем я планирую сделать краткие обзоры других, неофициальных альбомов «Аквариума». Если доберусь и не забью. Можете написать в комментариях, какие альбомы БГ больше всего любите вы.